ПСАЛМЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСАЛМЫ
религиозные песнопения из книг Ветхого Завета; их составление относят к 1500-1150 гг. до Р. Хр.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ПСАЛМЫ
песнопения, составляющие Псалтирь. Произведения иудейской религиозной лирики (не ранее VI в. до н. э.), вошедшие в христианский культ.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПСАЛМЫ
Песни духовного содержания. Входят в состав Ветхого Завета. Это произведения огромной духовной и поэтической силы. Их переводили почти все русские поэты XVIII, XIX и XX вв.: Ломоносов, Хомяков, Языков, Аверинцев и др. Псаломщик– церковный чтец, низшая церковная должность, равная по званию дьячку и пономарю.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПСАЛМЫ
молитвенные песнопения, входящие в ветхозаветную книгу Псалтирь; в древности исполнялись под аккомпанемент особого струнного инструмента — псалтири. Библейское предание приписывает большинство псалмов царю Давиду. Широко использовались в еврейской религиозной практике; затем заняли одно из основных мест в христианском богослужении.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ПСАЛМЫ
др. евр. – хваления), древнеиудейская лирика, вошедшая в состав Ветхого Завета Библии в рамках сборника из 150 текстов – Псалтири. Они создавались в 9–1 вв. до н. э., однако религиозная традиция приписывает авторство псалмов одному из ветхозаветных персонажей – царю Давиду. Несмотря на их исконный смысл – вознесение хвалы Господу, – эти тексты отличаются разнообразием жанров: моления, сетования, песни пилигримов. Канонические тексты обладают яркой образностью и эмоциональной выразительностью. Традиция поэтических переложений псалмов на нац. языки существует в большинстве европейских литератур. В рус. литературе наиболее известны стихотворные переложения М. В.Ломоносова, А. П.Сумарокова, Г. Р.Державина («Властителям и судиям»). Примеры цитирования псаломных текстов встречаются в древнерусской литературе («Поучение Владимира Мономаха»). В комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль» цитаты из Псалтири придают сцене обучения Митрофанушки сатирический смысл.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Псалмы
Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири — сборника духовных песнопений народа израильского. Эти псалмы поются по всему лицу земли на сотнях языков. Еврейское название этого сборника, — одной из, так называемых, поэтических книг Ветхого Завета, — техиллим, т.е. хвалебные песни. Другое общее еврейское название находим в Пс. 71:20 — Тефиллот — молитвы. Эти два наименования определяют также внутреннее содержание этих песнопений, а именно, хваления и молитвы. Из 150 псалмов только один (144) озаглавлен словом «Техилл», т.е. хвала; 57 из них озаглавлены словом «мизмор» — псалом (например, 3,4); 5 имеют заглавие «тефилла , т.е. молитва (16; 85; 89; 101; 141); 6 названы михтам», по всей вероятности, то же, что «михтав», т. е. песнь или писание (15; 55-59); 13 псалмов названы «маскиль», т.е. учение (например, 31; 44; 87). Многие носят название ««шир», т.е. песнь, употребляемое вместе с «мизмор», т. е. псалом для пения; 15 I псалмов (119-133) носят название: «песнь восхождения», что обозначает, вероятно, торжественные песнопения, которые пелись на пути в святилище, Пс. 7 назван «шиггайон». См. «Музыка». Весь сборник получил название Псалтырь (от греч. «псалло», т.е. пение сопровождаемое игрою на псалтири — струнном инструменте; см. «Музыка»). В Лук 24:44 «Псалмы» обозначают вообще поэтический отдел в Ветхом Завете (См. «Библия»). По содержанию Лютер делит псалмы на а) пророческие, б) поучительные, в) утешительные, г) молитвенные и д) благодарственные. Однако, надо иметь в виду, что иногда в одном и том же псалме встречаются 2 или 3 из этих подразделений, а изредка и все пять. Некоторые из благодарственных псалмов содержат обращение к Иегове, как Творцу природы и всей вселенной (Пс. 8; 103); другие прославляют Его, как покровителя и защитника Израиля (Пс. 19; 28; 32; 45; 46). Некоторые составлены отдельными лицами, прославившими таким образом Бога за полученную помощь (Пс. 17; 30), иные псалмы восхваляют особенные качества Иеговы (Пс. 89; 102; 138). Большая часть псалмов носит чисто лирический характер; в них выражены субъективные религиозные чувства, например, вера и упование (Пс. 22; 61; 124); преданность (Пс. 15); сожаление о невозможности присутствовать на богослужении (Пс. 41; 42; 83); молитвы о прощении грехов и т.д.; сюда принадлежат 7, так называемых, покаянных псалмов (Пс. 6; 31; 37; 50; 101; 129; 142). К поучительным псалмам относятся Пс. 1; 33; 127; 14; 31; 49 и другие. Плачевные псалмы, в которых псалмопевец выставляет нужду свою или народа и взывает о помощи, многочисленны: например, Пс. 3; 9; 22-39; 12; 54; 78 и т.д. Многие псалмы содержат краткую историю израильтян для поучения, ободрения и предупреждения, например, Пс. 77; 104; 105; 106; 113. Особенного внимания заслуживают мессианские псалмы Они разделяются на чисто пророческие, которые содержат дальнейшее развитие прежних предсказаний и обетовании, и в которых Обетованная личность ясно рисуется духовному зрению; и прообразные, в которых святые псалмопевцы, особенно Давид, так высказывают свои собственные опыты жизни, чувствования и упование, что, благодаря гармонии в плане Царствия Божия и водительству Св. Духа, личность говорящего и образ Грядущего сливаются В псалмах этого рода в одном случае образ Мессии выступает на первом плане, а личность псалмопевца почти не заметна, а в другом — указание на Мессию представляется в слабых, легких, едва уловимых намеках; поэтому невозможно определенно указать, какие псалмы имеют мессианское содержание и какие не имеют. Мессианскими псалмами в строгом смысле являются следующие: Пс. 2; 8; 15; 21; 39; 44; 68; 71; 109. Но, как уже сказано, мы и в других псалмах встречаем указания на личность Христа, Его дело и будущее господство. Например, в Пс. 39:7 и дал. говорится о пришествии Христа, Который Своим совершенным послушанием отменит Моисеево жертвоприношение (См. Евр. 10:5 и дал.; Пс. 131:11 предсказывает, что Христос произойдет из дома Давидова (Деян. 2:30); Пс. 44:7 и дал. предсказывает Его божественную природу (Евр. 1:8 и дал.); Пс. 117:22 говорит о том, что Он будет отвергнут евреями (Мат. 21:42; Деян. 4:11; 1 Пет. 2:6); Пс. 21 говорит о Его страдании на кресте (ст. 2,9); Пс. 15:8 и дал. — о Его воскресении (Деян. 2:25 и дал.); Пс. 67:19 — о Его вознесении и о даровании Им Св. Духа (Евр. 4:8). Пс. 68 и 108 говорят о суде над Иудою и евреями (Деян. 1:20; Рим. 11:9 и дал.). Пс. 116 — о призвании язычников (Рим. 15:11). Пс. 72 проводит конечную победу царства Мессии. Пс. 109 особенно достопримечателен, как, вполне и исключительно указывающий на Христа (Срав. Пс. 2 и 1 Кор. 15:25; Деян. 2:34; Евр. 1:13). Псалмы исторического содержания, говорящие о Давиде и народе Божьем, часто получают прообразное значение, указывая на Христа и Его Церковь. Когда Давид описывает своих врагов, свои страдания и победы, то его духовный взор проникает в будущее, речь становится возвышенной и относится к грядущему Мессии, выдающимся прообразом Которого является сам Давид, так что Христос иногда называется его именем (Иер. 30:9; Иез. 34:23 и дал.; Ос. 3:5). Что касается авторов (составителей) псалмов, то, судя по заглавиям, 73 принадлежат Давиду (Пс. 1-31; 33-40; 50-64; 67-69; 85; 100; 102; 107-109; 121; 123; 30; 132; 137-144); один принадлежит Моисею, «человеку Божию» (Пс. 89); 2 Соломону (Пс. 71: 126); 12 Асафу (Пс. 49; 72-82); 1 Еману (Пс. 87); 1 Ефаму (Пс. 88); 12 псалмов принадлежат «сынам Кореевым», известным певцам из левитов во времена Давида (Пс. 41-48; 83; 84; 86; 87; о Пс. 87 сказано, что он составлен Еманом); они являются наилучшими из псалмов. Составителей прочих псалмов невозможно определить. Псалмы, составленные, по всей вероятности, во время и после Вавилонского плена, — следующие: Пс. 101; 106; 110-117; 120; 122; 125; 128; 136; 145-150; 119. Относительно заглавных терминов (обозначений) см. «Музыка». Об «алфавитных» псалмах см. «Поэзия». Псалтырь разделен на 5 книг, которые ясно обозначены заключительными словами; именно книга 1. — Пс. 1-40; книга 2. — Пс. 41-71; книга 3. — Пс. 72-88; книга 4. — Пс. 89-105; книга 5. — Пс. 106-150. Это деление существовало до перевода 70 толковников ( Septuaginta ). Неизвестно, когда и кем эти отдельные книги и вообще весь этот сборник расположены в сохранившемся до сих пор порядке и соединены в одну общую книгу — Псалтырь. Первая книга содержит исключительно псалмы Давида, вторая и третья — псалмы Давида и его современников; в остальных книгах расположены все прочие священные поэтические произведения. Замечено удивительное различие между этими книгами по их употреблению имени Иегова и Элохим. В 1. книге преобладает имя Иегова, оно встречается 272 раза, тогда как Элохим (употребленное отдельно) только 15 раз; во 2 книге 164 раза встречается слово Элохим и 30 — Иегова; в 3 книге — Иегова 44 раза и Элохим 43 раза; в обеих последних книгах 339 раз Иегова и 7 раз Элохим. О различии слов Иегова и Элохим см. «Бог». Завершение сборника приписывается книжнику и священнику Ездре, которого многие считают автором длинного 118 псалма. Ценность псалмов Иисус Христос подтвердил тем, что Сам вместе с учениками пел пасхальные псалмы (Мат. 26.30); что Он разъяснил эту часть Св. Писания Своим ученикам, указывая, что говорится в псалмах о Нем и Его Царстве (Лук. 24:44); это Он в беседе с врагами пользовался псалмами (Мат. 24:43) и, наконец, на кресте излил душу Свою словами псалма (Мат. 27:46; Лук. 23:46). Срав, употребление псалмов Петром (Деян. 2), равно как и апостолами вообще (Деян. 4:11; 13:33 и дал.; Евр. 1:2). Павел побуждает верующих назидать друг друга псалмами, славословиями и песнопениями духовными (Еф. 5:19; Кол. 316), под этим он, вероятно, подразумевает как Псалтырь, так и позднейшие духовные песнопения. Из 1 Кор. 14:15,26 видно, что в собраниях верующих назидательное поучение чередовалось с молитвою и пением.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

\ живая Россия \ шлиссельбургские псалмы

Коняев Николай
Читать PDF
0.00 байт

2006. 03. 007. Псалмы Давида: факс. Изд. Рукописи а 187 из собр. Ин-та востоковедения РАН (С. -Петер

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
0.00 байт

«Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих

Львов Александр
В центре внимания автора находится исчезающая община русских иудействующих (субботников) в Армении.
Читать PDF
0.00 байт

Святоотеческая экзегеза в толкованиях на псалмы преподобного Амвросия оптинского

Филатов Лука
В статье показано влияние святоотеческой экзегезы на толкование псалмов преподобного Амвросия Оптинского. Источники его экзегезы определены на основе ссылок, сделанных самим преподобным, а также компаративистским методом.
Читать PDF
0.00 байт

Духоборские культовые песнопения "псалмы": вопросы происхождения

Рудиченко Татьяна Семёновна
Статья посвящена одной из нерешённых проблем в изучении музыкальной культуры духоборов: генезису культовых песнопений «псалмов».
Читать PDF
0.00 байт

Слово Божие против дискурса ненависти: псалмы Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)

Овчинникова Марина Николаевна
Говорится о своеобразии творческого пути и характере лирической героини Е. Ю. Кузьминой-Караваевой на материале стихотворений 30-40-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Покаянные псалмы сэра Томаса Уайета

Егорова Л. В.
Information on Sir Thomas Wyatt's Penitential Psalms, their dependence on Italian version by Pietro Aretino, and novelty is being introduced to the Russian reader.
Читать PDF
0.00 байт

Сидневские псалмы Давида

Егорова Л. В.
The article introduces to the Russian reader information about the manuscripts and the main editions of the Sidney's psalms.
Читать PDF
0.00 байт

Псалмы П. Хухеля: трансформация библейского жанра

Горбунова Екатерина Александровна
Статья посвящена трансформации библейского жанра псалом в немецкоязычной поэзии на примере творчества немецкого поэта Петера Хухеля. Анализируются три стихотворения под названием «Псалом».
Читать PDF
0.00 байт

Псалмы в поэзии Джорджа Герберта

Волкова Анна Геннадьевна
Анализируется лирика английского поэта-метафизика Джорджа Герберта (1593-1633) в аспекте псалмодической поэтики.
Читать PDF
0.00 байт

«Псалмы Давида» Тараса Шевченко: от сакрального текста к поэтическому «Тексту» (опыт системно-компар

Барабаш Юрий Яковлевич
Предпринимается попытка системно-компаративного прочтения цикла Т.Г. Шев ченко «Псалмы Давида» в сопоставлении с первоисточником ветхозаветной Книгой псалмов.
Читать PDF
0.00 байт

Жанр псалма в поэзии немецких экспрессионистов: религиозные псалмы г. Тракля и Б. Брехта

Горбунова Е.А.
В данной статье рассматривается жанр псалма в поэзии немецких экспрессионистов. Особое внимание уделяется анализу псалмов Г. Тракля и Б. Брехта. Тематика рассматриваемых псалмов относится к религиозной лирике.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции псалмопения в литургической практике старообрядцев страннического согласия

Казанцева Т. Г.
В настоящей статье на материале литургической практики старообрядцев страннического согласия анализируются принципы вокального интонирования псалмов обедницы, служб вечерни и утрени.
Читать PDF
0.00 байт

Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно певческого искусства

Живаева О. О.
В статье на материале писаний святых отцов и учителей церкви, посвященных псалмодии, рассматривается круг вопросов о месте и значении псалмопения в христианской богослужебной культуре: как понималась Псалтирь в святоотеческих писа
Читать PDF
0.00 байт

Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

Лукина Галима Ураловна
Статья посвящена анализу танеевских кантат «Иоанн Дамаскин» (ор. 1) и «По прочтении псалма» (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвучных русской религиозной философии.

Похожие термины:

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ

    псалмы 102-й и 145-й, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами.
  • Псалмы избранные

    особые псалмы, строфы из которых читает чтец на праздничной утрене.
  • ПСАЛМЫ (Тегилим)

    Песни восхваления - одна из книг Священного Писания. Во всех книгах Священного Писания Бог обращается к человеку. В книге П. душа человека обращается к Богу. Еврей произносит П. или цитаты из П. ежед
  • ДАВИД ПСАЛМОПЕВЕЦ

    царь Израильский, пророк. Царствовал с 1055 до 1015 до Р.Х. Память царю Давиду отмечается в Неделю по Рождестве Христовом.
  • ПСАЛМОДИЯ

    распевно-речитативное чтение Священного Писания, мелодическая декламация, заимствованная христианством из древнееврейского храмового богослужения. Ритмика псалмодии определяется грамматичес