ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ

Найдено 1 определение
ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ
религиозно-политич. проповедники в др.-евр. царствах Палестины (Израиль и Иудея) в 8-4 вв. до н. э. Словом "наби" -"пророк" еще во 2 тыс. до н. э. обозначались прорицатели, в экстазе изрекавшие оракулы от имени бога (Моисей, Самуил, Илия, Елисей). С 8 в. до н. э. пророки становятся также политич. ораторами и проповедниками. Их произв. (книги пророков) на политич., социальные и религиозно-этич. темы в виде сборников речей и проповедей (в поэтич. форме) входят в ветхозаветный канон Библии. По объему их книг П. б. условно делят на "больших": Исайя - 2-я пол. 8 в. до н. э., Иеремия - кон. 7 - нач. 6 вв., Иезекииль - нач. 6 в. до н. э. и 12 "малых": Осия (Хошеа), Амос, Михей (Миха) - 8 в. до н. э., Иоиль - 8 или 6 вв. до н. э., Наум (Нахум) - 7 в. до н. э., Авдий (Обадия), Аввакум (Хабаккук), Софония (Цефания), Аггей (Хаггай), Захария и Малахия (Малеахи) - 6-4 вв. до н. э., а также Иона (речи к-рого не сохранились; вместо них дается легендарное жизнеописание).

Иудаистический канон относит к книгам пророков также повествовательные и хроникальные книги Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств (2 книги Самуила и 2 кн. Царей), в к-рых, помимо легендарного материала, содержатся сведения об историч. событиях 13-6 вв. до н. э. П. б. (Амос, Исайя, Михей, Иеремия), выступая в защиту обезземеливаемых общинников, страстно обличали богачей за их алчность, распутство, стремление к роскоши. Победу социальной справедливости П. б. видели в будущем мире, где воцарятся благоденствие и мир и "люди перекуют мечи на орала" (Исайя). П. б., в частности Иезекииль, поставили вопрос об индивидуальной ответственности человека за его поступки, освобождая от нее его сородичей.

Будучи сторонниками укрепления культа бога Яхве и выступая против местных культов, П. б. объективно защищали идеологию централизованной царской власти против децентрализаторских тенденций местной знати. Во время вавилонского пленения (586-539 до н. э.) П. б. развивали учение о монотеизме и универсальности бога Яхве. При этом они любую власть рассматривали как действующую по воле Яхве, даже власть иноземных завоевателей Палестины.

П. б. оказали большое влияние на последующее религиозно-политич. мышление (в ср. века и новое время). Идеологи целого ряда нар. движений средневековья, проповедуя идеи равенства людей, необходимости передела земли и борьбы с роскошью, ссылались на высказывания П. б.

Лит.: Франк-Каменецкий И. Г., Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее, в сб.: Религия и общество, Л., 1926, с. 60-82; его же, Пророки-чудотворцы. О местном происхождении мифа о Христе, Л., 1925; Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963, с. 291-302; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament..., 3 Aufl., T?bingen, 1964; Hoelscher G., Die Propheten, Lpz., 1914.

M. Л. Гельцер. Вильнюс.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
898.81 кб

Библейский текст как генератор прецедентности: Книга пророка Ионы

Орлова Надежда Михайловна
В статье рассматриваются проблемы, связанные с библейским текстом как прецедентным феноменом в русской и европейской литературе, на примере Книги пророка Ионы и её ключевых концептов.
Читать PDF
11.34 мб

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. А. ДЕМЧЕНКОВА «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ (БИБЛЕЙСКАЯ ПРОФЕТИЧЕШАЯ ТРАД

Шумило С. М.
Рецензия на монографию С. А. Демченкова «Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в "Житии" протопопа Аввакума)», вышедшую в издательстве «Центр гуманитарных инициатив» в 2018 г.