первая часть христианской литургии, во время которой священнослужители приготовляют хлеб и вино для причащения верующих.
ПРОСКОМИДИЯ
ПРОСКОМИДИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Проскомидия
первая часть христианской литургии, во время которой священнослужители приготовляют хлеб и вино для причащения верующих. См. Литургия.
Проскомидия
первая часть церковной литургии, совершаемой священником на жертвеннике в алтаре храма. Начиналась с того, что из просфоры специальным ножом ("большим копьем") вырезали частицы кубической формы (так называемого Агнца). Это символизировало рождение Христа.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ПРОСКОМИДИЯ
от греч. — приносить) — вступительная часть литургии, на которой происходит приготовление Св. Даров (хлеба и вина) для причащения. Для этой цели в настоящее время используется пять просфор: из первой священник вырезает четырехугольную часть — агнца, символизирующего собой тело Христово, а из остальных — частицы в честь Богоматери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, святителей, подвижников, а также молитвенное поминовение живых и мертвых. Все эти частицы вместе с агнцем полагаются на особое блюдо — дискос, над которым ставится звездица — два металлических полукружия, расположенные крест-накрест, и накрываются тремя платами (воздухами). Красное вино смешивается с водой и вливается в чашу (потир). Все эти действия священника сопровождаются определенными молитвенными чинопоследованиями.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Проскомидия
начальная часть литургии. В это время священнослужители приготавливают хлеб и вино для совершения великого таинства евхаристии. Проскомидия начинается уже во время чтения третьего и шестого часа. Вино должно быть виноградным, обязательно красным (кагор) и разбавленным водой. Хлеб (просфоры) – дрожжевым и обязательно пшеничным. Обычно на проскомидии используют пять так называемых служебных просфор: из одной извлекается агнец, из другой – частица в память Божьей Матери, из третьей – частицы в память Иоанна Крестителя, апостолов, пророков, мучеников, святителей, бессребреников, преподобных, равноапостольных и пр. Последнюю частицу вынимают в память составителя литургии – Василия Великого или Иоанна Златоуста. Из четвертой просфоры извлекают частицы во здравие живых, а из пятой – в память усопших. Помимо частиц из служебных просфор, на евхаристии вынимают частицы из обычных просфор (тоже за здравие живых и упокой усопших). Простые просфоры подают верующие вместе со списками имен людей, о которых они будут молиться. После литургии обычные просфоры раздают верующим.
Источник: Православная энциклопедия.
Проскомидия
(от греч. приносить, доставлять) – первая часть литургии (отсутствующая в католической мессе), во время которой происходит приготовление хлеба и вина для таинства Евхаристии и полагается начало их освящению. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике. Для П. используются красное виноградное вино, пять служебных просфор (из первой копием вырезается Агнец; из второй – частица в честь Богородицы; из третьей – девять частиц соответственно в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных и иных святых, последняя частица вынимается в честь составителя литургии – Иоанна Златоуста или Василия Великого; из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых; из пятой – за умерших) и неограниченное число простых просфор, подаваемых верующими, с выниманием частиц и чтением «поминаний» о здравии живых и о упокоении усопших. Все эти частицы помещаются рядом с Агнцом на дискосе, знаменуя, что все человечество во главе с Девой Марией и величайшими духовными подвижниками участвует в бескровной жертве. Дискос и потир, в который наливается красное вино, смешанное с водой, покрываются покровцами и воздухом. Чтобы покровец на касался Агнца, над ним ставится звездица.
Источник: Краткий православный словарь.
ПРОСKОМИДИЯ
(греч. «приносить») – первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб употребляется дрожжевой («квасной») пшеничный, вино – красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец, из остальных четырех – частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй – частица в память Богородицы, из третьей – девять частиц в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии – свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой – в память умерших). Kроме того, вынимаются также частицы и из подаваемых верующими просфор о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце литургии погружаются в святую Чашу при произнесении священником слов: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Kровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». После этого просфоры являются освященными и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи. См. Просфора.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ПРОСКОМИДИЯ
первая часть литургии. Происходит от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения литургии, поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит "приношение". Хлеб (просфора) должен быть квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства св. Причащения взял квасной, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей в образе двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. - и греческого слова: НИКА, что означает: "Иисус Христос побеждает". Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляются пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в таинстве св. Причащения (Ин. 6: 22-58). Но, собственно, для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10: 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.