Прохор, епископ Ростовский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Прохор, епископ Ростовский
Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В Житии митрополита Петра в рассказе о его канонизации на Владимирском соборе 1327 г. упоминается П.: «Князь Иван, написав та чюдеса, и посла в град Владимерь ко святому собору, и, взем свиток, преподобный епископ Прохор взиде на анбол, и нача чести чюдеса, бывшаа в граде Москве от гроба святаго Петра митрополита». Второй извод первой редакции этого жития в рукописях называется «Преставление Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора епископа ростовского». На этом основании Житие митрополита Петра в первоначальной редакции считалось написанным П. Но уже Е. Е. Голубинский усомнился в возможности этого, так как П. упоминается там при этом как преподобный. В. А. Кучкин также отрицает авторство П., объясняя наличие его имени в заголовке Жития тем, что оно было перенесено сюда с Поучения, которое во втором изводе присоединили к Житию. Таким образом, П. он считает автором этого Поучения. Поучение же это является собственно поучением лишь в первой своей части, второй частью представляя собой похвальное слово митрополиту Петру. Оно несамостоятельно и обнаруживает свою зависимость от «Поучения на память святого апостола Марка», «Поучения на память апостола или мученика», «Похвального слова вселенским патриархам», «Поучения в неделю по рождестве Иоанна Предтечи» и от третьей статьи Фрейзингенских отрывков. В рукописях, однако же, оно не носит имени П., но называется обычно, когда помещается отдельно от Жития, «Поучение Петра митрополита, егда препре тверского епископа Андрея в соборе». Наличие имени Петра в этом заголовке заставляет допустить, что поучение Петра здесь слито с похвальным ему словом П.
Изд.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, с. 312; Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – Христ. чт., 1909, август–сентябрь, с. 1113–1115.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 76; Барсуков. Источники агиографии, стб. 447–449; Ист. рус. лит. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 70; Голубинский Е. История русской церкви, период второй, Московский. М., 1900, т. 2, 1-я пол., с. 98; Кучкин В. А. Сказание о смерти митрополита Петра. – ТОДРЛ, 1962, т. 18, с. 59–79.
Г. М. Прохоров

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Прохор, епископ ростовский

(† в 1328 г.). — До посвящения в епископы (1311) был архимандритом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря; основал Толгскую обитель (1314), спас Ростов от нашествия Ахмыла (1322) и составил краткое житие св. Петра митрополита (напечатанное в "Материалах для истории русской церкви", Харьков, 1862) и канон ему.


Ср. "Иерархи Ростовско-Ярославской паствы" (Ярославль, 1864) и Филарет, "Обзор духовной литературы" (ч. I, СПб., 1884).


{Брокгауз}





Прохор, епископ Ростовский


(в схиме Трифон) — святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский.


† 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.


В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени.


В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.


В 1314—1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери.


В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием.


В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича.


14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой.


В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь.


Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон.


О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа "нача своима рукама сещи лес", как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, "и очищати место оное и готовити древа на церковь, тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу..." Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, "поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители". Явленная икона прославилась многими чудотворениями.


Святитель Прохор в 1322 году защитил Ростов от татарского хана Ахмыли, чудно исцелив его сына, тяжко болевшего под Ярославлем, дав ему испить святой воды и осенив его крестным знамением.


О внешнем облике святителя сказано: "Подобием рус, брада аки Богословля, ризы святительския с омфором, в руках Евангелие". В "книге, глаголемой описанием о Российских святых", епископ Прохор вместе с Ефремом и Кириллом, ростовскими иерархами, значится в числе местночтимых.


Почитатели праведной жизни святителя Прохора верят в его заступление и ходатайство пред Пречистой Богоматерью и по его молитвам получают исполнение просимого и избавление от бед и болезней.


Святитель Прохор предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова.


Труды:


Житие святого Петра митрополита // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3, с. 414—417.


Похвальное слово святому Петру // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христианское чтение. — СПб., 1909, август-сентябрь, с. 1113—1115.


Литература:


Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, август, с. 112—113. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 33.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 176—177, 256, 312. Нефедьев Н. Священная быль на Волге. — СПб., 1914.


Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, с. 26, прилож., с. 16, § 17.


Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах Ярославской епархии. — Ярославль, 1885, с. 49—50. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; 1893, сентябрь, с. 36—37. Титов А. А. Описание Ростова Великого. — М., 1891, с. 115.


Нил (Исакович), архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. — 2-е изд. — Ярославль, 1869, с. 81—82. Дебольский Г. С. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — 8-е изд. — 1887. — Т. 1, с. 217. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871, с. 74—77,83—85.


Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. — М., 1881, с. 10, 52, 92. Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения. — М., 1889, с. 25—56.


Лебедев А. Успенский кафедральный собор в г. Ярославле. — 2-е изд. — Ярославль, 1898, с. 56—57.


Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314—1914. — Ярославль, 1913, с. 15,17,18.


Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. — Ярославль, 1861, с. 15.


Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 2, вторая половина. — С.98—99,108—111.


Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827.


Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века // Под ред. Г. Д. Филимонова. — М., 1874, с. 31.


Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. — СПб., 1882, с. 239.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 330, 337.


Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 4, с. 133, прим. 257, 328. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, ч. 3, с. 67, прим. 3. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 465, 562. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 339, 346.


Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 3, с. 369.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 22.


Книга, глаголемая описание о российских святых // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1887. — Кн. 4, № 224. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921.-Т. 1,3,5,7, 15. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 69, № 65.


Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. — СПб., 1890. — Т. 1, № 458.


Иерархи ростовско-ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени. — Ярославль, 1864, с. 60—63.


Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 48. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн. и 2 кн. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916; 1908. — Кн. 1, декабрь, с. 526, 563. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 619.


Исторический вестник. — СПб., 1881, март, с. 502.


— 1885, декабрь, с. 35. — 1904, февраль, с. 704. Православный собеседник. — Казань, 1858, январь, с. 101.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 9, с. 75.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1930. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 25-а, с. 580.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 15, с. 101—102. Прохоров Г. М. Прохор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 381—382.





Прохор, Епископ Ростовский


— Епископ Ростовский, хиротонисанный из Спасо-Ярославских Архимандритов 1311 г., сочинил Канон Св. Петру Митрополиту на преставление его. Скончался 1327 Сентября 7.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008