ПРОРОКИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пророк
в различных религиях — провозвестник, истолкователь воли Бога (богов).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Пророк
человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Источник: Православная энциклопедия.

Пророки
в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщать его людям.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПРОРОКИ
прорицатели, гадатели, по своим функциям и характеру деятельности близкие к шаманам, особенно у народов Ханаана и в Древнем Израиле. Библейские П. во время пророчества впадали в экстаз, некоторые вели бродячий образ жизни, взимая с населения плату за свои услуги, другие находились на постоянной службе у царей, родовых старейшин.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОРОК
греч. жрец, к-рый предсказывает то, что должно произойти. В древности, за пределами ветхозавет. мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иуд. и христ. представл. П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашателем божеств. воли, непосредств. вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Пророк
(греч. жрец, который предсказывает то, что должно произойти). В древности, за пределами ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь второстеп. служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего, П. считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях П., осознающий свою функцию вестника и свой авторитет, был глашатаем божеств, воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего (ссылки на Христа, описание исцелений).

Источник: Словарь античности. 1989

ПРОРОК
Предсказатель, провозвестник Божьей воли. Пророки – самый многочисленный образ Ветхозаветной истории. Они оказывали огромное влияние на общественную жизнь не только данного народа, но и многих других народов далеко за пределами страны. Пророков разделяют на великих, напр., Моисей, Илия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, и малых, напр., Иона, Михей, Наум, Аггей, Захария и др. В Новом Завете пророком считают Иоанна, автора Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). К последним пророкам и первым апостолам относится Иоанн Предтеча. В русском языке существует крылатое выражение, взятое из Библии: «Нет пророка в своем Отечестве».

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПРОРОКИ
в библейской истории провозвестники воли Божией; первыми пророками были патриархи: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. В дальнейшем, начиная с Самуила, пророческий ряд обретает непрерывность и преемственность, а сами пророки становятся также учителями и наставниками в религиозно-нравственной жизни, создавая для этого особые школы и общины и пользуясь авторитетом, зачастую намного превосходящим авторитет светских владык. Книги, составленные некоторыми пророками, вошли в состав ветхозаветного канона: различают книги четырех великих пророков — Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также двенадцати малых: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Последним из пророков в христианской традиции считается Иоанн Креститель. Иконы, изображающие пророков, составляют четвертый (пророческий) ряд иконостаса русского православного храма.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ПРОРОК
Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому внушению Св. Духа (I Кор. 14:3). Пророки, о трудах и изречениях которых мы знаем из Свящ. Писания, суть следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам, сестра Моисея, Девора пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель. Агав и др. По книгам пророческим в Свящ. Писании пророки разделяются на больших и меньших. Большими пророками называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Они называются большими по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньшие пророки суть следующие 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний Ветхозаветных пророков составлял Мессия — Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его во Египет, избиение Вифлеемских младенцев, явление пред Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть. Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, ниспослание Св. Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых. Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово, Свящ. Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Св. Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так ап. Петр пишет: “Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Пророк
гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, "Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3. 8).
Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или "сынов пророческих" (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать - малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как "великую скорбь" и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа ("В те дни приходит Иоанн Креститель... и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - Мф. 3. 2-3).
Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на "закон и пророков", показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община "чад Божиих". Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: "И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян. 2. 18).
Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из "девятичинной" просфоры - в честь "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

пророк
глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Аарон (Исх 7.1),
Аввакум (Авв 1.1),
Авдий (не назван пророком),
Авраам (Быт 20.7),
Агав (Деян 21.10),
Агей (Езд 5.1; Агг 1.1),
Адда (2Пар 12.15; 13.22),
Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком),
Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»),
Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец),
Анания (Иер 28.1) (лжепророк),
Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец),
Ахав (Иер 29.21) (лжепророк),
Ахия (3Ц 11.29),
Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк),
Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк),
Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Гад (1Ц 22.5),
Давид (не назван пророком),
Даниил (Мф 24.15),
Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком),
Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком),
Елисей (4Ц 6.12),
Еман (1Пар 25.5) (прозорливец),
Енох (Иуд 14) (не назван пророком),
Захария (Езд 5.1),
Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец),
Иезекииль (священник-Иез 1.3),
Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1),
Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12),
Илия (3Ц 18.36),
Иоанн (Лк 7.28),
Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван),
Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец),
Иоиль (Деян 2.16),
Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39),
Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3),
Иуда (Деян 15.32),
Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван),
Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),
Модад (Чис 11.26) (пророком не назван),
Моисей (Вт 18.15; 34.10),
Наум (пророком не назван),
Нафан (2Ц 7.2),
Одед (2Пар 28.9),
Осия (пророком не назван),
Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Самей (2Пар 12.5),
Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20),
Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать),
Седекия (Иер 29.21) (лжепророк),
Сила (Деян 15.32),
Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия (Иер 26.20) (пророком не назван),
Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван),
Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15),
один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41),
два пророка (От 16.3,10),
пророки (4Ц 23.2),
некоторые пророки (Деян 13.1),
прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки),
человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7),
сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5),
50 сынов пророческих (4Ц 2.7),
100 пророков (3Ц 18.13),
400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки),
сонм пророков (1Ц 10.5),
весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22).
Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест­надцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Пророки
евр. навиим. Пророки. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха и идолопоклонства, и свидетельствовать о могущественных делах Божиих в прошедшем. Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были прежде всего провозвестниками воли Божьей. Греческое слово «профетес» также, как и еврейское «нави» обозначает просто оратора или вестника (срав. «Нево»). Авраам является первым, который назван пророком. В Быт. 20:7 Бог говорит Авимелеху «он (Авраам) пророк и помолится о тебе», хотя мы нигде не видим, чтобы Авраам предсказывал события. Аарон также называется пророком Моисея (Исх. 7:1), так как он являлся лицом, которому было поручено пересказывать все то, что Моисей слышал от Бога. Итак, пророки Израиля были людьми особо призванными и являлись орудием, через которое Иегова говорил к народу. Часто, когда священники и цари заблуждались или когда угрожали бедствия и голод, выступали пророки. Эти строгие и ревностные выходцы из народа, грозными, осуждающими проповедями, или же гневными, ободряющими и утешающими речами, то указывали на дела Господа е прошлом и глубоко внедряли в сердца людей сознание необходимости сердечного послушания Богу, а не одного лишь выполнения обрядовой стороны закона; то возвещали грядущие наказания, которые будут совершаться руками иноплеменников, нападающих на непокорного Израиля; и говорили о возмездии, которое постигнет языческие народы за порабощение ими Израиля. Предсказывали также о дивных временах царства Мессии и о том спасении, которое, в лице Царя этого Царства, будет явлено на горе Сионе, а оттуда распространится на народы всей земли (4 Цар. 17:13;Иер. 25:4). Взятые из различных слоев общества, некоторые от сохи или стада (3Цар. 19:20; Ам. 7:15) и охваченные пересозидающей, переплавляющей, усмиряющей и закаляющей силой Духа (1 Цар. 10:6 и дал.; Ис. 6:5 и дал.; Иер. 1:6 и дал.; Иез. 3:8), пророки выступали среди склонного к идолопоклонству изнеженного народа со святым дерзновением и самоотвержением (4 Цар. 1:1-8; 5:15 и дал.; Мат. 3:4), говоря во имя Господа, терпя злострадания (Иак. 5:10). Иногда они соединяли свою проповедь с символическими поступками; таким образом — путем личных выступлений, а иногда и семейных обстоятельств, пророки являлись знаменем для народа (Ис. 8:18,20; Иер. 19; Ос. 1:3; Иез. 4:5), будучи во всех обстоятельствах верны своему Господу: и в плену, и в тюрьме, и в смерти (Мат. 23:34 и дал.; Евр. 11:32 и дал.). Подобно тому, как Аарон был пророком (голосом) Моисея (Исх. 7:1) или его устами (Исх. 4:16), — и пророки должны были передавать людям только Слово Божие; поэтому они часто начинают свою речь словами: «Так говорит Господь». Следовательно, они говорили только то, что им внушал Бог и не выдавали себя за всезнающих прорицателей, могущих все предсказать (4 Цар. 4:27), за каковых их часто принимало общественное мнение (4 Цар. 6:12). Библия также иногда отличает собственный вымысел пророка от того слова, которое Бог повелел ему передать (2 Цар. 7:3 и дал.; срав. 1 Кор. 7:10 и дал.). На обязанности пророков лежало говорить Слово Божие, и их речь всегда вращалась вокруг Бога-Слова (Личного Слова), центра и главного предмета их пророчества. Христос, будучи сущностью и силой прообразных жертв, являлся также и средоточием пророчеств: «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк. 19:10); пророки говорили»будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21); они исследовали и свидетельствовали о страданиях Христовых и о последующей за ними славе по вдохновению живущего в них Духа Христова (1 Пет. 1:10 и дал.; Лук. 24:27,44; Деян. 10:43). Все они были предтечами Великому Пророку, Которого Господь через Моисея обещал воздвигнуть сынам Израилевым из среды их братьев (Втор. 18:15 и дал.; Деян. 3:22 и дал.). Обетование в Втор. 18 о пророке, которому поручено будет говорить Слово Божие народу, понимается некоторыми, как указание на ветхозаветных пророков, которых Бог по временам посылал Израилю, хотя это обетование собственно указывает на Христа, «Великого Пророка», большего, нежели Моисей, хотя Моисей был величайшим пророком в Ветхом Завете (Втор. 34:10). См. сравнение между Моисеем и Христом в Евр. 3 гл. Такую достойность или многоразличие мы замечаем в некоторых из пророческих предсказаний. Пророчество, которое ближайшим образом предугадывает вскоре предстоящее событие, может также содержать представление о еще более великом событии, относящемся к отдаленным временам. Например, пророчество Исайи об Еммануиле указывает сначала на спасение от сириян, а затем также на другое, великое спасение через Сына, рожденного от Девы (Ис. 7:14 и дал.; Мат. 1:23). Пророчество Мат. 24 сопоставляет разрушение Иерусалима со вторым пришествием Иисуса Христа. Одним словом, многие пророчества можно уподобить картине, на переднем плане которой нарисовано небольшое селение с церковью, а на заднем плане — синеющие горы, находящиеся на расстоянии многих миль от селения. (Срав. Ис. 6:9 с Мат. 13:14; Пс. 108:8 с Деян. 1:16,20). Иногда указание пророка на какое-либо дело Божие в прошедшем времени являлось также указанием на что-то еще большее в будущем. (Срав. Ос. 11:1 с Мат. 2:15). Пророки часто получали свои откровения в виде картин, которые, подобно панораме, проносились перед их внутренним взором в видении или в сновидении, в то время как их тело находилось в состоянии экзальтации или просто во сне. Исследуйте сказанное об Аврааме (Быт. 15:12 и дал.); Иеремии (Иер. 31:26); Исайи (Ис. 6); о том как были на Иезекииле рука Господня» и «дух» (Иез. 1:3; 2:1, 2; 3:14; 11:1,24); и как Даниил изнемог и заболел от тех видений, которые представились его взору (Дан. 8:27; 10:8 и дал.; Срав. также рассказ о Валааме (Чис 24:2 и дал.); Петре (Деян. 10:10 и дал.); Иоанне (Отк. 1:10 и дал.). Настоящие и будущие события являлись при этом взору пророка не в последовательном по времени порядке, иногда даже о будущих событиях говорится так, как будто они уже совершились: например, пророчество Ис. 53 гл. Во время подобного прозрения духа все душевные способности пророка достигали такого напряжения, что переходили границы его природных дарований, так что он сам не вполне ясно понимал цель и значение тех сообщений, которые ему поручалось передать. Так, мы видим, что Даниил и Иоанн просили и получили объяснения некоторой части тех откровений, которые им были даны (Дан. 8:15 и дал.; Отк. 17:7 и дал ). Из 1 Пет. 1:11 видно, что пророки не вполне понимали, на которое и на какое время указывал Дух, и из Дан. 12:8 и дал. следует, что смысл некоторых предсказаний остался для них сокрытым. Символические действия, которые должны были совершать пророки — часто очень трудно понять и объяснить; поэтому некоторые склонны согласиться с Шаффом (Schaff), который говорит относительно пророка Иезекииля: «Многие из символических действий, по всей вероятности, не буквально совершались пророком, а только описываются таким образом для риторического эффекта». Например, написано, что Иезекииль съел книжный свиток (Иез. 2:9; 3:3); что дух (ветер) поднял его между землею и небом и принес его по воздуху в Иерусалим (Иез. 8:3 и дал.). Некоторые так же понимают рассказ о браке пророка Осии (Ос. 13) с блудницею Гомерь. Одно, по крайней мере, ясно, что именно так нужно понимать слова о чаше с Вином ярости, которую Господь подал Иеремии, и из которой он напоил народы (Иер. 25: 15). Рука Господня, которая брала человека и делала его орудием для откровения воли Божьей, избирала иногда таких людей, которые в прямом смысле слова не были пророками и даже не принадлежали к народу Божьему. Филистимлянин, мадианитянин, вавилонянин и римлянка могли получать пророческие видения во сне (Быт. 20:6; Суд. 7:13; Дан. 2; Мат. 27:19); развратитель Валаам был принужден пророчествовать и благословлять, вместо того, чтобы проклинать (Чис. 22-24; Срав. 31:16); даже Каиафа, сам того не ведая, пророчествовал (Иоан. 11:51). Еще несколько слов о внешнем виде пророков. Их одежда, обыкновенно, состояла из длинного широкого плаща сделанного из грубой шерстяной или волосяной ткани (3Цар. 19: 13; 4Цар. 2:8,13), называемой также вретищем (Ис. 20:2), опоясанного кожаным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4). Два свидетеля Господня в последнее время также будут пророчествовать, облеченные во вретище (Отк. 11:3). Лжепророки подражали пророкам своей одеждой (Зах. 13:4). В противоположность священникам, служение которых совершалось только в святилище, пророки выступали со своей проповедью повсюду, где того требовали обстоятельства. Они проповедовали в общественных местах, на улицах и торговых площадях, около городских ворот и на дворах храма (Ис. 20:1,2; Иер. 7:2; 19:14; 26:2; 19:14; 26:2; 29:26 и дал.; Иоан. 3:4). Когда Бог повелевал им, они безбоязненно выступали в царских дворцах, обличая царей в их преступлениях и объявляя суды Божьи, как, например, Самуил перед Саулом; Нафан перед Давидом; Илия перед Ахавом и Исайя перед Ахазом и Езекиею (Ис. 7:38,39). В Израильском царстве, где после разделения — во времена Иеровоама, — никакого регулярного богослужения и никаких законных священников не .было, пророки являлись единственными представителями верховной власти Иеговы. Люди собирались у них для молитвы и приносили к ним хлебные начатки (4 Цар. 4:23,42; Срав. 4 Цар. 17:13, 23). Живая речь, которая, как уже было замечено, иногда сопровождалась символическими поступками, возвышалась иногда до поэтического энтузиазма (Ам. 5:1; Ис. 5:1). В древнее время и музыка также содействовала возбуждению пророческого дара. Елисей просил призвать гуслиста, когда стоял перед Иорамом для того, чтобы сказать ему слово Господне. «И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар 3-15). Пророки на холме Божием (Гиват-Елохим) пророчествовали при звуках музыки на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях, и, когда Саул встретил их, «сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1 Цар 10:5 и дал.). Вероятно, в этом случае пророчествование состояло в том, что они в восторге пели духовные песни, равно как в 1 Пар. 25:1 певцы при богослужении представляются как пророчествующие на своих инструментах. Когда Дух Божий совершенно овладевает человеком, так что он не сам говорит или действует, а Дух говорит и действует через него, тогда и речь и действие того человека называются пророчествованием в истинном смысле слова. Если, с другой стороны, злой дух настолько овладевает человеком, что он действует или говорит по вдохновению этого духа, то и это в Библии носит название пророчествования. Так, в 1 Цар. 18:10 написано, что Саул, когда злой дух от Бога напал на него, бесновался (по-евр «пророчествовал») в своем доме; он поступал, как сумасшедший: бросал копьем в Давида, намереваясь пригвоздить его к стене — и об этом сказано, что он «пророчествовал», т.е. действовал по вдохновению. В 3 Цар. 18:29 то же слово обозначает поступок пророков Ваала: они стали кричать громким голосом и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась по ним; прошел полдень, а они все еще пророчествовали (русс, перевод «бесновались»). Срав. рассказ в 1 Цар. 19.20 и дал , где говорится, что Саул послал слуг взять Давида. Слуги увидели сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними; Дух Божий сошел на них, и они стали пророчествовать. Саул послал еще два посольства — получились те же результаты Тогда Саул пошел сам в Раму; и вот Дух Божий сошел также на него; он снял свою одежду «и пророчествовал перед Самуилом и весь день тот и всю ночь лежал неодетый».
Следовательно, мы видим, что слово «пророчествовать», кроме общеизвестного значения 1) говорить от имени Господа людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3 и дал ), и 2) предсказывать сокрытое и будущее ( Мат. 26:68; 1 Кор. 13:2; Иуд. 14) также может обозначать 3) петь и играть и 4) поступать ненормально по вдохновению от доброго или злого духа Другое назначение пророков было — писать историю. Моисей, великий пророк Израиля, записал не только закон, данный Богом, но и начальную историю своего народа Впоследствии, мы видим, что некоторые из пророков записывали не только свои пророчества, но и историю отдельных царей, или целых исторических периодов. Упоминается не менее пяти пророков, или провидцев, как летописцев царствования Соломона (1 Пар. 29: 29; 2 Пар. 9:29); срав далее 12:15; 13:22, 26 22, 32.32). Поэтому евреи в своем расположении книг Ветхого Завета поместили под названием «старшие пророки» те большие исторические книги, которые в нашей Библии следуют непосредственно после книг Моисеевых, именно кн. Иисуса Навина, кн Судей и 4 книги Царств. Смотри «Библия» В противоположность этим книгам они дали название «младшие пророки» книгам, написанным пророками в настоящем смысле этого слова. «Великими пророками» называют Исайю, Иеремию, Иезекииля к которым у нас присоединена и книга пророка Даниила, отнесенная евреями к поэтическим книгам Ветхого Завета; «Малыми пророками» называются Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иода, Михей, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Время выступления этих пророков заключается, приблизительно, между 800-400 годами до Р.Хр. Хотя и трудно с полной уверенностью определить их хронологическую последовательность, но все-таки, приблизительно, можно наметить 4 периода. В первый период (до переселения Израиля в Ассирию 722 г. до Р.Хр.) выступали Амос, Осия, Иоиль, Исайя и Михей; во второй период (с 722 г. до переселения в Вавилон, 606 г до Р.Хр.) Наум, Софония, Иеремия, Аввакум и Авдий; в 3 период (во время Вавилонского плена) Иеремия, Иезекииль и Даниил и в 4 период (по возвращении из Вавилонскою плена) Аггей, Захария и Малахия. (Относительно распределения исторических и пророческих книг для чтения в евр. синагогах, см. «Законы Моисеевы». Кроме этих пророков, книги которых имеются в Библии, еще упоминается не малое число посланных Богом мужей с этим названием; вот имена этих пророков, кроме Моисея: Самуил, прибл. 100 г. до Р.Хр. (1 Цар. 3:20; Деян. 3:24; 13:20); далее, во время царствования Давида и Соломона: Гад и Нафан; во время Ровоама и Иеровоама. Ахия, Самей и Адда; во время Асы, Ваасы и Иосафата: Азария, Ананий, Ииуй, Михей и Иозиил (2 Пар. 20:1-4) Елиазар и Одел; во время Ахана и Иоахаза: Илия, Елисей и Михей; во время Иоаса: Захария (2 Пар. 24:20) и во время Иоакима: Урия. Женщины также иногда получали дар пророчества. Мы знаем следующих пророчиц Ветхого Завета: Девору, жену Лапидофа (Суд. 4:4), Олдаму, жену Шаллума (4 Цар. 22:14), Мариамь также названа пророчицей (Исх. 15:20). Ноадия была лжепророчицей и противодействовала Неемии (Неем. 6:14). Однако слово «пророчица» у Ис. 8:3 употреблено не иначе, как в смысле «жены пророка». В Новом Завете упоминается о пророчице Анне (Лук. 2:36) и о жене Иезавели, которая выдавала себя за пророчицу (Отк. 2:20). Как видно из приведенных мест, пророк Самуил является первым звеном в цепи пророков (Деян. 3:24; 13: 20), через которых Бог воспитывал народ израильский. В промежутке от Моисея до Самуила редко слышен пророческий голос (См. Суд. 4:4 и дал.; 6:8 и дал ; 1 Цар. 2:27 и дал.). С Самуила в этом смысле началась новая эра. Пробуждению народных масс содействовали, возникшие сначала при Самуиле, а потом при Илие и Елисее — школы пророков; эти школы состояли из набожных людей, которые, как служители и ученики, сплачивались вокруг пророков. Священное Писание называет их «сынами пророков». Мы знаем о таковых школах в Навафе (1 Цар. 19:19 и дал.), в Вефиле (4 Цар. 2:3), в Иерихоне (4 Цар. 2:5), в Галгале (4 Цар. 4:38) и также в других местах (4 Цар. 6:1,2). Сыны пророческие жили вместе (4 Цар. 6:1), часто большими группами (4 Цар 2:16; 3 Цар. 18:4,13) и имели общий стол (4 Цар. 4:38 и дал.), среди них были и женатые мужи (4 Цар. 4:1). Вероятно, в этих пророческих школах изучали слова откровения (Слово Божие) и посредством проповеди и песнопений пробуждали и развивали теократический (т.е где Бог является Правителем) дух. Сыны пророческие, или ученики, иногда выходили стройными рядами, говорили и пели, что видно из 1 Цар. 10:5 и дал.; 19:20 и дал. Иногда сыны пророческие посылались пророком с особым поручением. Например, Елисей послал одного из них помазать Ииуя в цари (4 Цар. 9:1). Из вышесказанного нельзя сделать заключения, что только посещавшие эти школы, и выступали потом, как пророки. Пророческий дух иногда охватывал мужей из народа, совершенно неподготовленных к тому (2 Пар. 20:14). Амос ясно высказал, что он не был пророком или сыном пророка, но что Бог взял его от стада (Ам. 7:14 и дал.); Иеремия и Иезекииль происходили из священнического рода; Софония, м.б., из царского рода. Кроме название «пророк», встречаем и другие названия, обозначающие этих посланников Господа. Вследствие того, что божественное откровение нередко давалось посредством внутреннего видения или прозрения, пророк назывался провидцем (евр. роз) или прозорливцем (евр. хоце). Исайя жалуется на то, что сыны израилевы говорят провидящим: «Перестаньте провидеть» и прорицателям: «не всматривайтесь» (евр. текст) (Ис. 30:10). Гад назван прозорливцем Давидовым (1 Пар. 21:9). В 1 Пар. 29:29 Самуил назван провидцем, Нафан — пророком и Гад — прозорливцем. Во 2Пар. 9:29 упоминается об Иоиле прозорливце и т.д. Из 1 Цар. 9:9 мы узнаем, что пророки прежде назывались прозорливцами. В Чис. 12:6 и дал., говорится о разнице между низшей формой откровения — посредством видения и сновидения и высшей формой, которую Бог даровал Своему рабу Моисею: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит». С другой стороны Иеремия предостерегает от пророков, которые передают сны, и посылает к Слову Божию (Иер. 23:28).
Как орудие Господа, водимое Духом, пророк имеет и другие названия. Так, например, пророк Аггей называется «Ангелом Господа» (евр.), т.е. вестником Господа (Агг. 1:13). Нередко мы встречаем название «человек Божий», обозначающее пророков (1 Цар. 2:27; 9:6, 10). Так же назван и Моисей (Втор. 33:1; Пс. 89:1). «Вдохновенный» (евр. муж Духа) — наименование пророка в Ос 9:7 Другое название, указывающее на ответственность пророческого служения, есть «страж» (Ис. 52:8; 56:10; Иер. 6:17; Иез. 3:17 и дал.; 33:2 и дал.; срав. Евр. 13:17) Наконец, пророк часто называется «рабом Господа» (Ам. 3:7; 4 Цар. 17:13; Иер. 7:25). В противоположность истинным пророкам Господа, часто упоминается о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов (Иер. 23:13), и жили в пороках, утверждая и прочих в нечестии (Иер. 23:14) или ложно выдавали себя за говорящих от имени Господа (Иер. 29:23). Число их было велико. Израильский царь Ахав собрал 400 таких лжепророков (3Цар. 22:6). Иеремия скорбит о том, что и священники, и пророки лицемеры и нечестивцы, и что, благодаря им, нечестие распространилось из Иерусалима на всю землю (Иер. 23:11,15). О характере и отличительном признаке лжепророков сравни Втор. 18:20 и дал.; Иер. 23:9 и дал.; Иез. 13:14. Они появлялись среди народа, будучи похожими по внешности на истинных пророков Господних, одетые в такие же одежды из грубой шерсти (власяницы) или овечьей шкуры (Зах. 13:4; Мат. 7:15). О лжепророках срав. Иез. 13:17 и дал. Когда мы переходим к Новому Завету, то нам приходится отметить, что некоторые из евреев поняли Втор. 18, в смысле пророчества, указывающего на определенного пророка, предшествующего Мессии, причем они думали, что это будет один из ветхозаветных пророков, воскресший из мертвых (См. Мат. 16:14; Иоан. 7:40 и дал.). Имея ввиду только воскресшего из мертвых пророка, евреи спросили Иоанна Крестителя: «Ты ли пророк?» на что он ответил отрицательно, так как он не воскрес из мертвых (Иоан. 1:21,25). Кто такой он был в библейском смысле, см. Мат. 11:13, 14; 17:12, 13. Название «пророк» в Новом Завете дается не только ветхозаветным пророкам, из которых Иоанн Креститель был последним и величайшим, по собственным словам Иисуса (Мат. 11:1; Лук. 7:28), но и Самому Иисусу — «Пророк из Назарета Галилейского» (Мат. 21:11). «Тот Пророк. Которому должно прийти в мир (Иоан. 6:14; Деян. 3:22 и дал), а впоследствии, в среде христианской церкви, — христианам обоего пола, говорящим на собрании (1 Кор. 11:4 и дал.; 14: 29). Так у благовестника Филиппа были четыре дочери, которые пророчествовали (Деян. 21:9). Дар пророчества новозаветных пророков, который состоял в том, что они говорили краткое слово в назидание, увещание и утешение, отличался от дара апостольства и учительства и ставился среди духовных даров выше всех, как наиболее назидавший церковь. (Срав. 1 Кор. 12:10,28; 14:1,3,22,30). Нельзя было уничижать пророчества (1 Фес. 5:20); у каждого оно не должно было превышать его веры (Рим. 12:6). Иисус, вероятно, указывает на этих пророков в Мат. 10:41; 23:34; также и ангел в Отк. 22:9. Мы находим далее, что в Антиохии, в тамошней церкви, были пророки и учителя, которые, по вдохновению Св. Духа, отпустили Павла и Варнаву в их первое миссионерское путешествие (Деян. 13:1). Иуда и Сила, будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их (Деян. 15:32). В Еф. 3:4, 5 говорится, что тайна Христова теперь открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым; и в 4:11, что Он поставил (гр. т. даровал) церкви своей апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Без сомнения, апостол имел в виду этих пророков, говоря: «вы утверждены на основании апостолов и пророков» (Еф. 2:20), т.е. на том же основании, на котором были утверждены первые свидетели и посланники Христовы. Многие все-таки относят эти слова к новозаветным апостолам и ветхозаветным пророкам и к возвещавшемуся ими основанию спасения. Разница между даром пророчества в этом смысле и даром говорить (иными) языками была та, что пророк говорил по вдохновению и побуждению Духа Святого, сохраняя самообладание и ясность духа, между тем, как говорящий языками говорил в состоянии исступления, которое затуманивало его сознание. От дара учительства дар пророчества отличался тем (по Иоанну Златоусту), что пророчествующий говорил только по побуждению Духа; учитель же говорил и от своего собственного сердца и ума. Также и у новозаветных пророков упоминается дар пророческого предсказания , а именно: у Агава (Деян. 11:28; 21:10 и дал.). Наконец, в Отк. 11:3 говорится о двух свидетелях Божиих, которые будут пророчествовать с силою Моисея и Илии 1.260 дней, будучи облечены во вретище; после чего они будут убиты в Иерусалиме и 31/2 дня спустя воскреснут и взойдут на небо.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Пророки в своем отечестве

Макарова Л.
Читать PDF

Есть пророки в своем Отечестве (В. П. Воронцов и его прогнозы)

Рачков Михаил Порфирьевич
Проанализированы работы В.П. Воронцова, посвященные становлению капитализма в России, написанные автором в конце XIX в.
Читать PDF

Пророчество и пророки в духовной культуре общества

Дмитриева Л. М., Лалуев В. Я.
Статья посвящена проблеме пророчества и пророков в духовной культуре общества.
Читать PDF

Ревнители православия (Пророки византизма. Переписка К. Н. Леонтьева и Т. И. Филиппова (1875-1891) /

Фатеев В. А.
Читать PDF

ПРОРОКИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ (ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В БАШКИРСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ)

Хасанов Ришат Фаукатович
Целью статьи является анализ башкирского исторического романа с точки зрения воплощения в нем темы поэта и поэзии.
Читать PDF

Пророк Пальмерстон

Петрунина Ж.В., Шунейко А.А.
Изучаются особенности восприятия деятельности британского политического деятеля лорда Пальмерстона в России середины XIX века, личность которого неоднозначно воспринималась российскими современниками.
Читать PDF

Энколпион с композицией «Распятие. Пророк Илия» из Довмонтова города Пскова

Прусакова Зоя Васильевна
Статья посвящена публикации креста-энколпиона, происходящего из раскопок В.Д. Белецкого в Довмонтовом городе Пскова в 1966 г. и поступившего на хранение в Отдел истории русской культуры Эрмитажа (инв. №ПД-66/43).
Читать PDF

Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23-24

Кашкин Алексей Сергеевич
Библейское повествование о пророке Елисее и вефильских детях (4 Цар. 2:2324) всегда вызывало немало недоуменных вопросов, но в наше время эта ситуация воспринимается по-особенному, с акцентом на гуманистической интерпретации.
Читать PDF

«Пророк» Еременко, или повторяемость непредсказуемого (анализ одного сонета)

Липовецкий Марк Наумович
Читать PDF

Пророк и шаман: к проблеме героя в художественном мире Эдмунда Шклярского

В.А. Курская
Читать PDF

Марк Бениофф: Пророк в «облаках»

Антон Ковалевский
В 1998 году у 31-летнего вице-президента Oracle Марка Бениоффа было все: высокая должность в одной из крупнейших софтверных компаний мира, деньги, власть над подчиненными, успех и уважение.
Читать PDF

«Пророк» А. С. Пушкина и модель коммуникативной грамматики О. Розенштока-Хюсси

Калашников Сергей Борисович
В статье модель коммуникативной грамматики О. Розенштока-Хюсси проецируется на стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Автор выявляет первичную схему универсального метасюжета творчества А.С.

Похожие термины:

  • ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ

    религиозно-политич. проповедники в др.-евр. царствах Палестины (Израиль и Иудея) в 8-4 вв. до н. э. Словом "наби" -"пророк" еще во 2 тыс. до н. э. обозначались прорицатели, в экстазе изрекавшие оракулы от им
  • ДАНИИЛ, пророк

    ск. 600 до Р.Х.), при царе Валтасаре предсказал падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарий по наветам врагов Даниил был брошен в ров с голодными львами, но звери не тронули пророка. Даниил
  • ЕЛИСЕЙ ПРОРОК

    ученик и преемник прор. Илии (IX в. до Р.Х.), сын некоего Сафата из колена Рувимова. Илия, великий из пророков, призвал Елисея на служение, когда тот пахал на быках в поле. Оставив своих родителей, Елисей
  • ИОАНН ПРОРОК, Предтеча и Креститель Господень

    мученик. Праведные родители Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета жили в Хевроне. Они достигли старости, но так и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал богослужение в Иерусали
  • ИЕРЕМИЯ, пророк

    второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии.
  • Книга пророка Иоиля

    См. «Иоиль».
  • Записи Нафана пророка

    См. «Библия».
  • Сыновья пророко

    в (евр. бнеи-невиим). См. «Пророки».
  • ПРОРОКОВ КНИГИ

    см. в ст. Пророки библейские.
  • ИЕЗЕКИИЛЬ ПРОРОК

    Иез 1:3 и др.) — третий из бывших пророков, сын Вузия. подобно Иеремии и Захарии принадлежавший к священническому роду. По Иудейскому преданию, он был слугою у пр. Иеремии, и некоторые даже видят в лиц
  • ИЛЬЯ-ПРОРОК

    Путь И.-П. был подобен буре и смерчу, а его железная воля не знала препон. Подобно вихрю, являлся он своим современникам, бурей и смерчем был его путь, путь святости и ревностного служения Господу. В б
  • ИЛИЯ ПРОРОК

    IX в. до Р.Х.), пророк, взятый живым на небо. Илия жил в царствование Ахава, когда иудеи поклонялись языческому богу Ваалу. За это Господь послал на них засуху в течение трех лет. Сам Илия подвизался в э
  • ИОНА ПРОРОК

    один из иудейских пророков, живший во времена царствования Иеровоама. Автор книги Ионы, которую, по преданию, он же и написал. Книга повествует о том, как однажды он получил повеление от Бога идти в
  • ИСАЙЯ, пророк

    великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме во времена правления царей Ахаза, Иоахама, Озии и Езекии (Исход, 7, 3; 8, 3; 8, 18). Он был призван к пророческому служению чудесным образом: однажды он уви
  • МИХЕЙ ПРОРОК

    Мих 1:1, Иер 26:18) — один из меньших пророков, называемый Морасфитянином, так как был уроженцем Морасфи, небольшого Иудейского города, близь Елевтерополя, на юге от Иерусалима. Он пророчествовал во дн
  • Школа пророков

    См. «Пророки».
  • ОСИЯ ПРОРОК

    сын Беерия. Все что нам известно об означенном лице заключается в следующем: он был одним из меньших пророков, сыном Беерия, и что слово Господне было к нему во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей
  • САМУИЛ-ПРОРОК

    и судия народа Израильского. Елкана и Анна, родители Самуила, жили в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких милях на ю.-з. от Иерусалима. Отец Самуила был
  • СОФОНИЯ ПРОРОК

    Соф. 1:1) — один из 12-ти малых пророков, девятый в числе их. Об обстоятельствах его жизни нам ничего неизвестно, кроме того что содержится в начале его пророческой книги и в некоторых преданиях. Он был
  • Записи Самея пророка и Адды прозорливца

    См. «Библия».