Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов — синдикат, начал действовать в 1906 г. К 1910 г. объединял почти все заводы этого типа. В 1918 г. заводы синдиката национализированы.
ПРОДВАГОН
ПРОДВАГОН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
"ПРОДВАГОН"
Об-во для торговли изделиями рус. вагоностроит. з-дов", - синдикат рус. вагоностроит. з-дов. Устав об-ва был утвержден в июне 1904, действия открыты в авг. 1906. До возникновения об-ва существовало нелегальное монополистич. объединение вагоностроит. з-дов, первые сведения о к-ром относятся к 1890. К 1907-10 "П." объединил все (14) з-ды (кроме Киевского машиностроительного), изготовлявшие вагоны для казенных и частных жел. дорог широкой колеи. На долю "П." в 1909 приходилось 90% общей суммы заказов на вагоны, в 1914 - 97%. Отношения между "П." и контрагентами определялись договорами. Доли з-дов в произ-ве регулировались, исходя из их производительности. В нач. 1917 был введен принцип равенства долей, а договоры продлены до 1919. Нарушение условий договоров контрагентами каралось крупными штрафами. Деятельность "П." возглавлялась Советом; акции об-ва были распределены между контрагентами (осн. капитал 400 тыс. руб.). Синдикат действовал с ведома пр-ва в тесном контакте с К-том по распределению заказов на рельсы, скрепления и подвижной состав для жел. дорог (1902-14). Совместно с правительств. органами определялись общий объем произ-ва и цены на вагоны. В 1909-13 и в период 1-й мировой войны выпуск вагонов был сокращен, что явилось одной из причин транспортной разрухи 1917. После Окт. революции "П." был ликвидирован, но его аппарат нек-рое время частично использовался Сов. властью. Лит.: Кафенгауз Л., Синдикаты в рус. жел. пром-сти, М., 1910; Мат-лы по истории СССР, т. 6, М., 1959, с. 303-17; Экономич. положение России накануне Вел. Окт. социалистич. революции. Март - окт. 1917. Док-ты и мат-лы, ч. 1, М., 1957. Л. Е. Шепелев. Ленинград.