Прозвища
Прозвища
шутливые названия, даваемые отд. людям или группе людей. В основе такого индивидуального или коллективного П. может лежать существенный или случайный признак. П. или фамилии часто несут информацию о месте, из к-рого люди пришли на У., о произв., на к-ром раньше пришлось трудиться, и т.п. Например, Усцелемов - выходец из Усть-Цыльмы на Печоре, Каргаполов - из Каргополья, Пиньжаков - с р. Пинеги (прозвище: пиньжак) и т.п. П.П.Бажов в очерке "У старого рудника" фиксирует коллективные П. работников Сысертского окр.: жженопятики (фабричные раб.), кроты и пескомои (горнорабочие и старатели), лесовики (углежоги), несчастный подряд (возчики). В коллективных П. часто закреплялась самая неожиданная черта жителей с., г., целого региона. Так, жителей Бакала за привычку вводить в речь слово "бат" (стяжение - "бает") раньше прозывали "батами"; жителей Нижне-Сергинского, Михайловского, Нязепетровского з-дов за певучий говор - "гамаюнами"; за раб. Верх-Нейвинска закрепилось П. "обушники" и т.п. Ч. П. вошла в локальные пословицы и поговорки, частушки, плясовые песни - все эти произв. строятся на иронической хвале к.-л. качества проф., соц.-бытовой или половозрастной группы людей. В быту и фолькл. произв. коллективные или индивидуальные П. выполняли триединую функцию: номинации, идентификации и характерологического средства. П. были органичной ч. духовной жизни г. и пос. дорев. У. Сфера бытования коллективных прозвищ в наст. вр. существенно сузилась. Лит.: Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор / Собрал и составил В.П.Бирюков. Свердловск, 1953; Блажес В.В. Коллективные прозвища и этнические эпитеты в жанрах русского фольклора Урала // П.И.Чайковский и Урал. Ижевск, 1983. Блажес В.В.