ПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Найдено 1 определение
ПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
возможно, вторая пол. V – начало VI вв.) – философ, христианский теолог, происхождение и подлинное имя которого не установлены. В качестве псевдонима он взял имя афинянина Дионисия Ареопагита (I в.), принявшего христианство после проповеди апостола Павла в Коринфе и ставшего, согласно церковному преданию, первым афинским епископом. Исследователи высказывают различные гипотезы по поводу личности этого теолога, соединившего неоплатонизм с христианством: одни отождествляют его с монофиситским церковным деятелем Петром Ивером, выходцем из Грузии, другие – с монофиситским иерархом Севером Антиохийским. ПсевдоДионисий Ареопагит был автором четырех трактатов («Ареопагитик») – «О божественных именах», « О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О таинственном богословии» – и десяти посланий, появившихся в период споров (533 г.) между православными и монофиситами в Константинополе. Бог для ПсевдоДионисия Ареопагита – это немыслимое, несказуемое и неизрекаемое начало начал, Абсолют, «исток всех речений», «исток всех познаний». «Превышающий все», он объемлет собою, «как всеобщий предел, как Единый, как все, и, однако, Как ничто из всего». Только Бог, «прекрасныйиблагой», является «единственной причиной всего множества благ и красот». «Образ благости» для теолога – это свет, воспринимаемый «духовным зрением», но неописуемый. Он передает всю информацию (фотодосию) от небесного чина к земному и обращает все разумные силы к «истинному бытию». В красоте ПсевдоДионисий Ареопагит выделяет три ступени: абсолютную божественную красоту – образец и творческую причину всего сущего; красоту девяти чинов небесной иерархии (серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, начала, власти, архангелы, ангелы); видимую красоту реального мира, воздействующую через физическое зрение. Искусство является проявлением божественной красоты. Как утверждает ПсевдоДионисий, человек восходит к богопознанию, постигая символы и «божественные имена», то есть те эпитеты и словесные обозначения божества, которые содержатся в Библии. Символ служит для обозначения непостижимого и является надежной защитой божественной истины от тех, кто недостоин ее познания. Информация, заключенная в символе, передается с помощью знаков, доступных лишь посвященным, образов, создаваемых искусством, и непосредственно (последующие богословы связали непосредственное восприятие с литургией и ее символикой). Посредством «чувственных образов» человек возвышатся к «божественному созерцанию». ПсевдоДионисий различает два типа образов: подобные («сходные»), которые воплощают «все видимые красоты мира», и «неподобные» («несходные»), в основе которых лежат «условные знаки», наделяющие высоким духовным смыслом «низкие» предметы материального мира и «возвышающие» ум человека к «истине». В трактате «О церковной иерархии» ПсевдоДионисий рассматривает иерархию (от греч. «архэ» – начало) как «подобие» началу, соподчинение сверхчувственного и чувственного, покорность низшего высшему. Церковь – это иерархия ангелов и продолжающая ее иерархия людей. Теолог выделяет в земной иерархии три триады: триаду церковной иерархии, состоящую из трех таинств (крещение, евхаристия – в соответствии с текстами Евангелий пресуществление хлеба в Тело Христово, а вина в Кровь Его, – и миропомазание, означающее соединение с церковью); три разряда духовных лиц (епископы, священники, диаконы); три общественные группы (монахи, миряне и оглашенные – лица, еще не принявшие крещения). Сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита отличались возвышенным стилем, обилием метафор, многословных повторов, языческих терминов (эрос, мист, мистагогия и др.), обозначавших таинства христианской церкви. Его труды оказали большое влияние на развитие средневековой философии и христианского символическиаллегорического искусства. Максим Исповедник занимался интерпретацией наиболее трудных мест из его трактатов. В полемике с иконоборцами Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и другие иконопочитатели ссылались на теорию символического образа, разработанную ПсевдоДионисием.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.