Прохоров, Василий Александрович

Найдено 1 определение
Прохоров, Василий Александрович

— рисовалыцик и археолог; род. 28-го февраля 1818 г. в Орле, ум. 28-го июня 1882 г. в Старом Петергофе. Сын протоиерея, переведенного из Орла сперва в Екатеринослав, а потом в Херсон, он остался после смерти отца семи лет; в нем принял участие Херсонский архиепископ Гавриил и поместил его в местную Духовную Семинарию. Окончив там курс в 1839 г., Прохоров поступил преподавателем в приходское училище в Одессе, где пробыл два года, а затем, выйдя в отставку, подал, в мае 1842 г., прошение преосвященному Гавриилу об увольнении его из духовного звания, говоря, что, "будучи отпущен в Петербург, для свидания с родственниками, он нашел там удобнейшие средства в Академии Художеств, для усовершенствования в живописи и архитектуре, к которым он имеет непреодолимую и постоянную склонность с малых лет". 9-го июля того же года состоялся указ об увольнении Прохорова из духовного звания, и он поступил в Академию Художеств, где сделался учеником А. Г. Маркова. Но там вскоре он убедился в отсутствии настоящего художественного призвания и, дойдя только до натурного класса, оставил Академию, научившись все же порядочно рисовать, что немало помогло ему в дальнейшей деятельности.


В 1844 г. он поступил учителем истории в Морской Кадетский Корпус. Иллюстрируя свои уроки картинками и рисунками из древнего мира, П. в 1851 году издал, на средства Корпуса, "Историю древнего мира", а в 1857 г. — "Историю Рима", со многими иллюстрациями. В Корпусе П. прослужил до 1857 г., а в 1854—1857 гг. заведовал редакциею "Журнала Общеполезных сведений".


Наконец, П. всецело предался своему настоящему призванию: "Он ревностно занялся тем, к чему постоянно имел всего более склонности и страсти, — собиранием предметов древнерусского искусства и жизни и изучением памятников как этого, так и византийского искусства; он стал покупать все сколько-нибудь замечательные предметы этой категории, какие только появлялись в Петербурге и были ему доступны по средствам; но еще более приобретал он их во время своих путешествий по России, преимущественно по Новгородской губернии, где у него было много знакомых между старообрядцами. Скоро разнообразные колекции его разрослись до очень больших размеров, и навряд ли у кого из наших любителей и знатоков можно было встретить, в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов, такое значительное число древних русских вышивок, мужских и женских рубашек, женских, богатых узорами повязок и всяческих головных украшений, сарафанов, обуви и т. д. Сверх того, у Прохорова накопилось, мало-помалу, огромное число рисунков, частию снятых с натуры, частию скопированных с бесчисленных рукописей и печатных изданий, которые ему удавалось рассматривать как в больших общественных, так и в частных собраниях. В руках у Прохорова, таким образом, накопился, к концу шестидесятых годов, можно сказать, целый иконографический музей, истинно замечательный.


К этому времени тогдашний вице-президент Академии Художеств князь Г. Г. Гагарин, известный приверженец византиизма, задумал устроить при Академии "Музей православного иконописания", впоследствии переименованный в "Древнехристианский музей". Познакомившись с Прохоровым, князь Гагарин назначил его преподавателем всеобщей истории, с курсом христианских и русских древностей, в Академии, а также и хранителем упомянутого музея (с 1861 г.). Лучшего выбора он не мог сделать. Прохоров отнесся к музею с такою любовью и с таким знанием дела, что вскоре музей был приведен в образцовый порядок. Он сам размещал все вещи, развешивал их, собственноручно реставрировал многие из них, а иногда и сам выполнял модели недостававших в собрании памятников. Сверх того, по его просьбе, Академия Художеств несколько раз поручала ему делать поездки для изысканий по России предметов, касающихся истории древнерусского искусства. Такие поездки Прохоров совершал в 1863, 1867, 1869 и 1871—1875 гг. Благодаря этим изыскаииям, а также благодаря многочисленным приношениям самого Прохорова (впоследствии все его собственное собрание было приобретено у него Академиею Художеств), Древнехристианский Музей не остался учреждением неподвижным и замерзшим на одной только первоначальной своей точке отправления, как это часто бывает со многими нашими учреждениями, музеями и коллекциями. Мало того, в дополнение к этому музею, он устроил еще музей древнерусский.


Имея в руках такой богатый материал, Прохоров задумал, в марте 1862 г., издавать художественно-археологический журнал, под заглавием "Христианские Древности", пользуясь для снимков, помещаемых в нем, незадолго перед тем открытым способом фотолитографии и устроил у себя в квартире маленькую литографию и фотографию. При этом он прилагал все старания, чтобы достичь возможно большей точности в передаче рисунка, и в этом отношении издание его и до сих пор не потеряло своего значения. Он издал тут множество чрезвычайно важных памятников архитектуры, живописи, скульптуры и др. памятников искусства. Издание не давало, однако, ничего, кроме убытков, так что в апреле 1865 г. Прохоров принужден был прекратить его. Тем не менее, неудача эта не убила его энергии, и он по-прежнему продолжал свои работы по собиранию и исследованию материала для изучения памятников нашего древнего искусства и быта. Недоставало только средств на его издание. Тогда великий князь Владимир Александрович, бывший в то время Товарищем Президента Академии Художеств, выхлопотал ему субсидию в 7000 p., при помощи которой, с 1871 г., журнал возобновился, в виде двух отделов: "Христианских Древностей", выходивших в 1871—1872, 1875 и 1877 гг., и "Русских Древностей", выходивших в 1871 и 1876 гг., после чего издание прекратилось совсем.


За эти годы Прохоровым было издано также несколько крупных и ценных монографий; таковы: "Описание церкви св. Георгия в Рюриковой Староладожской крепости", со множеством рисунков и, в том числе, с древними фресками XII в., нигде раньше не изданными: "Материалы при исследовании истории архитектуры в России", где он издал памятники киевской, новгородско-псковской, владимиро-суздальской и московской архитектуры, и при изучении памятников древнейшего периода прибег к изображениям на миниатюрах и заставках древних рукописей. Для этого издания были скопированы учениками Строгановского Училища изображения церквей из "Изборника Святослава", из "Добрилова Евангелия" и из других рукописей. Сам же он скопировал множество подобных рисунков из рукописей Императорской Публичной Библиотеки. В "Материалах для истории русских одежд" он поместил много рисунков из древних рукописей, из церковных фресок, с разных материй, найденных при раскопках, и, кроме того, пользовался заглавными буквами, сопоставляя весь этот материал с уцелевшими до наших времен народными костюмами. На третьем археологическом съезде был им прочитан доклад: "Очерк истории византийского искусства и обзор русской архитектуры". Последнею его монографиею была брошюра: "Болгарские раскопки близ Эски-Загры".


Кроме этих работ, он заведовал, по приглашению Театральной Дирекции, костюмерною частью при постановке опер "Жизнь за Царя" (1864 г.), "Рогнеда" (1865 г.), "Нижегородцы", "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", "Псковитянка", балета "Царь Кандавл" и др.


В 1850 г. П. нарисовал на камне портрет курского самоучки-астронома Ф. А. Селенова, изданный в "Известиях Географического Общества" того же года.


28-го июня 1882 г. Прохоров умер в Старом Петергофе, не успев окончить приведения в порядок упомянутых "Материалов по истории русского костюма", издание которых заканчивал уже сын его.


"Северная Пчела" 1862 г., № 260; "Православное Обозрение" 1863 г.; "Московские Ведомости" 1863 г., № 168, 1864 г., № 57 и 1882 г., № 227; "Русский Вестник" 1864 г.; "Духовное Чтение" 1864 г.; "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств", СПб. 1864 г.; "Вестник Европы" 1866 г.; Н. И. Костомаров: "В. А. Прохоров и его археологическая деятельность" — "Новое Время" 1882 г., № 2144; "Неделя Строителя" 1882, № 28; В. В. Стасов, Собрание сочинений, СПб. 1894; "Историческая записка о деятельности Императорского Московского Археологического Общества за первые 25 лет его существования", М. 1890; Н. П. Собко, Словарь русских художников, СПб. 1899; Огчет Имп. Русск. Геогр. Общества за 1882 г.; А. Н. Пыпин, История Русской Этнографии, т.II; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных Русских писателей, вып. II; "Знакомые. Альбом М. И. Семевского", СПб. 1888.


А. П. Новицкий.


{Половцов}





Прохоров, Василий Александрович


(1818—1882) — археолог. Сын священника Орловской губернии, воспитанник херсонской духовной семинарии и спб. академии художеств; по окончании курса в последней — преподаватель истории в морском кадетском корпусе до 1857 г., когда вышел в отставку и, посвятив себя всецело изучению древнего быта русского народа, справедливо заслужил известность, по словам Костомарова, "скромного, но полезного и почтенного археолога". В бытность преподавателем истории древнерусского искусства в академии художеств (с 1860 г.), П. устроил в последней древнехристианский музей, которого и был много лет хранителем, и первый в России — русский бытовой, а при географическом обществе — этнографический музей. С 1862 по 1871 гг. (с перерывами) он издавал художественно-археологический журнал: "Христианские древности и археология", главное достоинство которого заключалось в богатстве рисунков, изображающих древние памятники Византийского искусства и произведения киевского, новгородско-псковского, владимирского и московского старинного зодчества. При этом с 1871 по 1877 гг. П. выпустил отдельным изданием "Русские Древности" (2 т.). Кроме небольших статей в тех и других, П. принадлежат монографии: "Описание церкви св. Георгия в Рюриковой Староладожской крепости" (со множеством рисунков; 1871) "Материалы при исследовании истории архитектуры в России", заключающие подробную историю древнерусской архитектуры; "Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной" (1881; продолжение этого труда предпринято сыном П. в 1884 г.) и "Болгарские раскопки близ Эски-Загры" (1882). Из статей П. наиболее ценны: "Две плитки с загадочными монограммами и изображениями" ("Известия Императорского Археологического Общества", 1862, т. IV), "О древних саблях с греческими, славянскими и другими надписями" (СПб., 1878, брошюра), "Очерк истории византийского искусства и обзор русской архитектуры" ("Труды 3-го Археологического Съезда", т. I), "О раскопке курганов близ Бологова" ("Сборник Археологического Института", 1880, кн. 3), "О древнем деревянном храме в Ребольском погосте Тихвинского уезда Новгородской губернии" (СПб., 1881, брошюра). Ко времени преподавательской деятельности П. в морском корпусе относятся его труды: "Краткий очерк всеобщей истории для воспитанников морского кадетского корпуса" (СПб., 1851—57, 2 вып.) и "Науки в игрушках, развивающие умственные способности и познания детей" (живописное издание с объяснительным текстом, 2 ч., СПб., 1867). С 1854 по 1857 гг. он заведовал редакцией "Журнала общеполезных сведений".


Ср. П. Костомаров, "В. А. Прохоров и его археологическая деятельность" ("Новое Время", 1882, 16 февраля); "Историческая записка о деятельности Императорского московского археологического общества" (М., 1890) и В. Стасов, "В. А. Прохоров" ("Вестник Изящных Искусств", 1885).


{Брокгауз}





Прохоров, Василий Александрович


археолог, этнограф, преподаватель истории древнего русского искусства в Акад. худож., писатель; род. 1818 г. 28 февр., † 29 июня 1882 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008