пришелец — человек, принявший какую-либо новую веру. Новообращенный горячий приверженец чего-либо.
ПРОЗЕЛИТ
ПРОЗЕЛИТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
прозелит
Деян 2.10)-язычник, обращенный в иудейство (Мф 23.15; Деян 6.5; 13.43) через обрезание и обязательство соблюдать весь закон (Гал 5.3). «Прозелитами ворот» евреи называли необрезавшихся, но чтущих Бога и принявших часть закона.
ПРОЗЕЛИТ
Деян 2:10 и др.; пришлец, чужеземец) — название данное Иудеями лицам, обращенным из язычества к Иудейской вере (Мф 23:15). Соответствующее сему Еврейское слово переведено в Ветхом Завете словом: чужеземец, странник, пришелец. Иудейские раввины различают по крайней мере два разряда прозелитов, именно: прозелитов правды, которые вполне принимали Иудейскую религию и были допускаемы к исполнению всех обрядов и установлений оной (прозелиты этого разряда описаны в 1Езд 6:21, и прозелитов врат, которые, отказавшись от язычества, согласовались только в некоторых отношениях с Еврейскою религиею и потому пользовались ограниченными привилегиями. По преданиям Иудейским, прозелитам последнего разряда вменялось в обязанность соблюдать так называемые Ноевы законы, как-то: удаляться идолопоклонства, кровосмешения, воровства, грабительства, почитать Единого Истинного Бога и др. Название прозелит врат произошло, быть может, от того, что они могли входить в храм только до врат притвора храма.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Прозелит
т.е вновь пришедший; так называются в Новом Завете язычники, перешедшие в иудейство (Деян. 2:10), например, Николай Антиохиец (Деян. 6:5). Фарисеи были особенно ревностны в деле обращения язычников (Мат. 23:15). Талмуд и раввины различают два рода прозелитов: 1) «прозелиты врат» (от выражения «чужестранец в твоих воротах» (Исх. 20:10; Втор. 14:31; евр. текст), чужеземцы, которые поселились среди Израиля; они были обязаны исполнять, так называемые «Новые Заповеди», но были освобождены от еврейского обрядового закона 2) «Прозелиты праведности» или «прозелиты завета», которые вполне переходили в иудейство, подвергали себя обрезанию и, следовательно, обязывались исполнить весь закон style=text-transform: uppercase> (Гал. 5:3); такие обрезанные прозелиты имели право есть пасхального агнца и пользоваться всеми прочими преимуществами избранного народа (Исх. 12:48). Такое действительное вступление в среду Израиля, по сведениям раввинов, было возможно при соблюдении трех непременных условий: обрезания, омовения и жертвоприношения; для женщин были обязательны только два последних условия. Необходимость обрезания вытекала из Исх. 12 48, а необходимость жертвы из Исх. 24:4 и дал. О омовении прозелитов ничего не говорится ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, а только в вавилонской Гемаре (часть Талмуда). Несмотря на это, все-таки можно признать совершенно достоверным, что и этот обряд имел место, так как евреи всегда придерживались различных обрядовых омовений (срав. Исх. 19:10; Map . 7:3 и дал.), и что язычники не допускались к религиозному общению без соответствующего обряда омовения, хотя Иосиф Флавий и Филон не упоминают об этом. Прозелиты во время апостолов были многочисленны и жили повсеместно в Римской империи, где большое число язычников, в особенности женщин (Деян. 13:50), не удовлетворялись пустотою идолослужения и, побуждаемые сомнениями в истинности их верований, приходивших все более и более в упадок, принимали с радостью то, что еврейство было в состоянии дать, обязуясь более или менее строго соблюдать заповеди еврейства. Иосиф Флавий говорит следующее: «С древних времен среди народных масс замечается сильное стремление к нашему богопочитанию Нет такого города ни у еллинов, ни у варваров, ни во всем свете, куда не проникло бы празднование субботы, где не соблюдали бы поста, возжигания свечей и не исполняли бы многих из наших установлений относительно пищи». Эти слова дают нам некоторое представление о тех требованиях, какие предъявлялись к прозелитам. Вероятно, одни из этих требований были более, другие — менее строгими. Такие, перешедшие в иудейство язычники, были в особенности подготовлены к принятию Евангелия. В Новом Завете они обозначаются выражением «чтущие Бога» (греч. себоменой) (Деян. 13:50; 16:14; 17:4,17; 18: 7). В одном месте прозелиты называются: «чтители Бога, обращенные из язычников» (Деян. 13:43). Более вероятно, что в указанных выше местах речь идет о так называемых «прозелитах праведности», а не прозелитах врат», т. к. эти последние, в действительности, не были перешедшими в иудейство, а только «чужестранцами в воротах». Может быть, разница между этими двумя родами прозелитов есть ни что иное, как выдумка раввинов.