ПРОКОЛЛ

Найдено 1 определение
ПРОКОЛЛ
1925–1932) — Производственный коллектив студентов научно-композиторского факультета Московской консерватории. Возник как добровольное объединение, призванное оказать творческое содействие формированию нового, советского строя. В его состав входили А. Давиденко, В. Белый, Б. Шехтер, М. Коваль, Н. Чемберджи, В. Фере, З. Левина, С. Ряузов и др. Официального руководства не было. Лидером большинства начинаний был Александр Давиденко. П. имел четко сформулированную программу и среди множества объединений 1920-х гг. не затерялся, но стал играть заметную роль. П. отмежевался как отАСМ, с ее ориентацией на музыкальный авангард, так и от РАПМ и Пролеткульта с их упрощенной агитмузыкой. Молодые композиторы видели своей целью поиск новых форм и средств выражения, созвучных современности. Главным было создание репертуара, рассчитанного на широкое массовое потребление, на музыкальную самодеятельность. Композиторы стремились овладеть необходимым для этого простым музыкальным языком, понятным народу. Начали с освоения массовых песен — их обязаны были писать все члены кружка, хотя для многих это было мучительно. Затем переходили к другим демократическим жанрам, и лишь на базе приобретенного опыта можно было возвращаться к сочинению инструментальной и симфонической музыки. В основе этой программы лежала утопическая идея преодоления разрыва между музыкой массовой и интеллектуальной. П. хотел, чтобы вся музыка была одновременно и высокохудожественной, и общедоступной. Заседания коллектива были открытыми, они проходили в консерватории или у кого-нибудь дома. Бессменный секретарь Сергей Ряузов вел подробные записи всех обсуждений. Он сохранил архив П. Ежегодно члены кружка устраивали из своих произведений отчетные концерты, которые назывались «общественными судами». Приглашались знакомые, участники самодеятельности, известные музыканты. Всем раздавались специальные анкеты для записи впечатлений. Затем эти записи внимательно изучались. Члены П. были тесно связаны с самодеятельностью. Каждый курировал какой-нибудь московский клуб и руководил хоровыми кружками. В композиторском сообществе царил дух коллективизма, и это распространялось даже на творчество. Первым коллективным произведением была созданная по инициативе А. Давиденко в 1927 г. оратория «Путь Октября», которая положила начала жанру клубной оратории, рассчитанной на исполнение музыкантами-любителями. Другой групповой работой было собирание и обработка революционных песен. Итогом стал сборник «Песни каторги и ссылки». Попытка совместного создания оперы «1905 год» не была завершена. Члены П. старались распространять свои идеи за пределами Московской консерватории. Налаживались отношения с музыкальными учреждениями Москвы и других городов. Коллективы, аналогичные ПРОКОЛЛу, возникли в Ленинграде, Харькове, Ростове, Одессе. С ними поддерживались тесные творческие связи. В 1929 г. часть членов П. вошла в РАПМ. Это нанесло коллективу непоправимый ущерб. П. как творческое объединение, возникшее спонтанно, можно рассматривать в качестве особой формы самодеятельности тех лет. Хотя П. поддерживал и пропагандировал коммунистическое мировоззрение, однако частная инициатива, личная активность противоречили сущности советской системы. В 1932 г. все стихийные творческие объединения были упразднены. Возник Союз композиторов и другие союзы, которые образовали систему, призванную централизованно контролировать художественные процессы в стране. (М. К.) Лит.: Ряузов С. Воспоминания о ПРОКОЛЛе // Советская музыка. 1949. № 7. С. 54– 59; Александр Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы. Л., 1968.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010