Проскура, Георгий Федорович
[р. 16 (28) апр. 1876] — сов. ученый, специалист в области гидромашиностроения и гидромеханики, акад. АН УССР (с 1929). Засл. деят. н. и т. УССР (1944). В 1901 окончил Моск. высшее технич. училище. С 1911 — проф. Харьков. технологич. ин-та (ныне Харьков. политехнич. ин-т). В 1945—54 — дир. Лаборатории проблем быстроходных машин и механизмов АН УССР. Осн. труды относятся к разработке теории и к проектированию пропеллерных водяных турбин и насосов. Исследовал вопросы кавитации в гидромашинах, применения гидравлич. муфт для транспортных машин и др. Предложил конструкцию осевого насоса для канала им. Москвы. В 1934 построил первую в СССР гидродинамич. трубу для исследования гидродинамич. решеток. Лауреат Сталинской премии (1943).
Соч.. Центробежные и пропеллерные насосы, 2 изд., М., 1932; Гидродинамика турбомашин, 2 изд., Киев. 1954; Обобщенные кавитационные характеристики водяных турбин, в кн.: Сборник трудов лаборатории проблем быстроходных машин и механизмов, вып. 3, Киев. 1953.
Лит.: Алексапольский Д. Я., Георгий Федорович Проскура, Киев. 1956.
Проскура,
Георгий Федорович
Род. 1876, ум. 1958. Гидромашиностроитель, специалист по гидро- и аэродинамике. Создатель общей теории осевых турбомашин. Действительный член АН УССР (1929), лауреат Государственной премии СССР (1943).
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Проскура Георгий Федорович
(1876–1958) - ученый в обл. гидромеханики, гидромашиностроения и гидроаэродинамики, доктор технических наук, профессор (1911), академик АН УССР (1929), заслуженный деятель науки и техники УССР (1944). В 1901 окончил Московское высшее техническое училище, ученик Н.Е. Жуковского. С 1902 преподавал (с 1911 - профессор) в Харьк. технологическом институте, где читал с 1909 курс «Воздухоплавание и авиация». Основатель и руководитель гидравлической лаборатории и кафедры гидромашин (1914) при этом институте. В 1922 - один из организаторов общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. С 1922 - зав. кафедрой Харьк. технологического института, добился открытия в вузе авиаспециальности, создал аэрогидродинамическую лабораторию, на базе которой в 1930 был создан Харьк. авиационный институт (ХАИ). С 1930 преподаватель этого института. В 1944–1955 - одновременно директор Лаборатории проблем быстроходных машин и механизмов (ныне Институт проблем машиностроения) АН УССР. Автор более 70 печатных трудов по теории гидроаэродинамики, газовых и водяных турбин, насосов, компрессоров, теории воздушных винтов. Один из создателей мощных осевых насосов для канала им. Москвы. Руководил сооружением (1934) первой в СССР гидродинамической трубы для исследования гидродинамических решеток. Работал над проблемами газотурбостроения, над применением гидротрансформаторов в народном хозяйстве, усовершенствованием гидротурбин и повышением их мощности и пр. Создатель школы аэрогидромеханики в Х-ве. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденами и медалями. В 1974 учреждена премия его имени, присуждаемая АН УССР за выдающиеся труды в обл. энергетики. В Х-ве его именем названа улица в Киевском районе (пос. Жуковского), на здании нынешнего Радиоастрономического института (ул. Краснознаменная, 4) установлена мемориальная доска (1976).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.