лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии.
Провиденциализм
Провиденциализм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
теологическая концепция истории как промысла Божьего. Согласно П. любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, свидетельствует о присутствии Бога в мире, является проявлением его воли и осуществлением заранее поставленной им цели. Тесно переплетен с геологией.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
от лат. provideo - заранее предвижу, предусматриваю) - представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного "божественного плана". П., идущий от богословско-ист. концепции Августина, являлся характерной чертой ср.-век. христианской феод.-церковной историографии. В осн. преодоленный передовой ист. мыслью к концу средневековья, П. продолжал, однако, оставаться филос. основой мн. реакц. направлений в историографии в новое и новейшее время (напр., Л. Ранке и его школа, философия истории неотомизма). Лит.: Вайнштейн О. Л., Зап.-европ. средневековая историография, М.-Л., 1964 (особенно с. 46, 49, 69).
Провиденциализм
от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям - иудаизму ,христианству , исламу .
Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем».
Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами.
История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы.
Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому "царству Божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
В 17 в. эти идеи развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс - осуществление "естественного закона", разума и т.п. Однако в 19-20 вв. П. продолжал оставаться основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века - Ж. М. Де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.).
Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем».
Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами.
История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы.
Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому "царству Божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.
В 17 в. эти идеи развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс - осуществление "естественного закона", разума и т.п. Однако в 19-20 вв. П. продолжал оставаться основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века - Ж. М. Де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.).
Источник: Краткий исторический словарь