ПСАЛТИРЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПСАЛТИРЬ
собрание псалмов; книга содержит псалмы царя Давида, Моисея, Левитов, Асафа и др. псалмопевцев.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ПСАЛТИРЬ
Книга псалмов — одна из книг Библии, содержит 150 псалмов. Новые псалмы включались вплоть до канонизации Ветхого завета.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Псалтирь
Книга псалмов) (от греч. psalterion — название музыкального инструмента) — одна из книг Библии (Ветхого завета), содержит 150 псалмов.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

псалтирь
1Ц 10.5; 2Ц 6.5; 1Пар 13.8; Неем 12.27; Пс 32.2; 56.9; 70.22; 80.3; 91.4; 107.3; 143.9; 150.3)-струнный (десятиструнный) музыкальный инструмент, напоминающий арфу небольших размеров. Всегда упоминается вместе с гуслями. Возможно, арфа, гусли и псалтирь были очень похожими инструментами. (См. арфа, музыка)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПСАЛТИРЬ
греч. — название музыкального инструмента) — одна из канонических книг Ветхого Завета; сборник из 150 псалмов. Окончательно сложилась в конце V — начале IV века до Р.Х. В богослужебных целях используется т. наз. Следованная Псалтирь, поделенная на соответствующие разделы (см. Кафизмы) и включающая в себя некоторые фрагменты других богослужебных книг.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Псалтирь
книга Ветхого Завета. Ее относят к поучительным, это связано с тем, что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит благодарение и хвалу Богу. В древности псалмы пели под аккомпанемент древних инструментов, внешний вид которых напоминал на арфу. Псалтирь содержит 150 псалмов и еще один, которого нет на еврейском языке. Помимо псалмов, написанных царем Давидом, в книге есть псалом, принадлежащий Моисею, двенадцать псалмов сынов Кореевых, один – Ефама и один – Енама, которые были современниками царя Давида. Все перечисленные псалмы были собраны в одну книгу первосвященником Ездрой.

Источник: Православная энциклопедия.

ПСАЛТИРЬ
книга пророка и царя Давида. Большинство псалмов в ней написаны св. прор. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости и благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Псалтирь и употребляется при богослужении чаще всех других богослужебных книг.
Книга Псалтирь для употребления при богослужении разделена на двадцать отделений, называемых "кафизмами", а каждая "кафизма" делится на три части, называемые "славами".
Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь "следованная", она отличается тем, что содержит в себе три положения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к св. Таинству Причащения.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПСАЛТИРЬ
хвала, хваление, хвалебная песнь, у Евр — книги хвалений) — одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Свое название получила от Греческого слова ????? — пою, так как псалмы в Иудейской Церкви были петы и разыгрывались на музыкальных инструментах. Книга Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного 151, которого нет на Евр языке и который переведен с Греческого. Кроме Давидовых псалмов, содержащихся в Псалтири, которых ни как не менее 78-ми, есть еще один (89-й), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов (41-48, 83, 84, 86) левитов, сынов Кореевых, двенадцать (49, 72-82) Асафа пророка, также из колена Левиина, один (87) Емана и один (88) Ефама, современников Давида. Все означенные псалмы, по мнению толкователей Свящ. Писания, собраны в одну книгу первосвященником Ездрою. О Псалтири особенно должно примечать следующее: она, вместе с учением благочестия, содержит также и многие пророчества о Христе Спасителе, как например в Пс 21 Давид изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы оный псалом был писан у самого креста. Означенная священная книга есть превосходное руководство к молитве и к прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении. Ап. Павел увещевал верующих заниматься псалмопением (Еф. 5:19, Кол 3:16). И действительно, верующие в первые времена постоянно занимались пением псалмов, и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к мужественному перенесению страданий; псалмы служили им приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным развлечением во время отдыха. “Земледелец, пишет бл. Иероним к Марцелле (пис. 44), идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида.” Так для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила в древности приятнейшим и полезнейшим занятием. Она, по самому содержанию своему, никогда не теряет своего значения и для всякого благомыслящего человека. “Я думаю, пишет св. Афанасий Вел., что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя, или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны” (письмо к Мк о Псал.). “Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид, пишет св. Григорий Нисский. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, — всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк”? (Слово на д. Вознесения). По своему великому значению, Псалтирь и в нашем Православном отечестве издревле пользовалась особенным уважением, и не только при Богослужении, но и в быту житейском.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Псалтирь
19я книга Ветхого Завета, вторая в разделе учительных книг (см. Библия). Состоит из 150 псалмов, которые называются следующим образом:
псалом (1-6,8-14,18-30,33,34,36-40,46,48-50,60-64,68,69,72,76,78-81,83,84,97,99, 100,102,108,109,137-140,142,143),
плачевная песнь (7),
песнь (15,45,65),
молитва (16,17,85,89,101),
псалом, учение (31),
учение (41,43,44,51-54,73,77,88,141),
песнь, псалом (47,66,67,74,75,82,86,87,91,107),
писание (55-59),
аллилуия (105,110-112,134),
песнь восхождения (119-133),
хвала (144),
никак не названы (32,35,42,70,71,90,92-96,98,103,104,106,113-118,135,136,145-150).
Книга Псалтирь в оригинале (на еврейском языке) разделена на следующие части (книги):
1. Пс 1-40,
2. Пс 41-71,
3. Пс 72-88,
4. Пс 89-105,
5. Пс 106-150.
Это деление существовало до перевода Библии на греческий, но назначение его не известно. Не известно также, кто собрал эти 150 псалмов, которые мы теперь имеем в книге Псалтирь, и расположил их именно в этом порядке, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра. Его считают также автором Пс 118. Составителями остальных псалмов являются:
Давид (1-31,33-40,50-64,67-69,85,100,102,107-109,121,123,130,132,137-144) (следует отметить, что слава Давида как певца и составителя псалмов была так велика, что ему, по-видимому, были приписаны многие псалмы, написанные не им-см. например, Пс 5.8; 26.4; 137.2, где говорится о храме, который Давид не мог видеть). Слова «псалом Давида» в оригинале нелегко точно понять, ибо они могут быть переведены и как «псалом по Давиду». То же справедливо и в отношении следующей группы псалмов;
сыны Кореевы (41.43-48,83,84,86,87) (см. также Еман,а),
Асаф (49,72-82) (см. также Асаф,б),
Соломон (126),
Ефам (88),
Моисей (89),
неизвестные авторы (32,42,65,66,70,71,90-99,101,103-106,110-120,122,124,127-129,131,133-136,145-150).
Следующие псалмы составлены, по всей видимости, во время или после вавилонского плена: 101,106,110-118,120,122,125,128,136,145-150.
Некоторые псалмы по своей структуре являются алфавитными (см. алфавитные произведения).
Псалтирь во многих отношениях особенная книга во всем Священном Писании. М.Лютер о ней отзывался так: «Это Библия в Библии». Она вся устремлена к Богу. Она является удивительным и замечательным пособием каждому верующему в его молитвах, хвале и общении с Богом!
В Псалтири особенно выделяются хвалебные псалмы (112-117), которые пелись на Пасху и на праздник кущей, и один из них, очевидно, пел и Сам Господь со Своими учениками (Мф 26.30), а также псалмы (песни) восхождения (119-133), которые пелись на ступенях храма или пилигримами на подходах к Иерусалиму.
Среди псалмов Псалтири можно найти псалмы на следующие темы:
благодарение и хвала (29,30,74,104,106,110-117,135,137),
молитва (5,6,16,61,68-70,78,79,82-85,89,101,137,141,142),
радость и поклонение (88,102,113,134,144-150),
покаяние (6,31,37,50,101,129,142),
мольба о помощи (3,4,7,11,12,16,24,30,34,53,87,131),
призыв (66,99,116),
жизнь и бессмертие (15,48,72),
слава Божия в мире (8,18,28,92,103),
мудрость (36,48,110),
защита Божия (14,22,23,26,60,83,90,120),
история израильского народа (77,104,105,113).
Некоторые псалмы целиком являются пророческими и говорят о грядущем Мессии (2,21,44,71,109), а в некоторых только отдельные стихи (23.7-10; 39.8-11; 67.19; 68.22; 117.22-23; 131.11 и др.). Особенно удивительно пророчество в Пс 21.2,17-19, которое как будто было записано у креста, хотя высказано оно было за 1000 лет до него!
В Священном Писании есть хвалебные песни и в других книгах (Исх 15.21; Чис 21.17-18; Суд 5; 1Ц 2.1-10; 2Ц 1.19-27; 22; Ис 12; 23.2-7; 26; Иез 19; Лк 1.46-55; От 15.3-4), но они нигде не названы псалмами.
Некоторые псалмы очень похожи между собой:
Пс 13 и Пс 52,
Пс 14 и Пс 23.1-6,
Пс 39.14-18 и Пс 69,
Пс 56.8-12 и Пс 107.2-6,
Пс 59.7-14 и Пс 107.7-14.
Нумерация псалмов в русской Библии несколько отличается от принятой в других странах. (См. Библия)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Псалтирь в русской культуре второй половины XVII века: историко-стилистические процессы в музыкально

Васильева Е. Е.
Читать PDF
397.78 кб

Древнерусская лицевая Псалтирь как первая учебная книга по изобразительному искусству

Черный В.Д.
Статья посвящена анализу различных форм образной интерпретации текста (тропам) лицевой Псалтири, имеющим вид обобщений, сравнений и иносказаний.
Читать PDF
378.73 кб

«Спас в Силах» и Псалтирь: еще к вопросу происхождения названия иконографии

Денис Владимирович Хлебников
Среди попыток интерпретации русской иконографии «Спаса в Силах», занимавшей место средника деисусного чина высокого иконостаса XV–XVII вв., высказывались и предположения о содержании ее названия.
Читать PDF
0.00 байт

Псалтирь Сидни. Следует ли «переписать историю метафизического возрождения»?

Егорова Людмила Владимировна
В 1963 г. издание псалмов Филипа Сидни и графини Пембрук заставило их редактора Дж. Расмелла поставить вопрос: не следует ли «переписать историю метафизического возрождения» в Англии?
Читать PDF
0.00 байт

Псалтирь царя Давида, художеством рифмотворным равномерно слога и согласноконечно, по различным стих

Сидорович Л. Н.
Читать PDF
1.23 мб

Псалтирь у Еврей нарицаемая книга песней вновь переведенная в Москве1* Амвросий (Зертис-Каменский),

Шмидт В. В.
Читать PDF
176.27 кб

Псалтирь (книга Хвалений) в контексте мировой культуры

Синило Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Псалтирь [стихотворная]

Пробатов Василий , Быков В. В., Шмидт В. В.
Читать PDF
155.19 кб

Симеон Полоцкий и его «Рифмотворная Псалтирь» в рукописных нотных сборниках

Сидорович Людмила Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые наблюдения по богословию книги Псалтирь с перспективы канонико-структурного подхода

Денис Кондюк
В статье представлены современные направления герменевтики Ветхого Завета на примере исследования книги Псалтирь.
Читать PDF
118.99 кб

Псалтирь (Книга Хвалений) в контексте мировой культуры [см. По спецвыпуску]

Синило Галина Вениаминовна
Статья, публикуемая в спецвыпуске к журналу, посвящена анализу духовных смыслов и поэтики великой библейской лирической книги Книги Хвалений, или Псалтири, а также ее рецепции в мировой культуре и литературе.
Читать PDF
161.96 кб

Концепт храма и связанные с ним фигуры речи и идиомы в японских переводах Книги Псалтирь

Борисова Анастасия Сергеевна
Статья посвящена концепту храма в японском переводе Псалтири на основе текстов двух современных переводов Библии на японский язык, и основное внимание уделяется семантическому наполнению понятия храма в оригинале, а также адекватн
Читать PDF
0.00 байт

ПОЭТИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ ЯПОНСКОГО ТЕКСТА КНИГИ ПСАЛТИРЬ, СВЯЗАННАЯ С РЕЛИГИОЗНЫМИ КОНЦЕПТАМИ

Борисова Анастасия Сергеевна
Статья посвящена специфике поэтической образности религиозного содержания в японских переводах Книги Псалтирь и особенностям её передачи средствами японского языка.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об авторе певчей Псалтири в древнерусской традиции

Старикова Ирина Владимировна
В статье рассматривается проблема авторства псалмовых песнопений в древнерусском певческом искусстве.
Читать PDF
0.00 байт

Культурно-историческое и философское значение славянской Псалтири*

Громов М. Н.

Похожие термины:

  • Псалтирь следованная

    богослужебная книга, содержащая Псалтирь, разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов.