ПРОТЕСТАНТИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Протестантизм
одна из трех главных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом). Возник в ходе Реформации XVI в. в Европе. Изначально имел несколько направлений, в том числе лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ПРОТЕСТАНТИЗМ
лат. protestans (protestantis) - возражающий, несогласный) - одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты и др.). Для П. характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной обрядовости.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Протестантизм
лат. protestans – протестующий, публично доказывающий) – третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Объединяет множество течений и сект (лютеранство, кальвинизм, баптисты, методисты и др.); отличается отказом от сложной церковной иерархии, упрощенным культом, отсутствием монашества, целибата (обет безбрачия священников), в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Протестантизм
буквально - публично доказывающий) - одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации (16 в.). Объединяет множество самостоятельных течений, церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и др.; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное Писание. Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении (за объединение всех церквей). Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, прибалтийских странах (Эстонии, Латвии) и др. Общее число приверженцев протестантизма около 600 млн. чел.

Источник: Исторический словарь

ПРОТЕСТАНТИЗМ
одно из главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием). Возникло в Европе в период Реформации - широкого антикатолического движения 16 в. П. разделяет общехристианские представления о триединстве Бога, бессмертии души, аде и рае (в отличие от католицизма, отвергает чистилище), об откровении и пр. П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, единственный источник вероучения -Библия. П. не признает духовенство в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми, отвергает монашество. Общины верующих возглавляют выборные священники. Из таинств П. признает лишь крещение и причащение, богослужение предельно упрощено (проповедь, молитва и пение псалмов и гимнов на родном языке). Во 2-й половине 16 в. в Москве, Нижнем Новгороде и других городах первые протестантские объединения образовали живущие в России иностранцы - последователи лютеранства. Во 2-й половине 18 в. в Саратовской и Таврической губерниях среди немецких колонистов основаны общины меннонитов. Со 2-й половины 19 в. распространялся баптизм, затем появились евангельские христиане, адвентисты, в 20-е гг. 20 в. - пятидесятники, свидетели Иеговы и др. В настоящее время на территории Российской Федерации действует ок. 40 протестантских организаций.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ПРОТЕСТАНТИЗМ
публично доказывающий - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг принял по требованию немецких князей-лютеран постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако второй Шпейерский рейхстаг 1529 г. это постановление отменил. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов последовал «протест», от которого происходит термин «П.». П. разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, раенаде, отвергая католическое чистилище, об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению П., первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получает «посвящение» на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников — церкви, духовенства. Так в П. упраздняется церковная иерархия. Служитель культа в П. лишен права, например, исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат. Упразднены многие таинства, осталось лишь крещение и причащение. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, учение о благодати. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Богослужение предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библию перевели на национальные языки, ее изучение и толкование стало не «грехом», как в католицизме, а первейшей обязанностью каждого. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин, равенство мирян и духовенства. Первоначальными формами П. были: лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. Позже возникает ряд течений, известных как поздний П.: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, «Армия спасения», пятидесятники и др. Для современного П. характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОТЕСТАНТИЗМ
от лат. protestans - возражающий, несогласный) - одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), второе по численности (св. 200 млн. приверженцев) после католицизма; "бурж. разновидность христианства" (К. Маркс). Объединяет ряд самостоят. церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и основных черт вероучения и догматики.

Название "протестант" первоначально было дано герм. князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 т. н. "Протестацию" - протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церк. направлений, отколовшихся в период Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся в более позднее время в результате отделения от гл. протестантских церквей. Возникнув в нач. 16 в. как антифеод. и антикатолическое бурж. религ. направление, являясь идеологич. знаменем ранних бурж. революций в Европе (см. Реформация), П. выразил стремление становящегося бурж. общества к удешевлению и упрощению религ. культа, к демократизации, к разрушению ср.-век. корпоративизма во имя бурж. индивидуализма, частной инициативы и предпринимательства. Все эти чаяния в мистифицированной форме содержались в основном принципе П. - "спасение личной верой" (см. "Оправдание верой"). Из него следовало отрицание за духовенством мистической способности "отпускать грехи" и распределять сверхъестественную "благодать", распространение причастия вином на мирян, отмена целибата, монашества, зем. церк. владений, упрощение обрядности (упразднение догмата о чистилище, культа "святых", ангелов, богородицы, поклонения иконам, сокращение религ. таинств до крещения и причащения и т. д.). Согласно протестантскому вероучению, "спасение" достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, "переживанием веры". Порывая с феодализированным христианством, П. отверг "священное предание" как источник вероучения в пользу "священного писания". Оно было переведено на нац. языки, его чтение и пропаганда были не только разрешены каждому верующему, но и вменены в обязанность. Пышный католич. культ П. заменил проповедью, совместными молитвами, пением псалмов.

Сложный клас. состав реформационного лагеря, весьма различные конкретные условия возникновения П. в разных странах - все это привело к тому, что П. с самого начала был не единым целым, а совокупностью самостоятельных форм. Первоначальными, возникшими уже в 16 в., формами П. были: лютеранство, кальвинизм (поглотивший цвинглианство), англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), выродившийся в основном в 40-х гг. 16 в. в мелкобурж. непротивленческую секту меннонитов; к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане). Различные направления П. отличались большей или меньшей последовательностью в проведении в жизнь церкви основных принципов П., в т. ч. в отрицании церк. иерархии. Если анабаптисты вообще упразднили духовенство, то англикане сохранили сложную церк. иерархию (в т. ч. епископат); в лютеранстве имеются епископы, пасторы приглашаются, но не смещаются общиной; в кальвинизме епископов, как правило, нет, пасторы и пресвитеры выбираются (по крайней мере, формально) общиной, культ беднее и проще (нет, напр., литургии).

Закончившееся в основном к концу 16 в. на континенте Европы формообразование внутри П. было продолжено в Англии и позднее в США (англ. колонии в Сев. Америке были преим. протестантскими). В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитериане), существенно не отличавшегося от европ. континентального кальвинизма (обычно наз. реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты (см. Индепенденты) установили автономность религ. общин (подчиняющихся в обычном кальвинизме пресвитериям - собранию пресвитеров и пасторов нескольких общин). В 17 в. на базе меннонитства и конгрегационализма сложились такие разновидности П., как баптизм (см. Баптисты), квакерство (см. Квакеры).

Англ. революция 17 в. была последней революцией в Европе, происходившей под религ. знаменем П. (кальвинизма). С этого времени П. утрачивает свой исторически прогрессивный характер. Начинается второй этап в эволюции П. Старые протестантские церкви превращаются в "респектабельные" церкви бурж. общества, став или государственными или равноправными с другими вероисповеданиями. Новые направления П., возникавшие чаще всего среди страдавшей от развития капитализма мелкой буржуазии, уже не играли социально-прогрессивной роли, а нередко и использовались крупнокапиталистич. кругами в реакц. целях. В то время, как в старых направлениях П. усилились тенденции к их превращению в обычные церк. организации со свойственным церкви формализмом и чисто внеш. "благочестивостью", для новых направлений были характерны новые, более изощренные формы религ. воздействия на массы, усиление мистич. и иррациональных элементов. Таковы: отколовшийся в 18 в. от англиканства методизм (см. Методисты), резко усиливший эмоциональный момент религ. воздействия; секта адвентистов (с 30-х гг. 19 в.), дополнивших религию баптистов предсказаниями близости "конца света" и "второго пришествия"; возникшая в конце 19 в. в результате отделения от адвентистов секта "Свидетели Иеговы"; сложившаяся в нач. 20 в. на баптистской основе секта пятидесятников.

Для П. характерна активная миссионерская деятельность. До 20 в. наибольшую активность проявляли миссионерские орг-ции Англии, затем ведущее место в протестантском миссионерстве заняли орг-ции США; в 1910 был создан Всемирный миссионерский совет. П. распространился в части колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит П. в движении христианского социализма 19 в., сочетавшего ограниченную критику пороков капитализма с проповедью клас. сотрудничества и борьбой с распространением революц. движения и идей социализма (протестантское направление христ. социализма возникло в 40-х гг. в Англии и связано с деятельностью Ф. Мориса, Дж. Ладлоу и др.; в Германии в 1878 была осн. А. Штеккером Христианско-социальная рабочая партия; в 1896 Ф. Науманом - Национально-социальный союз; близкое христ. социализму течение в США - т. н. социальное евангелие, осн. в конце 19 в. баптистским пастором У. Раушенбушем). Со 2-й пол. 19 в. начали создаваться протестантские профсоюзы (иногда смешанные протестантско-католические). На растущую безрелигиозность в рабочей среде П. отвечал созданием т. н. внутренних миссий, филантропич. орг-ций (напр., междунар. орг-ция с центром в Лондоне - "Армия спасения"). Социальная интерпретация христианства была в значит. мере связана с распространением во 2-й пол. 19 в. т. и. религ. либерализма или модернизма, стремившегося приспособить христианство к современности путем более рационалистич. толкования библейских текстов, попыток "примирить" религию с наукой и, наконец, "включить" христианство в решение социальных проблем. Модернизм завоевал в П. значительно более сильные позиции, чем в католицизме и пользовался в протестантском богословии конца 19 - нач. 20 вв. преобладающим влиянием (крупнейшие протестантские теологи -модернисты этого времени - А. Ричль, Э. Трельч, А. Гарнак, У. Раушенбуш). Однако для протестантского богословия 20 в. характерен кризис религ. либерализма (связанный с кризисом бурж. либерализма в целом). Религ. выражением этого явился с одной стороны, рост откровенно иррациональных и мистич. сект (напр., пятидесятники), с другой - усиление в П. т. н. фундаментализма, к-рый требует беспрекословного принятия в качестве основы ("фундамента") веры всего "священного писания", отвергает возможность критич. отношения к к.-л. его части и аллегорич. истолкования библ. "чудес". Но ведущие позиции в протестантском богословии с 20-30-х гг. 20 в. заняло течение т. н. диалектич. теологии, или т. н. теологии кризиса (теологи К. Барт, Э. Бруннер в Швейцарии, П. Тиллих и др. в Германии, Р. Нибур в США). Это направление ("неоортодоксы") критикует модернистские попытки рационального толкования Библии, но не придерживается примитивно-фундаменталистского буквального понимания ее мифов. Признавая, что совр. бурж. общество переживает кризис, диалектич. теология выдает его за кризис всего человечества, причем вторичный по отношению к "кризису" в самом человеке, вызванному его отпадением от бога. Все виды социальных противоречий "неоортодоксы" объясняют противоречивостью человека как существа "несовершенного" и утверждают, что эти противоречия неразрешимы.

Характерная черта П. - наличие в нем множества весьма разнородных течений как в области богословия, так и в отношении политич. ориентации. Этому способствует признаваемая протестантскими церквами свобода толкования христ. учения в весьма широких рамках, а также отсутствие строгой централизации и дисциплины (чем П. существенно отличается от католицизма). Так, политич. ориентация совр. П. колеблется от открытой реакции и воинствующего антикоммунизма (амер. фундаменталисты, Э. Бруннер; X. Тиликке (ФРГ)) до признания необходимости сотрудничества с коммунистич. движением и возможности сочетания христ. идеологии с коммунистич. (в 20-е гг. - амер. епископ В. М. Браун, позднее - Дж. Макмарри, Д. Нидем, X. Джонсон, С. Ивенс, Ф. Кларк и др. в Англии, Й. Громадна в Чехословакии, Э. Фукс в ГДР). Эта т. н. "христианская левая" гораздо более сильна, в совр. П., чем в католицизме.

С конца 19 в. в П. наметилась тенденция к организац. объединению, выразившаяся как в объединении всех протестантских церквей к.-л. одного направления, так и в движении за всемирное объединение христианских (прежде всего протестантских) церквей (см. Экуменическое движение). Совр. П., продолжая оставаться раздробленным на лютеранство (ок. 70 млн.), кальвинизм (50 млн.), англиканство (30 млн.), методизм (ок. 40 млн.), баптизм (25 млн.), пятидесятничество (8 млн.), адвентизм (св. 1 млн.), иеговизм (ок. 1 млн.) и на более мелкие секты, с 1948 достиг по крайней мере формального объединения в рамках Всемирного совета церквей (ВСЦ), включившего в себя большинство протестантских церквей, а также ряд православных церквей, в т. ч. и рус. православную церковь, вступление к-рой в 1961 во ВСЦ способствовало ослаблению гегемонии амер. П. в этой орг-ции. П. распространен гл. обр. в сканд. странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании, США. В СССР среди приверженцев П. имеются лютеране, реформаты, баптисты, меннониты, методисты, адвентисты, иеговисты, пятидесятники.

Лит.: Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Левада Ю. A., Совр. христианство и социальный прогресс. М., 1962; Кузьмина Т. A., Этическая доктрина совр. П., в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира. М., 1962; Вебер M., Протестантские секты и дух капитализма, "Атеист", 1928, No 26; Protestant thought in the twentieth century, ed. A. S. Nash. N. Y., 1951; Drummond A. L., Story of American protestantism, Boston, 1951; Walz H. H., Der politische Auftrag des Protestantismus in Europa, T?bingen, 1955; Contemporary Evangelical thought, N. Y., 1957; Hardon J. A., The protestant churches of America, Westminster, 1956; Gingrich G. J., Protestant revival yesterday and today, N. Y., (1959); Nichols J. H., The meaning of protestantism, L., 1959; Protestantism t?nap?eval, Tallin, 1966; Ferm V. T. A., Protestant dictionary, N. Y. 1951. См. также лит. при ст. Реформация, а также при ст. об отдельных направлениях П. и о крупнейших деятелях П.

А. Н. Чанышев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Понимание причин обращения в католицизм и протестантизм в полемике между католиками и протестантами

Ерохин Владимир Николаевич
В статье рассмотрены обсуждающиеся в современной британской историографии проблемы определения причин и мотивов переходов в католицизм и протестантизм среди англичан во второй половине XVI — первые десятилетия XVII вв.
Читать PDF

2000. 03. 029. Религиозные меньшинства и американ-ский протестантизм. Minority faiths and the Americ

Валюженич А. В.
Читать PDF

99. 03. 017. Возраст совершеннолетия: протестантизм в современной Латинской Америке. Coming of age:

Смелова М. Н.
Читать PDF

Русский протестантизм в ракурсе научной ретроспекции (о книге: Никольская Т. К. Русский протестантиз

Смирнов Михаил Юрьевич
Читать PDF

Протестантизм и дух новоевропейской науки: историография и реконструкция вопроса

Кауфман И. С.
Читать PDF

Русский протестантизм и российская культура

Суховский А. В.
В статье проанализирован феномен русского протестантизма, сделана попытка выявить сущностные и типологические черты этого явления. Дан краткий обзор истории штундизма и пашковства.
Читать PDF

Протестантизм: pro et contra. Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI - начале XXI века. Анто

Нешитов П.
Читать PDF

99. 03. 018. Леви М. Вебер и маркс, протестантизм и капитализм. Lowym. Weber et Marx, protestantisme

Ушкова Е. Л.
Читать PDF

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ В США (1960–1970 гг.)

Белькевич Дмитрий Леонидович
В данной работе рассматривается либеральная составляющая американского протестантизма, наиболее отчетливо проявившая себя в новейшей американской истории в 1960–1970 гг.
Читать PDF

Протестантизм и католичество в оценках «Русского Торквемады: к вопросу о религиозных воззрениях К. П

Полунов Александр Юрьевич
Статья посвящена анализу религиозных воззрений К. П.
Читать PDF

Русский протестантизм на этапе утверждения легализации (1905–1917 гг.)

Татьяна Никольская
Статья посвящена правовому и общественному положению русских протестантов в начале ХХ века.
Читать PDF

«Протестантизм» и «Протестантская Реформация»: проблема исторической терминологии

Фадеев Иван Андреевич
В статье рассматривается термин «протестантизм» в качестве категории анализа.

Похожие термины:

  • Протестантская уния 1608 г

    Евангелическая уния) - союз германских протестантских князей и имперских городов во главе с курфюрстом Пфальца. Создана в ходе борьбы протестантов и католиков. Накануне и в начале Тридцатилетней
  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ УНИЯ 1608

    союз герм. протестантских князей и имперских городов; заключен 14 мая 1608 в Аухаузене (близ Динкельсбюля) сроком на 10 лет. Первоначально в него вступили: курфюрст Фридрих IV Пфальцский (глава П. у.), кня
  • ПРОТЕСТАНТСКАЯ УНИЯ

    Евангелическая уния 1608 г. — союз германских протестантских князей и имперских городов во главе с курфюрстом Пфальца. Создан в ходе борьбы протестантов и католиков. Накануне и в начале 30-летней вой
  • ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

    песнопения, связанные с протестантским культом. Возник в Германии в ХVI в. В отличие от григорианского хорала исполняется на немецком языке.
  • Епископат в протестантских церквях

    Система управления в англиканской церкви также основывается на принципе апостольского преемства епископов Англии от Августина Святого. Сохранив обряд рукоположения, а также систему епископов, п
  • Протестантство

    Термин, используемый после заседания рейхстага в Шпейере (1529) для обозначения тех, кто "протестовал" против обрядов и верований Римско-Католической Церкви. До 1529 г. такие группы и отдельные лица наз
  • Протестанты

    Протестанты (protestants), собирательное назв. членов или приверженцев тех христ. общин, к-рые отделились от Римской католической церкви в период Реформации. Термин "П." (от лат. protestatio - "публичное заявлен