ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
специальное образование, связанное с приобретением определенных знаний и навыков в какой-либо области, конкретной профессии и специальности. Путь получения — обучение в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
овладение навыками по конкретной специальности в проф.-техн. учеб. заведениях. В 1847 в Пенз. открыто уч-ще трудолюбия для девочек, в 1873 первая школа портных, в 1874 жен. ремесленная школа им. Л. А. Татищевой, в 1884 ремесленная школа им. Ф. Е. Швецова, в 1887 лесная школа в Засурском лесничестве. До 1917 в губернии было открыто еще 4 учеб. заведения для подготовки специалистов по профессиям: столяр, станочник, кузнец. С 1918 по 1921 открыты 4 школы ФЗУ на базе никольск. з-да «Красный гигант», Пенз. з-да «Маяк революции» и трубочного з-да. В 1940 в стране была создана новая система проф.-техн. образования, для централизов. пополнения рабочей силы з-дов, ф-к, строек, объектов с. хоз-ва квалифициров. рабочими кадрами. Единая централизов. система планирования, подготовки и распределения квалифициров. рабочих кадров объединила новые типы проф.-техн. учеб. заведений – ремесленные, железнодорожные уч-ща (РУ и ЖУ) и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). К 1941 в Пенз. обл. было открыто 10 школ ФЗО, 5 РУ и ж.-д. уч-ще (в Пенз., Н. Ломове, Кузнецке, Городище, на ст. Евлашево, Пашково, Сердобске, Чембаре, Земетчине). В условиях воен. времени срок обучения в уч-щах был сокращен до одного года, в школах ФЗО до неск. месяцев. В 1941 подготовлен 6551 рабочий, в 1942 – 9358, в 1943 – 7883, в 1944 – 5706, в 1945 – 4755. Всего в годы Вел. Отеч. войны в учеб. заведениях Гос. труд. резервов (ГТР) Пенз. обл. было подготовлено свыше 34 тыс. рабочих, из них в школах ФЗО свыше 26 тыс. В послевоен. годы выпуск молодых рабочих из школ ФЗО и РУ был значительно увеличен. К 1946 в области насчитывалось 26 учеб. заведений ГТР, из них – 16 школ ФЗО, 9 РУ и одно ЖУ. В 1946 было подготовлено 2866 рабочих, в 1947 – 3857, в 1948 – 3257, в 1949 – 3095, в 1950 – 1828; всего за годы 4-й пятилетки –15 тыс. рабочих, из них в школах ФЗО 8 тыс. В 1951–55 сокращается сеть школ ФЗО, кач-во подготовки в к-рых перестало отвечать требованиям произ-ва. Были созданы новые типы учеб. заведений. В 1952 открыты 13 уч-щ механизации с. хоз-ва и курсы механизаторов при МТС, в 1954 – 5 техн. уч-щ (ТУ) в городах Пенз., Кузнецке, Каменке и Сердобске. В 1951 в учеб. заведениях ГТР подготовлено 1748 специалистов, в 1952 – 1804 рабочих, в 1953 – 6255, в 1954 – 6130, в 1955 – 6587, всего – свыше 22,5 тыс. квалифицир. специалистов. В 1956–58 темпы роста подготовки квалифицир. рабочих в учеб. заведениях ГТР были ускорены, стали появляться новые типы учеб. заведений, в 1957 в Пенз. и Кузнецке были открыты 4 строит. школы. За 1946– 58 было подготовлено 57,5 тыс. молодых квалифициров. рабочих, в том числе по осн. профессиям: слесарей – 7 тыс., столяров и плотников – 6 тыс., токарей – 5 тыс., каменщиков и штукатуров – 4 тыс., помощников машинистов паровозов и тепловозов – 700, трактористов – 11420, механиков- комбайнеров – 3650. За 60 лет системой профтехобразования области подготовлено б. 554 тыс. квалифицированных рабочих, в т. ч. для с. хоз-ва 262 тыс. чел. В кон. 1990-х гг. в 40 профессиональных училищах и лицеях обл. обучение велось по 56 профессиям государственного стандарта. Ежегодно в учреждениях начального профессионального образования проходят подготовку 16 тыс. чел., а выпуск молодых специалистов составляет ок. 7 тыс. человек в год. Учеб. процесс осуществляют ок. 1600 педагогических работников, из них 550 преподавателей и ок. 1100 мастеров производ. обучения. Учебно- материальная база включает в себя 660 кабинетов общеобразовательных дисциплин и профтехцикла, 120 лабораторий, 135 производ. мастерских, имеется 18 учеб. хозяйств. Для развития техн. и худож. творчества создан областной Центр дополнительного образования. На базе профессионального училища № 2 в Пенз. функционирует областной музей истории начального профессионального образования. Лит: Рассказы мастеров о воспитании. Саратов, 1967; Они из профтехучилищ. Саратов, 1982; Справочник для поступающих в учебные заведения Пензенской области в 1997 году. Пенз., 1997; Очерки истории образования Пензенского края. Пенз., 1997. В. А. Баранов, М. С. Галахов, В. Н. Корчагин, Л. Н. Корчагина.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
303.61 кб

Профессиональная культура психолога образования

Исаева Н. И.
Isaeva N.I. Professional Culture of Educational Psychologists. The article gives grounds to the correlation of the concepts «culture», «professional culture» and «professional psychological culture».
Читать PDF
101.85 кб

Профессионально-техническое образование в России

Балдин Сергей Сергеевич
Historiographic problems of Professional-technical education in Russia are elucidated by Candidate of Historical Sciences S. Baldin. The author estimates scientific study of Professional education in Russia.
Читать PDF
257.09 кб

Профессиональное дизайн-образование в университете

Полтавская М. Д.
Читать PDF
110.39 кб

Роль семьи в профессиональном образовании молодежи

Дикун Н. А.
Статья посвящена молодежи как особой специфической группе общества, обладающей совокупными половозрастными, социально-психологическими и иными особенностями, которая является своеобразным индикатором общественного развития, физиче
Читать PDF
523.82 кб

Профессиональное развитие и образование специалиста

Анурин Владимир Федорович, Клочкова Татьяна Николаевна
На основании результатов проведенного исследования выявляется отношение государственных гражданских и муниципальных служащих к роли дополнительного профессионального образования в профессиональном развитии специалиста.
Читать PDF
6.10 мб

Патриотическое воспитание в профессиональном образовании

Т. Л. Князева
Читать PDF
201.15 кб

Психосоциальный диссонанс в профессиональном образовании

Васина Вероника Викторовна
Вводится обобщенное понятие психосоциального диссонанса как несоответствие значений индивидуальных или групповых представлений нормам социальной эталонной группы (общества), приводящее к психическому дискомфорту, напряженности, ко
Читать PDF
224.18 кб

Профессиональное музыкальное образование в современном мире

Слуцкая Лариса Евдокимовна
Статья посвящена проблеме развития профессионального музыкального образования в условиях, сложившихся в пространстве культуры на современном этапе.
Читать PDF
190.53 кб

Образование и социально-профессиональная адаптация личности

Тарасенко Л. В.
Читать PDF
131.95 кб

Профессиональное образование и карьера молодого специалиста

Пьянкова Е.
Читать PDF
394.23 кб

Социализация молодежи в рамках профессионального образования

Кравченко В. И.
Читать PDF
230.27 кб

Профессиональное образование в новых социокультурных условиях

Рустамова Эльмира Бегляровна
в статье выявлены современные противоречия профессионального образования в условиях культуры экономики знаний. Показаны возможные пути выхода из сложившейся ситуации для начального и среднего профессионального образования
Читать PDF
435.40 кб

Фактор идентичности — императив профессионального образования

Хомутинникова Лидия Викторовна
В современном глобализуемом мире не обойтись без чувства идентичности. Это наш «психологический якорь», удерживающий в разбушевавшемся море потрясений и метаморфоз.
Читать PDF
1.12 мб

Ценность профессионального образования в современных условиях

Ореховская Наталья Анатольевна
Молодежная безработица ведет к углублению бедности, которая становится устойчивым явлением.
Читать PDF
277.23 кб

Проблемы выпускников учреждений профессионального образования

Евстратова Т.А.
В статье рассматривается современная ситуация на рынке труда, когда значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве: с одной стороны, снижением спро

Найдено книг по теме — 14