Промышленность в Харькове

Найдено 1 определение
Промышленность в Харькове
Развитие ее начинается с формирования первых промыслов и ремесел. Они развивались в двух главных формах - домашние ремесла и организованные промыслы, связанные с товарным производством, изготовлением их для продажи. Уже во второй половине XVII - первой половине XVIII ст. на Харьковщине появляются первые предприятия мануфактурного типа, кирпичные заводы. Первый из них производил кирпич для строительства Покровского монастыря (1689), затем появилось еще 4 на окраине города. По переписи 1732 в Х-ве было 492 ремесленника. Они селились определенными группами, о чем свидетельствуют названия отдельных улиц и переулков - Коцарская, Чеботарская, Рымарская, Кузнечная, Слесарный, Шляпный, Каретный и др. В 1765 в Х-ве было 4 пивоваренных, 4 солодовни, 9 кирпичных заводов. На протяжении всего дореформенного периода в городе по общей стоимости продукции первое место среди всех отраслей П. занимало винокурение. В середине XIX ст. на нее приходилось свыше 70 % общего производства. В 1820 купцом Бутковым в Х-ве основано первое шерстомойное предприятие (ставшее первым в Украине); в 1846 в городе уже работало 13 таких производств. В этот же период в Х-ве появляются плавильные и металлообрабатывающие мастерские (1810), спичечная фабрика (1820), чугунолитейный завод (1835). К середине XIX ст. в городе было 4 медеплавильных, 2 чугунолитейных, 4 свечных завода, 3 мыловарни, 6 шерстомоек, 5 табачных фабрик, 3 кирпичных завода, 10 каретных мастерских, 3 предприятия по обработке кожи. Значительное развитие фабрично-заводской П. начинается после реформы 1861 и особенно в 1880–90-е, чему в значительной степени способствовало строительство Курско-харьковско-Азовской железной дороги (1869). В это время в городе закладываются такие крупные предприятия как паровозные мастерские, ставшие затем заводом «Электромашина» (1869), вагонные мастерские, а затем вагоноремонтный завод (1869), механический чугунолитейный завод А. Пильстрема (1870, ныне - «Красный Октябрь»), пивной завод «Новая Бавария» (1872), завод сельскохозяйственных машин Мельгозе (1873), книжная фабрика (1873), машиностроительный завод Бельке и Ремизовой (1878), ликероводочный завод (1879), завод сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде (1879, ныне «Серп и Молот»), чугунолитейный и механический (1891, ныне «Свет шахтера»), в 1880-х завод механических плиток Берменгейма и Ко (плиточный завод). В 1895 основан паровозостроительный завод (ныне завод им. Малышева), выпустивший в 1897 первый паровоз, канатный завод (1895), лакокрасочный (1896, ныне «Красный химик»), мясокомбинат (1897), кондитерская фабрика Жоржа Бормана (1898), чугунолитейный и механический завод фон Дитмара (1900). С 1871 по 1899 количество промышленных предприятий выросло с 79 до 259, а предприятий машиностроения и металлообработки - с 12 до 59. На заводах и фабриках Х-ва в 1899 было занято ок. 12 тыс. человек, из которых половина работала на машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях. В начале ХХ ст. город продолжал расти как крупный промышленный и коммерческий центр Юга России. Во время Первой мировой войны в город был эвакуирован ряд предприятий (завод ВЭК, велосипедные мастерские, суконная фабрика и др.). В 1915–1916 строится Державинская мануфактура, мастерские по пошиву одежды для армии. В результате концентрации производства число промышленных предприятий в 1917 сократилось по сравнению с 1899 до 150, а число работающих на них составило 35 тыс. чел. В период Первой мировой и Гражданской войн, революции 1917–1921 П. Х-ва пришла в состояние глубокой разрухи. К началу 1921 более 40 % предприятий не работало, а действующие заводы и фабрики были загружены только на 10–20 %. Национализация ведущих отраслей промышленного производства, банков, транспорта и связи соединялась в это время с централизацией руководства экономической жизнью. Особенностью восстановления П. было то, что оно началось в условиях значительного упадка, но при высоких темпах возрастания. В 1924–1925 все заводы и фабрики, которые подлежали восстановлению, стали в строй. Ведущие предприятия значительно превысили довоенный уровень производства. Местная промышленность края выпускала тогда 23 % всей продукции республики; 96,4 % ее были государственной или кооперативной. Вместе с тем, 1920–1930-е были временем создания новых многочисленных предприятий Х-ва. Среди созданных гигантов П. и машиностроения были тракторный (1931), турбинный (1934), станкостроительный (1935), электротехнический и др. заводы. В 1940 в городе действовало 1200 предприятий союзного, республиканского и местного значения, на которых было занято более 300 тыс. работников. Объем его продукции превышал в 12 раз тот, что производился в 1913. Война 1941–1945 нанесла Х-ву и обл. огромные убытки, особенно в промышленном секторе. Более 500 предприятий города лежали в руинах. Сразу после освобождения города 23.08.1943 здесь начались восстановительные работы. В конце 1946 было восстановлено ок. 70 % производственных площадей; в 1948 П. Х-ва достигла довоенного уровня, а в 1956 он был превышен в 4 раза. Наряду с возрастанием объема производства внедрялась его механизация и автоматизация (к 1960 на предприятиях было введено в действие ок. 700 автоматических линий и специальных станков). В 1960–1970-е активизируется сотрудничество науки с производством. К середине 1970-х приоритетное значение приобретали отрасли, которые определяли технический прогресс: машиностроение, металлообработка, электроэнергетика, химия. Возрастал объем производства для сельского хозяйства. Со второй половины 1970-х усилились негативные тенденции в развитии П. и др. отраслей хозяйства, что обусловило снижение темпов экономического роста, техническое отставание. Противоречивой стала начатая в 1985 перестройка. Распад в 1991 Советского Союза сопровождался разрывом традиционных хозяйственных связей между республиками, что особенно резко повлияло на развитие Х-ва. До 1996 для производства продукции Х-ва характерно непрерывное снижение его объемов (он снизился почти на две трети по сравнению с 1991). С 1996 фиксируется медленное его возрастание, существенно отличающееся для разных отраслей П. Значительное наращивание производства имеет место в пищевой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной П., металлургии. Отраслевая структура современного производства включает машиностроение и металлообработку (в 2000 ее предприятия обеспечили 28,8 % от объема производства 1990), топливноэнергетический комплекс, химическую промышленность, производство строительных материалов, деревообрабатывающую, легкую, пищевую П.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • Легкая промышленность в Харькове

    Структура ее в Х-ве включает 15 подотраслей, основными среди которых являются швейная, текстильная, кожевенная, обувная, трикотажная, меховая. Производством товаров Л.п. в обл. занимается ок. 60 предп
  • Фармацевтическая промышленность в Харькове

    Х-в обладает уникальными мощностями и возможностями ее развития. В числе предприятий, относящихся к этой отрасли - Государственный научный центр лекарственных средств (ГНЦЛС), фирма «Здоровье», ЗА
  • Станкостроительная промышленность в Харькове

    Х-в занимает первое место в Украине по производству станков, где производится почти половина ее продукции. Тут действуют такие крупные предприятия как станкостроительный завод им. С.В. Косиора и з
  • Пищевая и перерабатывающая промышленность в Харькове

    Относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Является одной из ведущих для обл., где в 2000 произведено 8,1 % всей пищевой продукции Украины. В структуре обл. она занимает бол