ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ

Найдено 1 определение
ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ
(от др.-греч. ярбрАтциа - преграда, трудность, задача) - 1)это теоретическое или эмпирическое суждение, отражающее противоречие, несоответствие имеющегося уровня научного знания с потребностями науки или практики; 2) знание о незнании [В. Берков]. Незнание может быть результатом неполноты и недостоверности имеющихся в распоряжении ученых фактов, отсутствия корректных и надежных методов исследования, недостаточного уровня теоретического осмысления. Чаще всего IL выступает как отражение противоречия между имеющимися фактами и теоретическими построениями, т. е. между эмпирическими представлениями и теоретическими знаниями. Исследование начинается с понимания и формулировки проблемы и завершается ее решением либо уточнением, т. е. получением нового знания. Таким образом, осмысление проблемы является одной из форм познавательной деятельности, включающей процедуры диагностики сущности проблемы, причин ее появления и путей решения. Правильная постановка проблемы служит важной предпосылкой ее успешного решения. Для решения научной проблемы может быть выдвинута гипотеза.
С учетом содержания и характера выявленного противоречия П. может быть теоретической или практической (эмпирической), тем самым она определяет вид исследования и формулировку цели и задач. Теоретические проблемы явно и неявно включают вопросы: почему, зачем, каким образом, как часто и проч., которые позволяют выйти на уровень понимания причинно-следственных, динамических и структурно-функциональных закономерностей. Эмпирические проблемы ориентированы на пополнение и удостоверение фактографической базы и отвечают на вопросы: кто, что, когда, сколько и т. д., т. е. нацелены на описание иреконструкцию.
С учетом особенностей исторического познания, проблемы могут быть связаны: 1) с познанием объекта и предмета исследования (описание и теоретическое осмысление исторических объектов и процессов); 2) с разработкой и совершенствованием научных методов; 3) с оценкой итогов и результатов исторических исследований; 4) с анализом теоретических и практических аспектов использования исторических источников. По типу решаемого вопроса выделяют оценочные, методологические, аналитические, синтетические проблемы.
При выборе и формулировке проблемы большую роль играют ценностные ориентации и личностные качества исследователя, его представления о назначении истории и исторического труда. Наибольшую трудность вызывает постановка теоретических (фундаментальных) проблем, так как они связаны с необходимостью аналитического обобщения накопленного научного опыта, сложившихся теоретикометодологических подходов, научных школ и их особенностей и т. д. П. задает целый ряд элементов научного исследования: цель и задачи, а также предмет и объект. Все они связаны друг с другом и образуют единое целое.
Лит.: Берков В. Ф. Научная проблема (логико-методологический аспект). Минск, 1979; Герасимов И. Г. Структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985; КовалъченкоИ.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 206; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010. С. 29- 68; Мининков Н. А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н / Д., 2009; Санцевич А. В. Методика исторического исследования: учеб. пособ. Киев, 1990. Л. Н. МАЗУР, О. М. МЕЛЬНИКОВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
336.91 кб

Структура научной проблемы

Прытков Владимир Павлович
В статье излагаются результаты анализа структуры естественно-научных проблем.
Читать PDF
321.46 кб

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Самохин А. А.
Читать PDF
260.58 кб

Проблема научности философии

Суханов Ким Николаевич
Исследуется проблема применимости критериев научности, научной рациональности к философии.
Читать PDF
197.00 кб

Проблема генезиса научной элиты

Липчанская И. В.
Читать PDF
514.15 кб

Проблема типов научного дискурса

Кротков Евгений Алексеевич, Зуев Константин Александрович
В статье предпринята попытка построения теоретической модели научного дискурса, без которой весьма затруднены его спецификация и деление на виды.
Читать PDF
111.91 кб

Проблема единства научного знания

Дудник Сергей Иванович, Марков Борис Васильевич
В статье рассматриваются возможности согласования естественнонаучных и социально-гуманитарных методов в междисциплинарных исследованиях. Раскрыта трансформация дилеммы понимания и объяснения в процессе развития социальных наук.
Читать PDF
103.52 кб

Научный реализм и проблема истины

Макеева Лолита Брониславовна
Читать PDF
983.52 кб

Проблема истины в научном познании

Файзуллина Сюмбель Сабирзяновна
Статья посвящена теме «Проблема истины в научном познании».
Читать PDF
172.85 кб

Эстетика слова как научная проблема

Фортунатов Николай Михайлович
Предлагается новый метод анализа литературного текста, основанный на сближении литературоведения и лингвистики.
Читать PDF
287.65 кб

Проблема плагиата в научных работах

Абрамова Наталья Юрьевна
Плагиат это порок, который присущ современному обществу. Он получил распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов с развитием информационных технологий.
Читать PDF
235.30 кб

Феномен этноса как научная проблема

Триль Юлия Николаевна
В данной статье рассматриваются основные концепции этноса, имеющиеся в зарубежной и российской литературе.
Читать PDF
1.04 мб

Проблемы научных публикаций в России

Обжорин Алексей
Эссе посвящено анализу факторов, препятствующих популяризации научного знания российских ученых.
Читать PDF
135.06 кб

Проблема активности научной традиции

Биргер Павел Аркадьевич
Статья посвящена проблеме влияния научной традиции на развитие науки. Рассматриваются внутренние и исторические предпосылки формирования традиционных научных установок.
Читать PDF
228.62 кб

Научное объяснение как проблема науки

Васильченко В. П.
Читать PDF
291.09 кб

Проблема математизации научного знания

Алексеев И. А.
Рассматривается проблема математизации научного знания в историческом аспекте и тенденции современного уровня философии математики как методологического и логического дисциплинарного анализа.