— профессор философии; родился в 1795 г., слушал лекции в Харьковском университете по словесному и юридическому отделениям и в 1822 г. удостоен кандидатского диплома по обоим факультетами (канд. диссертация напечатана: "О религии в отношении к государствам"). Воспитываясь в эпоху мистико-религиозных стремлений, П. принял в них горячее участие: он еще в студенческие годы состоял членом и даже директором Харьковского Отделения Российского Библейского Общества. Студентом же в 1821 г. напечатал речь: "О происхождении библейских обществ, как торжественном знамении возрождения общественной жизни человеков". На службу П. поступил в Харьковский Институт благородных девиц в 1823 г. учителем истории и географии и состоял таковым до половины 1827 г. Одновременно с тем он читал логику в университете в 1823—1825 гг. По выходе в отставку, П. совершил большое научное путешествие по Европе (оставался особенно долго в Англии), а по возвращении определен в Харьковский университет адъюнктом философии — в 1834 г. (на место Ф. Ф. Чанова). В 1837 г. П. произведен был в экстраординарные профессора по той же кафедре. В 1839 г., по защите диссертации "Об истинном предмете философии и соответственном оному составе ее", П. получио степень доктора философии и утвержден ординарным профессором. Логику П. преподавал по Бахману и по Рейффенбергу (курс которого переводил на русский язык), этику по Герлаху, историю философии по Теннеманну. 30-го августа 1841 г. П. читал на университетском акте речь: "Какое собственно место принадлежит философии в системе движений человечества, определяющих полную сферу его умственного развития"; речь была напечатана с присовокуплением краткой записки о состоянии и действиях университета. Кроме профессуры, П. нес еще и другие служебные обязанности, как-то: командировался для ревизии и открытия училищ, 8 лет был деканом (с 1846 по 1853 гг.), инспектором студентов (1839—40 гг.) и снова служил в Институте для благородных девиц — инспектором классов (1850—1856 гг.). Сначала П., по-видимому, ревностно занимался наукой философиею, и побуждал студентов к занятиям: в 1849 г. была задана студентам медальная тема: "О заслугах Декарта по философии". По смерти П. (в 1858 г.) осталось много рукописей: 24 тетради мемуаров философского содержания, переводы Эстетики Бутервека (1827 г.), Курса словесности Блера (1832 г.), курсы логики (1835 г.), психологии (1836 г.), нравственной философии (1838 г.), синхронистические таблицы по истории философии. Все это не было напечатано по недостатку средств и сработано в молодые годы. Позже служебные занятия и перевод на совершенно другую кафедру прекратили научную деятельность Протопопова. В 1850 г. кафедры философии были упразднены в русских университетах, а преподавание этого предмета передано в руки профессоров богословия. Протопопова не оставили за штатом, но, как юриста по образованию, перевели на кафедру политической экономии, которую он и занимал до 19 октября 1857 г. Свой новый предмет П. читал и юристам, и филологам. Не будучи подготовлен к кафедре политической экономии, П. вряд ли мог быть ее хорошим представителем. Когда в 1855 г., по выслуге пенсионного срока, он был избран советом университета еще на 5 лет, то министр Авр. Сер. Норов при личном обзоре университета счел это неудобным и оставил Протопопова на службе всего лишь на 2½ г., но П. не дожил и до этого срока и скончался в 1858 г., на 63 году жнзни. Несомненно запуганный режимом 1850-х годов, он и на новой кафедре вел себя очень боязливо, отказываясь, напр., читать студентам о трактате Адама Смита. Своей прежней религиозности П. не изменял до конца дней и с особенной любовью исполнял в течение 20 лет должность старосты при университетской церкви.
Проф Е. А. Бобров. "Философия в России", т. IV, стр. 158—161.
Проф. Е. Бобров.
{Половцов}