Процесс цивилизации

Найдено 1 определение
Процесс цивилизации
В работах «Цивилизация нравов» и «Динамика Запада» немецкий социолог Норберт Элиас провел всесторонний исторический анализ эволюции нравов западного общества начиная со Средних веков. Пользуясь понятием «процесс цивилизации», он описал движение длительной временной протяженности, характеризующееся растущей рационализацией поведения, подавлением эмоций и импульсов в результате интериоризации социальных норм и запретов. Изучая правила поведения за столом, манеры сморкаться, плевать, испражняться, умываться и совокупляться, а также вызываемые всем этим чувства стыда, замешательства, смущения или отвращения, Норберт Элиас обнаружил процесс, который начался в Средние века и ускорился в XVII в.: процесс, побуждавший западного человека все больше и больше скрывать от других свое тело, телесные отправления и импульсы, отводить для телесных функций особое интимное пространство (об этом свидетельствуют растущее смущение перед наготой, устранение телесных запахов, появление плевательницы, носового платка и туалетов). Вместе с тем эволюция чувствительности, рассмотренная социологом в долговременной перспективе, была, с его точки зрения, не линейным процессом, а феноменом, проходившим стадии ускорения, застоя и даже регресса. Обнаружив этот феномен, Норберт Элиас не ограничился простым описанием, но попытался рассмотреть его в контексте и выявить национальную специфику, с тем чтобы предложить свое объяснение. Для этого он стал выяснять, каким образом динамика отношений между социальными группами влияет на изменения чувствительности и поведения. С его точки зрения, решающую роль в этой эволюции в раннее Новое время сыграло установление сильной королевской власти, ставшее возможным благодаря превращению военной аристократии в придворную и подчинению ее этикету двора. Утонченность нравов, постепенно распространявшаяся на все общество, имела в своей основе сложное сочетание миметизма и желания отличиться, которыми были пронизаны отношения между придворным дворянством и поднимающейся буржуазией. Кроме того, установление королевской монополии на легитимное применение насилия повлекло за собой прекращение открытой борьбы в социальном пространстве и более строгий контроль над импульсивностью. Следовательно, по мнению Норберта Элиаса, причины овладения аффектами и влечениями, причины той эволюции психической экономии, которая заключается в переходе от социального принуждения к самопринуждению, следует искать в социогенезе государства. В этой влиятельной теории, которая развивалась Элиасом с конца 1930-х гг., но во Франции была воспринята с большим опозданием, соединились социологический, антропологический, исторический и отчасти даже психоаналитический подходы; в сфере гуманитарных наук она породила многочисленные исследования и споры. Среди историков, например, влияние Элиаса ощущается в работах Андре Бюргьера, Робера Мюшамбле, Алена Корбена и Роже Шартье. В настоящее время Норберт Элиас стал бесспорным классиком социокультурной истории. Между тем его концепция зачастую подвергалась критике. Так как она отличается крайне обобщенным характером, исследования, посвященные более коротким периодам и более узким социальным группам, привносят в нее многочисленные уточнения. Некоторые объявляют ее устаревшей, обвиняя Элиаса в упрощении и наивном эволюционизме. Однако если присмотреться внимательнее, то хотя определенный эволюционизм у Элиаса и присутствует, но у него ни в коем случае не описывается однолинейное, неизменно поступательное развитие. Он выявляет слепой, неосознанный, не имевший заранее намеченной цели процесс: сложное социальное движение, которое привело в Западной Европе к большей упорядоченности и стабильности в контроле над эмоциями и в котором он вместе с тем усмотрел определенную системность, связность и интеллигибельность. Критикам, ссылающимся на общество «вседозволенности » и на относительное освобождение нравов в современном обществе, можно ответить с позиций Элиаса, что именно эффективность внутреннего контроля и ситуация крайнего самоиринуждения сделали в настоящее время возможным такое поведение, которое прежде считалось непристойным. Так, Жан-Клод Кофман, изучавший процессы «информализации» и феномен моды на загорание на пляже с голой грудью {Kaufman J.-С. Corps de femmes, regards d'hommes. P., 1998), обнаружил парадоксальное явление: своего рода игру с нормами, настолько глубоко интериоризованными, что они теперь оставляют определенное пространство свободы, не снижая при этом признанного порога чувствительности. По нашему мнению, наиболее существенная критика тезисов Норберта Элиаса сводится к тому, что из его анализа общества Старого порядка почти совсем исключен религиозный фактор и что его концепция никак не помогает объяснить разгул насилия в XX в., казалось бы, противоречащий процессу цивилизации.
• Габитус, Историческая антропология. Конструктивизм, Чувства/История чувств

Источник: Словарь историка 2011