Проказа
Проказа
П. как заболевание, известное совр. медицине также под назв. «лепра», достоверно засвидетельствовано в европ. регионе начиная примерно с 500 н. э. В античности лепрой именовали чешуйчатое заболевание кожи, злокачеств. формы которого вследствие отг алкивающего внешнего вида больных назывались «слоновая болезнь» (elephantiasis) или «львиная болезнь» (leontiasis). Очевидно, что и библейская П. была столь же мало похожа на лепру в совр. понимании; речь, очевидно, шла о заразном кожном заболевании, требовавшем изоляции пациента.
Источник: Словарь античности. 1989
проказа
тяжелая болезнь кожи и внутренних органов человека (животные этой болезнью не болеют), которая очень быстро может обезобразить больного. С древнейших времен эта болезнь распространена во всех странах с жарким климатом, особенно в Индии, в которой в настоящее время насчитывается более 15 млн больных. В Священном Писании эта болезнь часто предстает как Божие наказание (Чис 12.9-13; Вт 28.27,35; 4Ц 5.27; 15.5) и, возможно, означает не только одну проказу, но и другие тяжелые болезни или поражения. Закон о проказе изложен в Лев 13.1-46. В случае излечения от проказы или выяснения, что это была не проказа, человек должен был принести определенные жертвы, омыться и очиститься (ритуально) (Лев 14.1-32).
Жертву и ритуал очищения ни в коем случае нельзя рассматривать как средство для исцеления, они являются лишь свидетельством об исцелении (Лк 5.13-14) (как и крещение не может быть средством или способом входа в «Царство Небесное» по желанию человека или его родителей, но лишь свидетельством совершившегося духовного рождения-1Пет 3.21). Это лишний раз подчеркивает, что человек не может жертвой, ритуалом или другими своими действиями добиться своего исцеления или очищения, но должен ожидать их от Господа.
Проказа на строениях и одежде (Лев 13.47-59; 14.34-56), по-видимому, означает порчу, плесень, гниение и т.п. (См. жертвоприношение, очищение)
Жертву и ритуал очищения ни в коем случае нельзя рассматривать как средство для исцеления, они являются лишь свидетельством об исцелении (Лк 5.13-14) (как и крещение не может быть средством или способом входа в «Царство Небесное» по желанию человека или его родителей, но лишь свидетельством совершившегося духовного рождения-1Пет 3.21). Это лишний раз подчеркивает, что человек не может жертвой, ритуалом или другими своими действиями добиться своего исцеления или очищения, но должен ожидать их от Господа.
Проказа на строениях и одежде (Лев 13.47-59; 14.34-56), по-видимому, означает порчу, плесень, гниение и т.п. (См. жертвоприношение, очищение)
Проказа
евр. цараат. Проказа. Еврейское слово, которое так переведено в Лев. 13 и т.д., обозначает не только ужасную накожную болезнь (см. «Болезни ), но употребляется также для обозначения ненормальных явлений на одежде, шерсти, мехах и даже на камнях и стенах. В Лев 13:47 и дал. говорится о язвах проказы на шерстяных и льняных одеждах, на коже и кожаных изделиях и на основе из льна или шерсти; если язва была злокачественной, то зараженные вещи сжигались. В 14:34 и дал. говорится о язве проказы на домах: если при исследовании она оказывалась разъедающей, то нужно было выломать камни, на которых она появлялась, оскоблить дом внутри, вставить новые камни и обмазать дом заново. Если язва после этого появлялась снова, то должно было разломать весь дом; но, если после ремонта признаков язвы не появлялось, то дом очищался приношением такой же жертвы, какая приносилась за очистившихся от проказы * людей, и объявлялся чистым. См. «Очищение». Что нужно понимать под этой язвой на домах, одежде и т.п., — не выяснено. Современные исследователи предполагают, что это были наростоподобные образования того вида, который появляется на выветренных камнях, род лишая, который имеет наружное сходство с лишаями на теле. Что касается язвы проказы на одежде, то это могло быть плесенью или ржавчиной. Если в вышеприведенных местах имеется в виду настоящая проказа, перешедшая путем заражения от больных людей, то это противоречит всему, что известно о проказе.