ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Найдено 1 определение
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
выдающееся произведение русской духовной мысли, созданное св. Иосифом Волоцким с целью борьбы с антихристианской сектой жидовствующих. Книга состоит из 16 слов.
В первом слове Иосиф Волоцкий занимается опровержением еретиков, "глаголющих, яко Бог Отец Вседержитель не имать Сына ни Святаго Духа единосущны и сопрестольны Себе и яко несть Святыя Троица". Во втором слове Иосиф опровергает еретиков, "глаголющих, яко Христос не родился есть, но еще будет время, егда имать родитися, а его же глаголют христиане Христа Бога, той простой человек есть, не Бог". Третье слово подвергает критике то мнение еретиков, по которому "закон Моисеев подобает держати и хранити и жертвы жрети и обрезыватися". В четвертом слове доказывается несновательность мнения, исходя из которого еретики говорили: "Еда не можаше Бог спасти Адама и сущих с ним, еда не имеаше небесные силы, и Пророки, праведникы, еже послати исполнити хотение свое, но сам сниде, яко нестяжатель и нищ, и вочеловечився, и пострада, и сим прехитри диавола, не подобает убо Богу тако творити". В восьмом слове Иосиф защищает истинность отеческих писаний против ереси новгородских еретиков, утверждавших ложность писаний Св. Отцов на основании того, что 7000 лет от сотворения мира прошло, а Христос во второй раз не явился. В девятом - защищает писания апостольские, подтверждая их истинность местами из Свящ. Писания, доказывая, что они внушены Святым Духом. В десятом - защищает от нападок еретиков писания Ефрема Сирина, в которых говорится, что творения его ложны. Здесь же приводятся доказательства из Свящ. Писания, что творения св. Ефрема истинны и соответствуют тому, что говорили пророки, евангелисты и апостолы. В двенадцатом слове Иосиф доказывает, что если святитель будет еретиком, если он не благословит или проклянет кого от православных, то его проклятие ни во что не вменится. Свои опровержения еретиков Иосиф основывает на Свящ. Писании, преимущественно Ветхом Завете, Отцах Церкви, историках Церкви и даже светских писателях. В словах его виден ум светлый, последовательность, логичность изложения. Четвертое слово особенно отличается глубиной мысли, и специалисты справедливо называют его глубоко богословским сочинением.
Иосиф Волоцкий не щадит красок для описания жидовствующих. Еретики для него - сквернии пси, змии, таящиеся в скважине, языки их скверны, уста мерзки и гнилы, они - люди нечистые, пьяницы и обжоры, в обществе они сеют сласти житейские, тщеславие, страсть к сребролюбию, сластолюбию и неправду. В частности, Схарию Иосиф Волоцкий называет диаволовым сосудом, протопопа Алексея - окаянным сатаниным сосудом, диаволовым вепрем, еретика Истому - стаинником диавола, адовым псом. Но особенно обличает Иосиф Волоцкий митр. Зосиму. Он называет его окаянным, сквернителем, калом блудным, прескверным сатаною, змием стоглавым, пищей вечного огня, новым Арием, злым Манентой, сатаниным первенцем, прескверным сквернителем других содомскими сквернами, пагубным змием, обжорой и пьяницей, по жизни свиньей, гонителем православных. Иосиф удивляется, как еще терпит земля таких. Из одного этого перечня названий видно, какими глазами Иосиф Волоцкий и русские люди этого времени смотрели на жидовствующих. Это, по их понятию, самые безнравственные, самые вредные люди, которые стараются развратить общество и в религиозном, и в нравственном отношении.
П. Грандицкий

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
365.53 кб

В.В. Андреев: просветитель и общество (конец XIX начало XX вв.)

М.В. Полевая
Читать PDF
75.46 кб

Екатерина II - просветитель или консерватор?

Моряков Владимир Иванович
Время правления Екатерины II и ее личность на разных этапах отечественной историографии получали различные оценки от панегирических до резко критических.
Читать PDF
265.17 кб

Василий Васильевич Крестинин просветитель, общественный деятель, историк (к 275-летию со дня рождени

Куратов А. А.
«Крестинин Василий Васильевич [1729, по др. свед. 1728, 1730, 1732, Архангельск 5(16).05.1795, там же] историк, исследователь актовых источников, просветитель»
Читать PDF
93.33 кб

И. С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера

Карзанова Галина Алексеевна
Культурное просвещение народов Севера на рубеже XIX–XX вв. значительно запаздывало по разным причинам, в том числе из-за отсутствия яркой и сильной личности, способной сделать переворот в сознании местного населения.
Читать PDF
268.46 кб

Г. П. Бытотов: просветитель, политический деятель Хакасии (1902-1938)

Мамышева Елена Петровна
В статье отражена деятельность Г.П. Бытотова, одного из представителей национальной интеллигенции Хакасии 19201930-х гг.
Читать PDF
394.50 кб

Василий Филиппович Кудрявцев: этнограф и просветитель

Корнилова Ирина Валерьевна
Читать PDF
1.16 мб

Евгений Александрович Елачич (1880-1944) - натуралист, просветитель и педагог

Шергалин Евгений Эдуардович
Читать PDF
704.25 кб

Зоолог, педагог и просветитель Александр Леонидович Ященко (1868-1938)

Шергалин Евгений Эдуардович
Читать PDF
0.00 байт

М. Г. Атаманов - выдающийся просветитель удмуртского народа, ученый и писатель-публицист

Гришкина Маргарита Владимировна
В статье дан творческий портрет М.Г. Атаманова, раскрыта его деятельность как просветителя, ученого, писателя-публициста, переводчика Библии на удмуртский язык.
Читать PDF
0.00 байт

К. П. Яновский - просветитель и организатор народного образования на Кавказе

Черказьянова Ирина Васильевна
Статья посвящена выдающемуся организатору народного образования на Кавказе Кириллу Петровичу Яновскому, который сыграл особую роль в культурной жизни этого региона. Одной из заслуг К.П.
Читать PDF
5.24 мб

Катанов Н. Ф просветитель Казанского края конца XIX начала xx в

Султанбаева К. И.
The article describes a great social activity of the famous Russian scientist orientalist N. F. Katanov (1862-1922) during his work as a professor of the Kazan university.
Читать PDF
271.52 кб

Александр Нефедов. В лучах «Утреннего света». Н. И. Новиков: философ, просветитель, подвижник

С.Г.
Читать PDF
151.82 кб

Патриарх Никон - просветитель мордовского народа

Мокшин Николай Федорович
В статье рассматривается вклад выдающегося выходца из мордвы в дело просветительства родного народа.
Читать PDF
325.78 кб

Просветитель Всеволод Дмитриевич Андреев (из архивного наследия профессора)

Узунколев Федор Афанасьевич
Читать PDF
0.00 байт

Татарский просветитель К. Насыри об открытии светской школы и органов печати

Юзеев А. Н.
Статья посвящена известному татарскому просветителю второй половины XIX века К.Насыри. Впервые рассматриваются его взгляды на получение татарами светского образования и открытие органов печати.

Похожие термины: