Прометей

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОМЕТЕЙ
провидец — в греческой мифологии — защитник людей от произвола богов и покровитель человеческого рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это был приговорен к вечным мукам. Его образ стал символом несгибаемого борца за интересы людей. Освободил П. Геракл.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОМЕТЕЙ
сын титана Япета, брат Эпиметея. Когда Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и принес людям. Он научил человечество обрабатывать металлы и глину. Разгневанный Зевс приковал Прометея к скале, пробив ему грудь колом, и приказал орлу в течение дня клевать его печень, которая вновь вырастала за ночь. От этих страшных страданий избавил Прометея Геракл, который убил орла.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Прометей
в мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл освободил Прометея, убив орла. Прометей, согласно некоторым ранним вариантам мифа, сам вылепил первых людей из земли и воды. В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей.

Источник: Исторический словарь

ПРОМЕТЕЙ
Promnteus) - в др.-греч. мифологии один из титанов. Согласно мифам, П. помог Зевсу одержать победу над титанами, создал первых людей, слепив их из земли, смешанной с водой, научил их строить жилища, водить корабли, обучил астрономии, письму и др. искусствам. П. похитил с Олимпа огонь и передал его людям ("Прометеев дар"). За это, а также за то, что П. научил людей обманывать Зевса при жертвоприношениях, он был прикован к скале, и каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Геракл убил орла и освободил П.

Наиболее известна литературная обработка мифа о П. в трилогии Эсхила (до нас дошла трагедия "Прометей прикованный"), где поэт создал величественный образ титана-богоборца. Образ П. получил дальнейшее развитие в лит-ре нового времени (Ломоносов, Гете, Байрон, Шелли и др.).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Прометей
(лат. Prometheus), в греч. мифологии провидец, сын титана Иапета и Климены, брат Атланта, Эпиметея и Менетия, согласно некоторым мифам, сотворил человека из глины, обманув Зевса при жертвоприношении. Зевс разгадал обман и лишил людей огня. Но П. похитил его и принес людям. Он научил их пользоваться огнем, различным ремеслам и искусствам. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а П. в наказание велел приковать к скале в Колхиде. Орел днем пожирал печень П., которая восстанавливалась за ночь, пока наконец Геракл по воле Зевса не убил орла. В «Теогонии» Гесиода П. выступает как своенравный противник Зевса, в то время как Эсхил изображает его благодетелем людей, который восстал против Зевса. В Афинах П. почитался в особенности гончарами; в его честь устраивали бег с факелами во время празднества «прометейи». Деяния и судьба П. в средние века не привлекали внимания, но начиная с Ренессанса прометеевский сюжет пользовался в литературе большой популярностью. П. стал символом человеч. прогресса, созидательных сил человечества, а похищение огня символизировало веру в науку и будущее (драма Кальдерона, Просвещение). Судьба П. дала повод к критике Зевса, к отрицанию богов и религии («Пандора» Вольтера; Карл Маркс). П. стал считаться упорным, смелым, осознанно протестующим борцом против господства Зевса и мятежником, несущим помощь людям, титаном, который ненавидит тиранию и борется за правду и лучшее будущее (А. В. Шлегель; П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей»; Г. Мюллер). В некоторых произведениях П. –«сверхчеловек» в ницшеанском смысле (эпос К. Шпиттлера), в других страдания и стойкость П. являлись символом человеч. судьбы (Гердер, Байрон). Иногда П. — воплощение художеств, творчества и божественносозидательной деятельности (Гете). В античности и в новое время к образу П. обращались изобразительное искусство, живопись и музыка (античные вазы и саркофаги, скульптура Г. Маркса; живопись Тициана, Рубенса, Беклина, Кокошки; музыка Бетховена, Листа, К. Орфа).

Источник: Словарь античности. 1989

ПРОМЕТЕЙ
в греч. миф. сын титана Иапета, двоюрод. брат Зевса. Мать П. — океанида Климена, братья — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры). Согл. ряду источ., П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украден. им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технич. прогресс). Согл. Эсхилу, «все иск-ва у людей от П.», причем оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. П. — это древ. культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в кач-ве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром — заслуга П., обманувш. Зевса в Меконе, когда устанавл. жертв. ритуал, а значит, и взаимоотнош. богов и людей. Хар-рно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня, П. в свою очередь, опять-та-ки обманом, добывает его, но теперь П. подстерегает гл. наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырас-тающую вновь. В Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжен. факелами, к-рые бегуны должны были сохранить горящими. В Афинах проходили празднества в честь П., справляе-мые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжен. от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на Гефестиях.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Прометей
в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея — Океанида Климена; братья — Менетий, Атлант, Эпиметей. Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры). Имя Прометей в переводе — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей вылепил первых людей из земли и воды, создал их смотрящими в небо (по подобию бога). Научить людей жить обществом Прометей не смог, так как не был в состоянии войти во владение Зевса, обладавшего этим умением. Но совершенствовать род людей Зевс не желал, а решил его уничтожить и насадить новый — он послал потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара — супруги Девкалион (сын Прометея) и Пирра (дочь Эпиметея) создали новый человеческий род, бросая камни себе за спину. Таким образом Прометей через сына принял участие в создании человеческого рода. Затем Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, который передал в полом тростнике. (Афина помогла Прометею похитить огонь.) Прометею приписывалось создание первой женщины. Прометей был наказан не за свои благодеяния людям, а за то, что влюбился в Афину или из-за того, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов, Эвримедонта. Зевс бросил Эвримедонта в Тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе в пределах Скифии, где орел выклевывал ему печень, ежедневно выраставшую вновь. Прометей внутренне торжествовал над Зевсом, так как являлся хранителем древней тайны: он знал о том, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет Зевса. Из-за страха перед будущим Зевс освободил Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправил своего сына Геракла, чтобы освободить Прометея. Помощь к Прометею пришла и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон был ранен отравленной стрелой Геракла и испытывал муки, жаждал смерти. За возможность сойти в Аид Хирон предложил Зевсу отдать свое бессмертие Прометею. В то время, пока совершались подвиги знаменитых героев, Прометей был прикован к скале, и аргонавты слышали его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение Прометей получил за поколение до Троянской войны. Образ Прометея — символ человеческой цивилизации. В античности существовала традиция осудительного изображения Прометея — Прометей совершил злой обман, принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий. Прометей заботился только о теле человека, что стало причиной всех бед человеческой жизни. В Афинах проходили празднества в честь Прометея: устраивался бег с факелами, зажженными от жертвенника Прометея. Сюжет о Прометее сохранился в греческой вазописи, помпейских фресках, рельефах саркофагов, картинах П. Рубенса, Тициана, литературе Боккаччо, Вольтера, И. Гете, Дж. Байрона, П. Шелли, А. Жида, Ф. Кафки, В. Иванова.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Прометей
греч. Prometheus)
   в греческой мифологии сын титана Япета и океаниды Климены, брат Атланта и Эпиметея; в мифах выступает богоборцем и защитником людей: выкрал на Олимпе огонь и отдал его людям, научил их искусству строительства, мореплавания, медицины и письма. Зевс приказал приковать П. к Кавказской скале, куда каждое утро прилетал огромный орел клевать его печень, которая за ночь вырастала снова. От этих мучений П. освободил Геракл.
   Лосев А.Ф. Прометей // Мифологический словарь. М., 1990. С. 442-444.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
("предвидящий")
   В греческих легендах раннего происхождения - титан, о котором Гесиод рассказывает две истории:
   а) Прометей создал из глины первого человека, научил его ремеслам, дал ему огонь, который сам украл у Зевса, вынеся искорку в полом стебле тростника. Чтобы наказать человека за прегрешения, Зевс послал ему Пандору. Когда Павсаний путешествовал по Фокиде, ему показывали огромную глыбу, измазанную глиной, которая, как уверяли местные жители, пахла человеческой плотью и была, по их мнению, оставшимся после творения человека материалом.
   б) Зевс также наказал Прометея: приковал его к скале на Кавказе и ежедневно присылал орла - клевать печень Прометея. На эту тему написана трагедия Эсхила "Прометей прикованный". По версии Эсхила, Зевс наказывает Прометея не только за то, что он украл у него огонь, но и за то, что он отказался раскрыть Зевсу тайну его будущего, то есть тайну его свержения. У Эсхила Прометей является символом противления человека новой власти олимпийских богов, пришедших на смену древним хтоническим божествам. В последней, утерянной части трилогии Эсхила Прометея освобождает Геракл.
   Ту же тему развивает Шелли в "Освобожденном Прометее": знания, переданные Прометеем людям, дают им свободу и возможность жить во взаимной любви. Образ Прометея как творца человека и страдающего героя, воплотившего в себе свободу, привлекал совершенно различных авторов. Так, ранние отцы церкви видели в мучениях Прометея символическое отражение Христовых Страстей, а Тертуллиан даже называл Христа "истинным Прометеем". Для Байрона, как и для Шелли, Прометей был прежде всего борцом за свободу, в то время как Гете подчеркивает момент сострадания Прометея к несчастному человечеству. Образ Прометея вдохновлял также Бетховена, Листа, Скрябина. Андре Жид в своем "Прометее прикованном" трактует древнюю легенду с характерным модернистским уклоном: Прометей получает мазохистское удовольствие от пытки, которую придумал для него Зевс. Пьеро ди Козимо изобразил Прометея как творца человека, ожидающего своего истинного наказания - человеческой цивилизации, которая, как библейское древо познания, приносит плоды греха. Прометея изображали также Тициан, Микеланджело, Рубенс и Йорданс.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПРОМЕТЕЙ
   • Prom?theus,
         ????????? (предусмотрительный, осторожный), сын Япета (см. Иапет) и Климены (или Асии, Фемиды), брат Атланта, Менэтия и Эпиметея («думающего после», «крепкий задним умом»), титан. Гесиод рассказывает в Теогонии (521 слл.) следующее: Когда после победы над титанами олимпийцы с Зевсом во главе в Меконе (в Сикионе) спорили с людьми о том, что люди должны приносить богам в жертву, П., как представитель людей, возымев намерение обмануть Зевса и потягаться с ним в мудрости, рассек быка и скрыл мясо и внутренности в кожу животного, а сверху потом положил желудок, самую дурную часть, между тем как кости он сложил в другую кучу и прикрыл их жиром. Затем он предложил Зевсу выбирать, и этот, хотя и заметил хитрость противника, выбрал худшую часть, именно кости. В гневе на этот обман Зевс отнял у людей огонь; но П. тайно похитил его с Олимпа в тростниковой палке и снова принес людям. Зевс, воспылав еще сильнейшим гневом, тотчас придумал бедствие для людей; он велел Гефесту образовать из земли прекрасную девицу, которую Паллада Афина прелестно украсила, и привести ее к людям, на большое им горе и на беду. А П., за его нечестие, Зевс сковал и пробил ему грудь колом и приказал большому орлу ежедневно клевать его печень, которая каждую ночь снова вырастала. Наконец Геракл убил орла и освободил П. по воле Зевса, который хотел, чтобы сын его еще более прославился этим подвигом. В «Трудах и днях» (48 слл.) Гесиод рассказывает тот же миф, только с некоторыми изменениями. Гефест образовал из земли и воды женщину и дал ей человеческий голос, силу и прекрасную девическую наружность, Афина вложила в нее способность к женским рукоделиям, Афродита сообщила прелесть и грацию, Гермес — смелость и искусство дурачить; и т. к. все боги одарили ее, она и получила название Пандора. Потом Гермес привел ее к Епимефею, который, несмотря на предостережение своего брата П., позволил одурачить себя и принял ее. Тут-то настал конец счастливой жизни людей; Пандора приподняла крышку ларчика бедствий, и оттуда вылетели все беды и распространились между людьми; только одна обманчивая надежда осталась в ларчике, когда Пандора быстро опять захлопнула крышку. В этом Гесиодовом мифе П. есть представитель мыслящего человеческого духа; последний с употреблением огня приносит культуру и все бедствия жизни, удалившейся от невинного и мирного естественного состояния; через женщину пришло в мир великое несчастье, смерть, потому что через продолжение рода бессмертная жизнь индивидуума делается невозможной. П., который, забывая ограниченность человеческой природы, захотел состязаться с богами и своевольно отнял принадлежащую им честь, должен был, скованный Зевсом, страдать и терпеть до тех пор, пока Геракл, человек, достигший бессмертия борьбой и терпеливым подчинением воле верховного бога, не убил терзавшего его орла и спас его от страданий. Эсхил изложил сказание о П. в трех следующих одна за другой трагедиях, в «Приносящем огонь», «Скованном П.» и «Освобожденном П.», из которых до нас сохранилась только средняя трагедия; идеи, выступающие у Гесиода в неясных и запутанных чертах, он развил далее и изобразил в величественных очертаниях. Когда Зевс после победы над Титанами, в которой П., по совету своей матери Фемиды стоял на его стороне, захотел ввести новый порядок и также истребить бывший дотоле человеческий род, т. к. он был груб и звероподобен, для того чтобы сотворить лучший, то П., как друг людей, воспротивился ему: он принес похищенный им у Гефеста огонь и посредством различных искусств, которым он их стал учить (зодчество, звездоведение, письмо, счет, мореходство, прорицание, врачебная наука и т. д.), привел их к высшему образованию. Зевс оставил человеческий род, П. же за его противодействие наказал тем, что приказал Гефесту и его слугам, Кратосу и Бии (Крепости и Силе), приковать его к скале в дикой Скифии. Здесь П. открывает Океану и Океанидам, навещавшим его и советовавшим ему подчиниться верховной власти Зевса, что он один только может через сообщение одной тайны спасти Зевса от опасности, которая угрожает его владычеству; именно он знал, что Зевс в связи с известной богиней (Фестидой) произведет на свет сына, который свергнет его с престола. Чтобы выведать эту тайну. Зевс посылает к П. Гермеса; но т. к. этот не хочет открыть ее до тех пор, пока Зевс не освободит его от оков и не даст ему удовлетворение за причиненную обиду, то, пораженный молнией Зевса, он низвергается вместе со скалой в пропасть. Этим трагедия оканчивается. Содержание следующей пьесы, «Освобожденного П.», было такое: после долгого промежутка времени П., прикованный к скале, возвращается опять на свет, и ежедневно его клюет орел, пока Кентавр Хейрон, страдающий неизлечимой раной от ядовитой стрелы Геракла, не соглашается добровольно отказаться от своего бессмертия и пойти за него на смерть. Теперь Геракл, с согласия Зевса, убивает стрелой орла и расковывает П., который перед своим освобождением от оков открывает тайну. Верховному, премудрому мироправителю Зевсу противопоставлен здесь П. как упорный защитник людей, со светской мудростью; его дары, которые он доставляет людям и которые он считает за самые высшие, суть только земные блага, имеющие целью земное благосостояние; высшие же, нравственные блага человечества, источником которых служит сам Зевс, ему неизвестны, и он не может их давать. Полагаясь на благоразумие и силу человеческого духа, он не хочет подчиняться божественной воле Зевса и потому должен страдать, пока не отказывается от своего упорства. П., по преданию, сотворил также людей из земли или из воды и земли: или первоначально (Ov. met. 1, 81), или после Девкалионова потопа в обществе с Афиной. Сыну своему Девкалиону, которого он имел от Гесионы, или Аксиофеи, или Пандоры, или Климены (Hdt. 4, 45, называет Асию его женой), он перед потопом дал совет построить корабль для своего спасения. В Афинах П. почитался наравне с Гефестом и с Афиной, с которой он приводится в многоразличную связь; в честь его там было в Академии капище, где совершалось празднество, Прометеи, с факельным бегом.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

99. 02. 021. Ретюнских Л. Т. Этика игры. - М. : Прометей, 1998. - 120 с

Базовкина Т. Т.
Читать PDF
0.00 байт

Новый взгляд на старые проблемы (Муравьев Ю. А. Истина - культура - идеал. - М. : «Прометей», 1995.

Кошлев М.И.
Читать PDF
0.00 байт

Функции образа рассказчика Р. Уолтона в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Напцок Бэлла Радиславовна
Исследуется вопрос о роли и функциях образа Р. Уолтона в романе М. Шелли.
Читать PDF
0.00 байт

Реализация теургической концепции в творчестве Вяч. Иванова (на примере трагедий «Прометей» и «Танта

Чистоткина Екатерина Сергеевна
Статья «Реализация теургической концепции в творчестве Вяч.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация мифа в трагедии Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!»

Ишимбаева Галина Григорьевна
Анализируются способы трансформации одного из традиционных сюжетов античного происхождения в трагедии классика башкирской литературы Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!».
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 025. Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов. - М. : Прометей

Кутейникова Н. Е.
Читать PDF
0.00 байт

99. 04005 мескин В. А. Кризис сознания и русская проза конца XIX - начала XX В. - М. : Прометей, 199

Ревякина А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 010. Красильникова Е. Г. Постмодернистские романы Владимира Казакова. М. : Прометей, 2001.

Жулькова К. А.
Читать PDF
0.00 байт

Хор Океанид в трагедии В. И. Иванова «Прометей»

Ермакова Лия Леонидовна
В статье рассматривается влияние трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» на трагедию В.И. Иванова «Прометей» на примере хора Океанид.
Читать PDF
0.00 байт

Отчуждение личности в романе Ф. Фюмана «Прометей. Битва титанов»: цель, средства и пути преодоления

Овчарова Светлана Владимировна, Скворцова Мария Львовна
В статье исследуется феномен отчуждения личности в обществе на примере романа малоизвестного в отечественном литературоведении немецкоязычного автора Ф. Фюмана «Прометей. Битва титанов» (1974).
Читать PDF
0.00 байт

Северная Корея как азиатский "Прометей": мифология и политтехнология "двойного стандарта"

Булипопова Екатерина Валерьевна
Статья предлагает взглянуть на проблему Северной Кореи с точки зрения комбинированного методологи-ческого потенциала теории мифов и проблематики двойных стандартов в международной политике.
Читать PDF
0.00 байт

О. О. Савельева. Реклама в социальном дискурсе. Монография М. : Прометей, 2005. 204с

Трубникова Н. В.
Читать PDF
0.00 байт

2000. 02. 001. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. 419 с

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 024. Бусова Н. А. Модернизация, рациональность и право. - Харьков: прометей-пресc, 2004. -

Волкогонова О. Д.
Читать PDF
0.00 байт

Воплощение мифа о Прометее в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Напцок Бэлла Радиславовна
Исследуется проблема воплощения мифа о Прометее в романе М. Шелли.