ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(1891 —1953), советский композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (1947). В годы Вел. Отеч. войны П. создал ряд произведений, посвященных героическому прошлому России, музыку к кинофильмам «Лермонтов» (1943), «Иван Грозный» (1944— 46), оперу «Война и мир» (1942), балет «Золушка» (1944), несколько симфоний, сонат и др. Государственная премия СССР (1943, 1946 —трижды, 1947, 1951), Ленинская премия (1957).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Прокофьев Сергей Сергеевич
(1891-1953) – всемирно известный русский советский композитор, пианист, дирижер. Один из крупнейших композиторов X века. Ученик Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1918 по 1933 жил за границей. Автор 8 опер, 7 балетов(в том числе «Ромео и Джульетта», «Золушка»), вокально-оркестровых произведений(кантата «Александр Невский» и др.), 7 симфоний, симфонической сказки «Петя и волк»; музыки к кинофильмам(в т. ч. « Иван Грозный»).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(1891–1953), советский композитор, пианист, дирижер.
Лауреат Сталинской премии (1943, три – в 1946, 1947, 1951). Народный артист РСФСР (1947). В балетной и оперной музыке Прокофьева нашли воплощение образы революции, социалистического преобразование жизни, истории России. Он автор популярных песен и маршей, кантат и симфоний. И.В. Сталин был инициатором создания С.М. Эйзенштейном кинофильма «Иван Грозный» и написать для этой картины музыку просить С.С.Прокофьева.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(1891-1953), советский композитор. Родился на Украине. С пяти лет начал сочинять музыку. Учился в петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова. Прекрасный пианист, получил мировую известность и с 1918 г. гастролировал за пределами России. Вернулся в 1936 г. В 1948 г. был подвергнут официальной партийной критике за «формализм» в творчестве. Его творческое наследие включает семь симфоний, два скрипичных и пять фортепианных концертов, оперы «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балет «Ромео и Джульетта», музыкальную сказку «Петя и волк».

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
11/23.04.1891 - 5.03.1953), русский композитор, пианист, дирижер. Ученик Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1918 по 1933 жил за границей.
Автор опер: "Игрок" (1916), "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927), "Семен Котко" (1939), "Обручение в монастыре" (1940), "Война и мир" (1940, 1953); балетов: "На Днепре" (1932), "Ромео и Джульетта" (1936), "Золушка" (1941), "Сказ о каменном цветке" (1949); вокально-оркестровых произведений: кантата "Александр Невский" (1938), "Здравица" (1939), оратория "На страже мира" (1950), сюита "Зимний костер" (1949); 7 симфоний, симфонической сказки "Петя и волк" (1936); музыки к кинофильмам (в т. ч. "Иван Грозный", 1944).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(1891—1953) — советский деятель культуры, композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (1947), лауреат Сталинской (1943,1946,1951) и Ленинской премий (1957). Регулярную концертную деятельность как пианист и дирижер начал с 1908 г. Одновременно создавал оперы, балеты, симфонии («Классическая» (первая), 1916—1917), сонаты, концерты, хоровые и камерно-вокальные сочинения (романсы на стихи А. А. Ахматовой, 1916). Весной 1918 г. уехал за границу, 15 лет провел в ряде стран Европы и Америки, приезжая в СССР на гастроли (1927 и 1929). В содружестве с С. П. Дягилевым создал несколько балетов («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», 1921; «Стальной скок», 1925; «Блудный сын», 1928). Для театра «Гранд-Опера» (Франция) написал музыку к балету «На Днепре» (1930). В 1933 г. вернулся в СССР. Вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном, создавал музыку к спектаклям, кинофильмам («Александр Невский», «Иван Грозный»), а также музыкальные произведения для детей (фортепьянные пьесы «Детская музыка», 1935; симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра, 1936). Особый расцвет его творчества отразился в балетах «Ромео и Джульетта» (1935—1936) и «Золушка» (1945—1946); операх «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941—1945) и «Повесть о настоящем человеке» по роману Б. Н. Полевого (1947—1948); в 5-й и 7-й симфониях, 7-й и 8-й сонатах; вокально-симфонической сюите «Зимний костер» (1949) и оратории «На страже мира» на тексты С. Я. Маршака (1950). Вошел в историю мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший самобытный стиль, свою систему выразительных средств и одновременно как продолжатель классической музыки, тонкий мастер лирических и фантастических образов.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(11 апр. 1891, с. Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. - 5 марта 1953, Москва) — композитор, дирижёр, пианист. Род. в семье агронома. С пяти лет соч. небольшие фортепианные пьесы. В 1902-03 с П. занимался Р. Глиэр. Оконч. Петроградскую консерваторию как композитор, дирижёр и пианист (1914), учился у А.К. Лядова, Н.Н. Черепнина и др. выдающихся муз. Летом 1914 познакомился с С.П. Дягилевым, с которым сотрудничал до его смерти (1929).
В 1918 через Сибирь и Японию прибыл в Сан-Франциско. Выступал в качестве пианиста в США, но без особого успеха. Опера П. по сказке К. Гоцци «Любовь к трём апельсинам» была поставлена в Чикаго в 1921 и стала «одной из самых примечательных премьер в истории американской музыки». С окт. 1921 жил и работал в Париже. В 1931 Л. Стоковский поставил в Метрополитен опере в Нью-Йорке балет П. «Le Pas d’Acier» («Стальной шаг»). Автор опер «Игрок» (1915-16), «Огненный ангел» (по повести В.Я. Брюсова, 1922?), «Война и мир» (1941-52), муз. к балетам «Ромео и Джульетта» (1935-36), «Золушка» (1946), «Сказ о каменном цветке» (1948-59), камерных соч., сонат и симфоний, муз. к кинофильмам («Александр Невский» 1938) и др. произведений. В 20-е гг. гастролировал по миру, в СССР впервые в 1927. В США выступал по всей стране с самыми выдающимися оркестрами в качестве дирижёра и исполнял собственные произведения. Творч. П. занимает одно из центральных мест в муз. жизни Америки. В 1936 вернулся на родину. В 1948 в СССР началась травля музыканта в связи с публикацией постановления «Об опере “Великая дружба”».
Соч. Автобиография. М., 1973; С.С. Прокофьев: мат-лы, док-ты, воспоминания. М., 1961. Лит. Савкина Н. Прокофьев Сергей Сергеевич//// РЗ. Золотая кн. эм. С. 518-520; Степанов О.Б. Прокофьев Сергей Сергеевич // Большая сов. энциклопедия. Т. XXL М., 1975. С. 68-69; MartianoffN.N. Undated. RussianArtists in America. P. 13.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(11.4.1891–5.3.1953), композитор, пианист и дирижер, 6?кратный лауреат Сталинской премии (1943, трижды в 1946, 1947, 1951). Сын агронома. В 6 лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в 9 лет стал автором детской оперы. Окончил Петербургскую консерваторию по классам композиции (1909) и фортепиано (1914); учился у А.К. Лядова, Н.А. Римского?Корсакова, Н.Н. Черепнина, А.Н. Есипова. В 1914 сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил поч. премию им. А.Г. Рубинштейна. Наиболее значительные произведения дорев. периода: балет «Шут» (1915), опера «Игрок» (по роману Ф.М. Достоевского; 1915–16), Скифская сюита (1915), кантата «Семеро их» (1917), Классическая симфония (1917). В 1918 отправился на гастроли в США. В 1919 завершил комич. оперу «Любовь к трем апельсинам» (поставлена в 1921 Чикагским оперным театром). С 1922 жил в Германии, а с 1923 – в Париже; совершал концертные туры по странам Европы и по Америке (как пианист и дирижер). Написал балеты «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928), 1925–31 – Вторую, Третью и Четвертую симфонии, Четвертый и Пятый фортепианные концерты. Периодически приезжал в СССР с гастролями. Художник Ю. Анненков вспоминал: «П. симпатизировал коммунизму, но признавался, что предпочитает жить и творить в атмосфере покоя и удобств капиталистич. мира со всеми вытекающими из этого выгодами». В 1932 Прокофьев вернулся в СССР, по свидетельству Анненкова, он так обосновал свой шаг: «Меня начинают принимать в Сов. России за эмигранта. И я начинаю постепенно терять сов. рынок. Но если окончательно вернусь в Москву, то здесь – в Европе, в Америке – никто не придаст этому никакого значения, и мои вещи будут исполняться здесь так же, как и теперь, а то и чаще, так как все сов. начинает входить в моду. Понял? Почему же в таком случае не доить разом двух коров, если они не протестуют?» Наиболее известные произведения этого периода: балеты «Ромео и Джульетта» (1935) и «Золушка» (1944), опера «Семен Котко» (1940), детская сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк» (1936); автор музыки к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945). Во время Вел. Отеч. войны создал ряд патриотич., конъюнктурных произведений, а также оперы «Обручение в монастыре» (1940–41), «Война и мир» (по Л.Н. Толстому; 1941–42), «Повесть о настоящем человеке» (1948) и др. музыкальные произведения. После окончания войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. 10.2.1948 вышло Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”», где П. был назван «композитором, придерживающимся формалистического, антинародного направления». Умер от гипертонического криза в один день с И.В. Сталиным.
Жена (с 1923) – исп. певица (меццо?сопрано) Каролина (Лина Ивановна) Кодина (Льюбера) (1907–1998); имел сыновей Святослава (род. 1924) и Олега (род. 1928); 20.2.1948 Лина была арестована по обвинению в шпионаже, в 1956 освобождена. В 1941 П. оставил семью и стал жить в гражд. браке с Марией?Цецилией Абрамовной Мендельсон (1915–1968), вместе с к?рой написал либретто опер «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке». П. женился на Марии, не оформив развода с первой женой (т. к. та отказала ему в этом).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
(23 IV 1891, с. Сонцовка, ныне Донецкая обл. - 5 III 1953, Москва)
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.
В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудный сын», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку.
В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.
С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану - 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку «Золушка». Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы Война и мир (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.
Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения «упрощенческой концепции - увертюра Встреча Волги с Доном» (1951), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний Костер» (1950), некоторые страницы балета «Сказ о каменном цветке» (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами «великого вождя народов».
Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как «варварство (Наваждение» и Токката для фортепиано, «Сарказмы»; симфоническая «Скифская сюита» по балету «Ала и Лоллий»; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича», - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен («Мимолетности, Сказки старой бабушки» для фортепиано).
Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци («бокал шампанского», по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций «Огненного ангела» (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); «кубистический» урбанизм «Стального скока»; лирическая интроспекция «Мыслей» (1934) и «Вещей в себе» (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».
Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. «Русская увертюра, Симфоническая песнь, Ода на окончание войны», 2 «Пушкинских вальса»); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).
Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений. /Ю. Холопов/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич
11.4.1891, с. Сонцовка, Бахмутского у.
Екатеринославской губ. - 5.3.1953, Москва) - композитор, пианист, дирижер.П. родился в семье агронома, его отец - купеческий сын - в юности предпочел науку выгодному делу своего рода и окончил Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию в Москве.
Небогатая семья Прокофьевых имела высокие интеллектуальные запросы.
«Такие понятия как «просвещение», «прогресс», «наука», «культура» почитались у родителей выше всего и воспринимались как Просвещение, Прогресс, Наука, Культура - с заглавной буквы», - вспоминал композитор. Тяготение и способности к музыке проявились рано: в пять с половиной лет мальчик начал сочинять небольшие фортепианные пьесы, в девять появилась опера «Великан». С 1901 начались поездки в Москву для консультаций с С.Танеевым: два лета (1902 и 1903) в Сонцовке провел, занимаясь с мальчиком, Р.Глиэр. В сентябре 1904 П. поступил в Петербургскую консерваторию. Ее творческая атмосфера отражала стремительные перемены, происходившие в русском искусстве начала века, столкновение традиций и тенденций обновления.П. принадлежал к числу самых ярких выразителей нового из композиторов молодого поколения России. Творческие дерзания, жажда поиска и открытия П.
активно поддержанные, главным образом, его педагогом по дирижерскому классу Н.Черепниным, ярко проявились уже в ученические годы. «Новатор до самых резких крайностей» - эта характеристика, сохранявшаяся за П.
долгие десятилетия, родилась в академических кругах консерватории.
Вместе с тем, «огромное своенравное дарование» П. (А.Лядов) в своем беспрестанном обновлении оставалось плотью от плоти русской классики.
Дар яркой изобразительности, психологизм он унаследовал от А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Богатырский размах его музыки напоминает о А.Бородине. Пленительные, одухотворенные вальсы, в благородной утонченности которых порой сквозит оттенок ностальгии, воскрешают лирические страницы М.Глинки, П.Чайковского, АТлазунова. А красочная фантастика - то жутковато-зловещая, то кукольно-скерцозная - связана с достижениями Глинки, Н.Римского-Корсакова, Лядова. В годы учебы началось общение П. с Н.Мясковским, вошедшее в историю как пример редкостной творческой и человеческой дружбы. Опубликованная переписка двух музыкантов содержит около 450 писем.
П. окончил консерваторию по трем специальностям: как композитор, дирижер и пианист (1914). Первые публичные выступления П. нередко эпатировали публику и критику. Так, в атмосфере скандала прошла премьера «Скифских сюит» в Петрограде (янв. 1916), Когда композитор исполнил в Павловске свой Второй фортепианный концерт, анонимный рецензент «Петербургского листка» писал: «На эстраде появляется юнец с лицом учащегося из Петершуле. Это - С.Прокофьев. Садится за рояль и начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже. При этом острый сухой удар... Некоторые возмущаются. Встает «пара» и бежит к выходу Да от такой музыки с ума сойдешь! - Что, над нами издеваются, что ли? За первой парой в разных углах потянулись еще слушатели. Прокофьев играет вторую часть своего концерта. Опять ритмический набор звуков. Публика, наиболее смелая часть ее, - шикает. Места пустеют. Наконец немилосердно диссонирующим сочетанием медных инструментов молодой артист заключает свой концерт.
Скандал в публике форменный. Шикает большинство, Прокофьев вызывающе кланяется и играет на «бис».
И тем не менее уже в эти годы П. становится одной из самых значительных творческих фигур. Масштаб его личности сказывался в многообразии устремлений и богатстве стилистических поисков. В дореволюционный период появились произведения, сделавшие П. классиком еще при жизни - Первый и Второй фортепианные концерты, Классическая симфония, «Мимолетности». 06 этом фортепианном цикле музыкальный критик В.Каратыгин писал: «Там и здесь, среди всяческих задорных всплесков и взвизгов, суетни и кутерьмы, вдруг пахнет на вас чем-то нежным, кротким, сладостным. Прокофьев и нежность... Не верите? Убедитесь самолично, когда эта прелестная сюита выйдет в свет». Славу бунтаря, музыкального скифа, ниспровергателя основ в искусстве принесли композитору сочинения, представляющие «новаторскую» линию его творчества: балет «Ала и Лоллий», халдейское заклинание «Семеро их» - произведение с «ошеломительными» звуковыми эффектами, одно из ярчайших музыкальных воссозданий грозовой атмосферы 1917, фортепианный цикл «Сарказмы». В них проявилось то, что для современников П. было определяющим в его искусстве: стихийная мощь, мятежное буйство словно высеченных из камня образов, острота, терпкость. Но тогда же родились такие сочинения как опера «"Игрок», в которой эпизоды сгущенной экспрессии соединяются с образами ярчайшей характерности. А опера-драма «Маддалена» (1-е исполнение - 1979) открывает сегодняшнему слушателю прекрасную лирику молодого П. она развивается от нежных, деликатных полутонов к вершинам экстатичным и восторженным.
Летом 1914 во время поездки в Лондон П. познакомился с С.Дягилевым.
Началось сотрудничество с антрепризой Русские сезоны, продолжавшееся до самой смерти великого импрессарио в 1929. Дух игры, постоянная готовность к эксперименту, ярко выраженное театральное начало, синтетичность мышления, парадоксальность и непредсказуемость как важнейшие свойства творческой натуры - эти черты личности композитора, войдя в соприкосновение с устремлениями создателей нового русского балета, привели к рождению спектаклей, которые стали событиями в истории музыкального театра XX столетия.
7.5.1918 через Сибирь и Японию П. выехал из России в Сан-Франциско.
Его выступления в США в качестве пианиста вызвали шумную разноречивую прессу, но не принесли успеха. «Я бродил по огромному парку в центре НьюЙорка и, глядя на небоскребы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки; о критиках, изрекавших сто раз изреченное вроде «Бетховен - гениальный композитор» и глубоко лягавших новизну; о менеджерах, устраивавших длинные турне для артистов, по 50 раз игравших ту же программу из общеизвестных номеров. Я слишком рано сюда попал: дите (Америка) еще не доросла до новой музыки. Вернуться домой? Но через какие ворота? Россия со всех сторон обложена белыми фронтами, да и кому лестно вернуться на щите!» Однако веселая опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К.Гоцци стала «одной из самых примечательных премьер в истории американской музыки» (М.Браун). Во время подготовки спектакля впервые проявил себя режиссерский талант П., который постоянно вмешивался в ход репетиций. Это в конце концов возмутило постановщика: «Собственно говоря, кто из нас хозяин на сцене, вы или я?!» П. ответил с характерной для него резкой прямотой: «Вы - для того, чтобы исполнять мои желания!» С октября 1921 начался парижский период жизни П., продолжавшийся около полутора десятилетий. В Париже, куда устремлялись таланты со всего мира, композитор поддерживал творческие и дружеские контакты с многими деятелями искусства, среди них - И.Стравинский, А.Глазунов, Н.Черепнин, В.Дукельский, М.Равель, Ф.Пуленк, Ф.Шаляпин, С.Кусевицкий, Ж.Кокто, Ч.Чаплин, А.Бенуа, А.Остроумова-Лебедева, З.Серебрякова, Ж.Руо, Х.Р.Капабланка и А.Алехин.
В марте 1922 композитор оставил на 1,5 года Париж, поселился в местечке Этталь в баварских Альпах, где написал большую часть музыки «Огненного ангела» по одноименной повести В.Брюсова - лучшей своей оперы. Яркие страсти, сильные человеческие характеры, в сочетании с потрясающими по силе воздействия картинами мистических видений, мрачного колдовства - соединились в произведении, которое долго открывал музыкальный мир. «Знаете, что меня особенно поражает? - Невероятная, если так можно выразиться, человечность Вашей музыки и восстающих из нее образов. Фигуры Рупрехта и Ренаты -+ это не театр, еще менее опера, а совершенно живые люди, до того глубоки и подлинны все их интонации... Для того, чтобы дать такие образы, как Рупрехта и Ренаты, во всей их глубине и невероятно человеческой сложности, надо созреть до полной гениальности», - писал композитору Мясковский. Эту оперу П. никогда не видел поставленной на оперной сцене (1-я постановка Венеция, 1955: в СССР - Пермь, 1984).
В 20-е П. много гастролировал по всему миру, часто - с женой, певицей Л.Лью6ера. Именно в 20-30-е слушатели разных стран сумели оценить искусство П. - одного из самых выдающихся пианистов XX столетия.
Вспоминая его игру на фортепиано, Г.Нейгауз писал, что особенно сильное впечатление производили «мужественность, уверенность, несокрушимая воля, железный ритм, огромная сила звука (иногда даже трудно переносимая в небольшом помещении), особенная «эпичность», тщательно избегающая всего слишком утонченного или интимного (чего тоже нет и в его музыке), но при этом удивительное умение полностью донести до слушателя лирику, «поэтичность», грусть, раздумье, какую-то особенную человеческую теплоту, чувство природы - все то, чем так богаты его произведения наряду с совершенно другими проявлениями человеческого духа... Его техническое мастерство было феноменально, непогрешимо...».
В этот период композитор продолжал работать в самых различных жанрах.
После Третьего фортепианного концерта, сразу ставшего одним из самых популярных сочинений фортепианного репертуара, озорного балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», он сочинил Вторую симфонию «из железа и стали», для антрепризы Дягилева - балет «Стальной скок», который показывал победу новой жизни в никогда не виденной автором Советской России. В 1929, также по заказу Дягилева, П. написал балет о Блудном сыне с нежной, прозрачной музыкой, полной неброской красоты и поэтичности: уже после смерти Дягилева для «Grand-Орбга» - лирический балет «На Днепре».
С 1927 упрочились творческие и деловые связи П. с советскими музыкальными кругами, начались его поездки в СССР (1-е гастроли, в начале 1927, прошли с триумфальным успехом). В 1936 композитор с семьей вернулся на родину. Он стал лидером в музыкальном искусстве, пережил период небывалого творческого расцвета. Стремясь сохранить неповторимость своего новаторского стиля, он в эту пору искал контактов с широкой слушательской аудиторией.П. стремился к тому, что сам называл «новой простотой», к тому, чтобы «выражаясь ново, выражаться просто». Именно тогда родились произведения, которые стали самыми репертуарными, самыми любимыми в музыкальном театре - такие как балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок». В оперном творчестве П. продолжал изумлять новизной замыслов, смелостью воплощения. Таковы поразительная в выражении живой правды человеческих характеров опера «Семен Котко», грациозная «Дуэнья», наполненная голосами русских народных песен «Повесть о настоящем человеке», а также самое грандиозное в прокофьевском творчестве создание - величественная, прихотливо соединившая черты героической эпопеи и лирико-психологической драмы «Война и мир». В разное время - при жизни композитора или годы, десятилетия спустя - стали классикой XX в. «Петя и волк», кантата «К 20-летию Октября», оратория «На страже мира», театральная музыка, которую после смерти П.Г.Рождественский объединил в сюиту «Пушкиниана», музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», последние Пятая, Шестая и Седьмая симфонии, камерные сочинения.
В предвоенные годы П. работал над своей «Автобиографией». Он обладал блестящим литературным даром. Его остроумие, наблюдательность, прекрасное владение литературным слогом делают «Автобиографию» одним из самых увлекательных произведений мемуарного жанра.С.Рихтер оставил незабываемое описание П. 30-х: «Как-то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня, как явление. В ярких желтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед - это был Прокофьев».
Опубликованное в феврале 1948 Постановление «06 опере «Великая дружба», в которой композитор был обвинен в формализме, резко изменило его положение в музыкальном мире СССР. Большая часть сочинений П. перестала исполняться. Тяжелая болезнь (прогрессирующая гипертония) заставляла композитора вести жизнь аскета, отказаться от посещения театров и концертов, почти прекратить чтение, свести ежедневную норму работы к одному часу в день. С 1949 П. редко выезжал с дачи на Николиной горе. Сын композитора, Святослав, вспоминал много лет спустя о том, что в облике композитора, «несмотря на сохранившееся чувство юмора и трудоспособность, проглядывало какое-то угнетенное состояние, затаившаяся горечь и утомление, которые ...отражали пережитое».
Композитор вошел в историю как один из ярчайших новаторов. Слушателей изумляла острота и терпкость его музыкального языка, капризные изломы мелодики и безудержный напор бодрых, «тонизирующих» ритмов. Он неустанно экспериментировал. «Классический композитор, - утверждал П., - это безумец, сочиняющий вещи, непонятные для своего поколения».
Его творчество нелегко находило дорогу к слушателю, 25-летний П.
написал одному из своих оппонентов: «Человеческий слух, а может даже ухо, эволюционирует непрерывно, и разгадки Вашего непонимания в том, что игрой природы я на скале его эволюции брошен на несколько делений вперед в сравнении с Вами!» П. вызывал недоумение музыкантов старшего поколения, американских слушателей и просвещенной художественной элиты Парижа, он должен был пережить горечь неприятия своей музыки, вернувшись на родину.П. постоянно был в центре художественной жизни XX в. и хорошо знал ее переменчивость. Высокоразвитый артистизм, особая духовная утонченность воспитанника русской музыкальной школы вели П. к созданию художественного стиля, который в многоликой пестроте XX в. выделяется своей неповторимостью; его стройность, соразмерность и красота воскрешают гармоничное совершенство классического искусства.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции