(г. Ковров — после 1958) — арт. оперы (драм. тенор), драмы, режиссер и педагог. Род. в семье учителя музыки (отец преподавал сольфеджио и в нач. школе рук. хором и оркестром). Музыке обучался под рук. отца. С 11 лет учился в моск. реальном уч-ще (здесь пел в хоре и был регентом). В 1904 (по рекомендации П. Чехова, отца писателя) стал учителем Моск. ремесленного училища им. Шелапутина (здесь организовал оркестр нар. инструментов, а также рук. хором). В 1905 обучался пению в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. А. Книппер). В 1905—12 посещал моск. кружок "Музыка и драма", где выступал в качестве драм. актера, певца в опереточных и оперных спектаклях (нек-рые роли готовил под рук. И. Москвина), а также в концертах. В 1914—17 пел в моск. Нар. доме (дебютировал в партии Садко).
Лучшие партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Дубровский, Герман ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Самсон, Канио, Турриду.
С 1917 режиссер моск. Нар. дома (на его спектаклях "Царская невеста" и "Пиковая дама" в 1918 был А. В. Луначарский, в 1919 — В. И. Ленин). В 1921—25 режиссер "Свободной оперы С. Зимина". Позднее работал режиссером в Ташкенте и Ашхабаде (1925—26), Перми (1926—29), Москве (Большой т-р, 1929—30, поставил "Трильби"), Новороссийске (1930—32), Саратове (1932), Баку (1933—35), Куйбышеве (1935—46, здесь поставил ок. 40 опер и муз. комедий), Уфе и Фрунзе (1947), Свердловске (1948), Казани (1949—?).
1-й постановщик опер: "Князь Серебряный" П. Триедина (1923), "Плач Рахили" (1924), "Спартак" Г. Дудкевича (1928), "Шах-Сенем" (1934, 2-я ред.), "Намус" (Честь) (1950, Казань); в Куйбышеве — "Броненосец "Потемкин"" (7 ноября 1937, 1-я ред.). Среди др. постановок — "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Снегурочка", "Майская ночь", "Нерон", "Травиата", "Трубадур", "Гугеноты", "Риенци".
В 1948—49 педагог-режиссер Уральской конс. им. М. П. Мусоргского, в 1949—57 зав. кафедрой оперной подготовки Казан. конс.
Соч.: Воспоминания педагога, оперного певца и режиссера (рук., 1958) — в РОЦНБ СТД.