• ????????,
см. Divinatio, Дивинация, 1.
ПРОРИЦАТЕЛИ
Прорицатели
ПРОРИЦАТЕЛИ
особая каста людей, появивш. в результате дифференциации религ.-культовых и соц. функций в раннеантич. обществе. П. жили либо в к.-н. определ. месте (оракулы или храмы), либо вели жизнь странствующих пророков. Их предсказания сопровожд. состоянием экстаза, воскурениями, видениями и слуховыми галлюцинациями. Знаменитые П. — Тиресий, Эпименид, Калхас, Амфиарай и Бакид. Среди женщин-П. наряду с Кассандрой cледует отметить прежде всего Сивиллу родом из Эритреи, собрание оракулов к-рой (Сивиллины книги) было популярно еще в ср. века. После перевода Ветхого завета на греч. яз. слово «пророк» стало классич. для обозначения П., первонач. явл. исполнителем секулярной функции в греч. полисе.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Прорицатели
(греч. mantis), особая каста людей, появившаяся в результате дифференциации религиозно-культовых и социальных функций в раннеантичном обществе. П. жили либо в к.-н. определ. месте (оракулы или храмы), либо вели жизнь странствующих пророков. Их предсказания сопровождались состоянием экстаза, воскурениями, видениями и слуховыми галлюцинациями. Знаменитые П. — Тиресий, Эпименид, Калхас, Амфиарай и Бакид. Среди женщин-П. наряду с Кассандрой следует отметить прежде всего Сивиллу родом из Эритреи, собрание оракулов которой (Сивиллины книги) было популярно еще в ср. века. Лат. vates были ее подражателями. После перевода Ветхого завета на греч. яз. слово «пророк» (др.-евр. nabi) стало классич. для обозначения П., первоначально являвшегося исполнителем секулярной функции в греч. полисе.
Источник: Словарь античности. 1989
ПРОРИЦАТЕЛИ
Вт 18:10, Чис 22:7, 1Цар 6:2). Означенное слово в Свящ. Писании преимущественно употребляется в смысле ложного пророчества и значит то же, что гадание, ворожба, чародейство. В Вт 18:10 о прорицателях упомянуто в связи с чародеями, вызывателями мертвых и проч. мерзостями язычников, которых должны были удаляться Иудеи. Прорицание было распространенным грехом между Израильтянами и многими восточными народами. Для того чтобы узнать будущее, употреблялись различные нелепые и смешные способы. При этом нередко употреблялась чаша с особенными обрядами волхвования. Гадание чашею — очень древнее суеверие, бывшее в употреблении у большей части народов. В Быт 44:5 говорится о чаше Иосифа, что он гадал па ней. Для гадания употреблялись стрелы с начертанными на них именами, чтобы предузнать будущее какого либо лица или успех какого либо предприятия. “Народ Мой вопрошает, свое дерево, говорит Пр. Осия, и жезл его дает ему ответы (Ос 4:12). Гадали также по внутренностям животных, особенно в Греции и Риме; предугадывали будущее по снам, по полету птиц, по движению и положению звезд. Иудеи имели также свое особенное гадание, называемое ими: бат-кол (дочь голоса) и состоявшее в истолковании, в известных обстоятельствах, всякого случайного звука или эхо за указание воли небес. Находились иногда и такие обманщики, которые выдавали себя за вызывателей мертвых. Лжепрорицания и гадания, во всех их формах, особенно строго воспрещаются законом Моисеевым и свящ. писателями (Лев 20:27, Вт 18:9-14 и др.). Они суть ветвь языческого идолопоклонства и суеверия, и в каком бы виде ни рассматривались и употреблялись, греховны и постыдны для истинного Христианина, обнаруживая в нем недостаток веры в Бога и глубокое невежество.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990