ПРИВАЛОВ Николай Иванович

Найдено 1 определение
ПРИВАЛОВ Николай Иванович
1868–1928) — музыкальный этнограф, инструментовед, композитор, дирижер. Родился в Нижнем Тагиле. Образование получил в Петербурге: в 1895 г. окончил Горный институт, а в 1903-м — Археологический. В 1890-х гг., работая горным инженером в Олонецкой губернии, увлекся русскими народными инструментами и собрал большую их коллекцию. Это послужило началом многолетней плодотворной деятельности: П. занимался разыс-канием инструментов, их реконструкцией и совершенствованием, ему принадлежат глубокие историко-этнографические научные исследования. Уже в зрелые годы П. принял решение полностью посвятить себя музыке. Испытывая недостаток профессиональных знаний, брал частные уроки по гармонии, контрапункту, инструментовке и композиции у профессоров Петербургской консерватории. Как композитор он написал несколько опер и симфоний, музыку к драматическим спектаклям. Много занимался обработкой русских народных песен. В одном из писем к В.В. Андрееву П. уверял, что им создано более 5000 произведений разных жанров для оркестра русских народных инструментов. С 1896 г. П. начал сотрудничать с Великорусским оркестром — он выступал как исполнитель на гуслях, одновременно учился у Андреева игре на балалайке, а также помогал ему по работе в войсках гвардии. Но главным было то, что П. как знаток народных инструментов создал подлинно научную базу деятельности Андреева, способствовал тембровому обогащению состава русского оркестра, повышению его художественного уровня. П. был одним из самых близких друзей и сподвижников Андреева. Однако их отношения складывались непросто. Творческие и личные разногласия постепенно привели к охлаждению и даже враждебности. В 1913 г. их пути окончательно разошлись. П. вел большую просветительскую работу. Он был организатором и руководителем Бесплатных музыкальных классов игры на русских инструментах при Петербургском народном доме, которые функционировали с 1902 по 1917 г. В этот же период П. создал несколько самодеятельных ансамблей — древнерусский из домр и гуслей, хор рожечников и великорусский оркестр по образцу андреевского. Под управлением П. оркестр исполнял как его собственные сочинения, так и популярные произведения русской классики. П. также постоянно занимался профессиональной педагогической деятельностью. В своем родном Археологическом институте он основал кафедру музыкального фольклора и руководил ею с 1908 по 1919 г. В 1920–1922 гг. был профессором и проректором Одесской консерватории. В последние годы жизни, вернувшись в Ленинград, преподавал в музыкальных техникумах. Читал многочисленные публичные лекции. Был одним из руководителей музыкальной самодеятельности завода «Красный треугольник». (М.К.) Лит.: Баранов Ю. Подвижники народной музыки. М., 1988; Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987; Илюхин А. Н.П. Привалов // Методические материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах. Ч. 2. М., 1971. С. 28; Оржаковская Н.В. О деятельности Н.П. Фомина, Ф.А. Нимана, Н.И. Привалова // Проблемы дирижирования и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 7. Тамбов, 2001.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
686.96 кб

Гусли в музыкальной культуре России конца XIX - начала ХХ века: Николай Иванович Привалов и Осип Уст

Акулович Виктор Ильич, Брунцев Валерий Александрович
Развитие исполнительства на гуслях в конце XIX - начале XX века определяли два выдающихся деятеля российской культуры - музыкант, этнограф, дирижер, исследователь Николай Иванович Привалов (1868-1928) и музыкант-самородок, гусляр