(1839—1894) — живописец-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но свидетельствующие о том, что он обладал редким даром наблюдательности, вдумчиво относился к своим задачам и прекрасно изучил отечественные типы и нравы, появлялись, преимущественно, на выставках товарищества передвижных художественных выставок. Из этих картин особенно сильное впечатление на публику произвела в 1865 г. одна, изображающая московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники (находится в Третьяковской галерее, в Москве). Среди прочих произведений П., лучшими могут считаться "Погорельцы" (1870, в той же галерее), "На тяге", "Жестокие романсы" (1881), "Возвращение с ярмарки" (1883), "Спасов день" (1887), "Охота на медведя" и "В мастерской художника" (1890).
{Брокгауз}
Прянишников, Илларион Михайлович
родился в Москве 1839; ученик Училища живописи, ваяния и зодчества. Получил 1-ю серебр. медаль за картину "Гостиный двор в Москве" и звание академика в 1870 г. Один из деятельнейших членов Товарищества передвижных выставок.
Он исполнил две литографии, пером на камне, в Альбом видов и сцен русской жизни (Автограф Московских художников. Москва, 1867 г., с адресом Эргота); две литографии к "Страшной мести" и три к "Пропавшей грамоте" Гоголя, в издании Голяшкина (Москва, 1874). Последние пять литографий подписаны монограммою мастера "ИП" и печатаны тоном.
{Ровинский}