лат. Sextus Propertius)
(ок. 50 - 15 до н.э.)
римский поэт, представитель любовной лирики, выходец из Умбрии; получил образование в Риме, где жил и творил. Известны 4 книги его элегий, большинство из них посвящено красавице Кинфии.
Катулл Гай Валерий. Альбий Тибулл. Секст Проперций. Стихотворения. Элегии // Предисл. Ф. Петровского. М., 1963. С. 247-454; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 428-435.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 50 - ок. 16 до н. э.)
Римский поэт-элегик родом из Ассизия, живший в Риме. До нас дошли четыре книги стихов Проперция, являющихся уникальным памятником античной литературы. Проперций с необыкновенной психологической точностью и выразительностью описывает свою страсть к Цинтии, умело придавая известным латинским словам и выражениям совершенно новые значения. Многочисленные мифологические аллюзии Проперция могут показаться сложными для современного читателя, но на самом деле они не сложнее, чем у Элиота или Паунда, Фета или Мандельштама. Поэтическое настроение у Проперция может несколько раз меняться на протяжении одного стихотворения, отражая как присущее ему острое ощущение неизбежности смерти, так и его тонкое чувство комичного. В своих поздних стихах Проперций говорит, что хотел бы быть римским Каллимахом, в том числе что он предпочитает писать короткие стихотворения, а не длинные эпические поэмы; с александрийскими поэтами его сближает также широкое использование аллюзий.
В средние века поэта почти не знали. Эпоха Возрождения открыла поэта заново. Гете признавал сильное влияние Проперция, что подтверждается его "Римскими элегиями". В 20 в. опыт творческого прочтения Проперция представил Эзра Паунд в своей книге "Дань Сексту Проперцию".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 50 - 15 до н.э.)
рим. поэт. Род. в Ассизи (в Умбрии) в богатой семье. Его родственники потеряли часть своего имения при наделении ветеранов землей. Имея знакомых среди рим. аристократии, П. в нач. 20-х переехал в Рим. Входил в кружок Мецената, был другом Овидия. В своих элегиях П. неск. раз с похвалой отозвался об Августе, одн. отказался от предложенной ему работы над эпической поэмой в честь императора. Лит. наследие П. составляют 4 кн. элегий, посвящ. возлюбленной поэта - Гостии, воспетой под именем Кинфии. В 1-й кн. П. пишет о своей любви, а также о душевных муках из-за непостоянства возлюбленной. Для излияния своих чувств поэт привлекает обильн. мифолог, материал. По примеру Каллимаха П. противопоставляет элегич. твор-во возвышенному эпич. стилю. Во 2-й кн. поэт продолжает развивать тему любви, к-рая явл. для него гл. жизн. целью. Свою победу над Кинфией он оценивает выше победы, одержанной Августом над парфянами. 3-я кн. свидетельствует о переходе П. к новым темам, образ Кинфии уже не играет для него гл. роли. Подражая «Памятнику» Горация, П. говорит о том, что он первым перенес на лат. почву поэзию Каллимаха и что его стихотв. будут долговечнее пирамид и храмов. Возникшая идея создать цикл «ученых» элегий не осуществилась, и в 4-й кн. автор вновь возвращается к любовной тематике. Язык элегий П. изобилует грецизмами и архаизмами, а многочисл. мифолог, образы и сравнения выдают в нем «ученого» поэта.
Е.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)