ПРОТОТИП

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОТОТИП
прообраз — реальная личность, послужившая автору первоистоком при создании художественного образа.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРОТОТИП
от греч. prototypon – прообраз), прообраз, реальное лицо, представление о котором послужило художнику первоосновой при создании художественного образа (например, крестьянин Иван Петров, послуживший прототипом былинного богатыря Ильи Муромца в картине В. М. Васнецова «Богатыри», 1881–98).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ПРОТОТИП
от греч. prototypon – прообраз), реально существующий человек, чьими чертами автор наделил персонажа литературного произведения. Термин «прототип» обозначает два разных случая соотнесенности между литературным героем и его прообразом. Во-первых, это сходство значимое, необходимое для понимания смысла произведения; в этом случае писатель сам предусматривает необходимость узнавания. Так, драматург А. А. Шаховской в комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) в образе певца-балладника Ахалкине пародийно изобразил поэта В. А. Жуковского, что вызвало ожесточенную войну между литературными «партиями», поддержавшими комедиографа и поэта. Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» старое московское барство, создал образ злоязычной, резкой, но откровенной и доброй Марьи Дмитриевны Ахросимовой, прототип которой – известная московская барыня Н. Д. Офросимова. Очевидно, автор предусматривал возможность узнавания прообраза своей героини московскими старожилами.
Во-вторых, автор может присвоить черты прототипа персонажу, но при этом герой произведения не должен восприниматься как литературный двойник реального лица. Так, по свидетельству И. С. Тургенева, герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову он придал особенности характера и взгляды, свойственные случайному знакомому, провинциальному врачу Дмитриеву. Однако Базаров воспринимается читателями как собирательный образ, как тип человека «нового поколения» – нигилиста, и сам автор не мог предусмотреть, что читатели должны уловить сходство Базарова с никому не известным его прототипом.
Как правило, литературный персонаж имеет несколько прототипов, совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Напр., прототипами Наташи Ростовой считаются свояченица Л. Н. Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. (Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа»); прототипами придирчивого критика Христофора Мортуса из романа «Дар» считаются два злейших литературных недруга В. В. Набокова: Г. В.Адамович и З. Н.Гиппиус.
В литературоведении существует также понятие «литературный прототип», это литературные персонажи – прототипы других литературных героев.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Раздел объявлений в нижегородских ярмарочных листках (1860-1870 гг. ) как прототип формирующейся рек

Синдина Элина Игоревна
В работе анализируется тематическое и жанровое содержание раздела частных объявлений в изданиях Нижегородской ярмарки во второй половине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

98. 02. 021. Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги: (Изборник Святослава 1

Большакова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Бронзовый прототип наскальных изображений личин-масок в Саянском каньоне Енисея

Дэвлет Марианна Арташировна
Наскальные изображения личин-масок получили в эпоху бронзы широкое распространение на азиатском континенте. Среди них выделяются антропоморфные маски мугур-саргольского типа, происхождение которых остается загадочным.
Читать PDF
0.00 байт

«Встречи с Лиз» (образ и прототип)

Голубева Э.С.
Многие персонажи Добычина соотносятся с реальными людьми, которые жили в реальном городе Брянске 1900-1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

«Был господин невысокого рода. . . » (рязанский прототип героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси ж

Грачёва И.В.
Особенность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что ее художественный мир строится на множестве реальных фактов.
Читать PDF
0.00 байт

Александр Невский: исторический прототип и экранный образ

С. П. Бычков
Читать PDF
0.00 байт

«Сошествие во ад» собора Санта Мария Ассунта в Торчелло и его Иерусалимский прототип

Лаврентьева Елена Валерьевна
Главная цель статьи объяснить беспрецедентное появление мозаичной сцены «Сошествие во ад» в византийской композиции «Страшного Суда» на западной стене базилики Санта Мария Ассунта в Торчелло (конец XI в).
Читать PDF
0.00 байт

Тридцатилетняя война - прототип гибридных войн

Багаева Алиса Валерьевна
Идея статьи состоит в том, чтобы показать, что феномен гибридной войны, который с недавних пор уверенно вошел в научный и официальный дискурс, имеет длительную историю.
Читать PDF
0.00 байт

Йозеф Швейк — прототип героя Гашека

С. В. Никольский
Читать PDF
0.00 байт

Доходный дом Петербурга: «Герой времени» и его прототип

Ковалева Татьяна Вячеславовна
Читать PDF
0.00 байт

Дипломатия Н. Н. Муравьёва-амурского как прототип "мягкой силы" в Российской внешней политике по отн

Должиков Вячеслав Александрович
В статье с привлечением новых архивных документов, малоизученных опубликованных источников, новейшей исследовательской литературы и современной методологии политико-исторического анализа рассматривается дипломатия «мягкой силы» ви
Читать PDF
0.00 байт

Реальные предки выдуманного героя: история рода дворян Гриневых и исторический прототип героя повест

Ляпин Денис Александрович
Изучение истории русского дворянства является важнейшим направлением исторических исследований последних лет, много работ в данном русле связанно с генеалогий дворянских родов.
Читать PDF
0.00 байт

ОПЫТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА РККА КАК ПРОТОТИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛ

Дьячук Игорь Алексеевич
Статья посвящена созданию опытной психологической лаборатории, ставшей первым в истории российской армии специализированным подразделением военных психологов.
Читать PDF
0.00 байт

Триумфальная арка как иконографический прототип русского православного иконостаса

Юрьева Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Архетип ребенка как онтологический прототип и энергийно-смысловая форма конструирования понимания де

Нефедова Л.К.
В статье на основе концепции К. Г. Юнга и А. Ф. Лосева рассматривается феноменология архетипа ребенка.