Псевдоготика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Псевдоготика
стилевая разновидность, для которой характерна игра архитектурными формами, моделирование альтернативной среды, художественное многообразие.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПСЕВДОГОТИКА
ложная готика), направление в архитектуре второй пол. 18 в., возрождающее формы готики; ранний этап неоготики. Некоторые русские и западноевропейские архитекторы, увлекшись романтикой Средневековья, возводили храмы, дворцовые здания, садовые павильоны, в отделке, а иногда и в конструкции которых использовались элементы готической архитектуры. Стрельчатые арки, причудливый рисунок устремленных ввысь линий, нарядность и красочность «кирпичной готики» увлекали В. И. Баженова (постройки в усадьбе Царицыно, 1775–85), М. Ф. Казакова (Петровский путевой дворец в Москве, 1775–82), Ю. М. Фельтена (Чесменский дворец с церковью Св. Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге, 1774–80;), братьев И. В. и П. В. Нееловых и др. зодчих. Некоторые здания строились так, что напоминали поэтичные и загадочные древние руины (Русалкины ворота в Царицыно В. И. Баженова, Башня-руина в Царском Селе Ю. М. Фельтена, 1771–73).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ПСЕВДОГОТИКА
(неоготика), направление в архитектуре, получившее в кон. 18 – нач. 19 вв. широкое распространение в рус. зодчестве, и в первую очередь в усадебном и садово-парковом стр-ве. Нашла свое отражение и в Пенз. сооружениях, наиб. ранним из к-рых является башня- руина в Зубриловской усадьбе, построенная, согласно преданию, пленными французами в 1810-х гг. Самым выдающимся представителем этого направления был усадебный дом Устиновых в Бекове, к-рый в наст. время значительно перестроен и утратил большинство готич. элементов, располагавшихся на боковых крыльях здания. Почти неизменной осталась высокая башня, покрытая крестовой крышей, со стрельчатыми окнами и балконом типа «ласточкино гнездо». Облик этого здания и в целом, и в деталях был навеян архитектурой заПенз.-европейского средневековья. У расположенного на окраине того же поселка усадебного дома Макарова «готическим» является лишь стрельчатое обрамление окон. Сами же окна, а также пространств. организация здания выполнены в духе классицизма. Стрельчатое завершение проемов является наиб. заметным проявлением Пенз. Его можно наблюдать на главном доме усадьбы Владыкиных во Владыкине Камен. р-на и в доме управляющего усадьбой Араповых в Проказне Бессонов. р-на, в жилых домах Пензы (Бакунина, 4) и Кузнецка (Московская, 43), во 2-м корпусе Киселевской богадельни в Пензе (Красная, 23), построенном на рубеже 1870–80-х гг. по проекту Рудкевича, где использовался еще один распространенный в Пенз. прием – оформление углов здания расширяющимися кверху пинаклями, имитирующими башни средневековых замков. Были попытки использовать неоготич. мотивы и в культовом стр-ве: церковь Михаила Архистратига (1865) в с. Кучки Пенз. р- на и церковь Сергия Радонежского (1882) в с. Владыкине Камен. р-на. Однако эта идея не нашла широкого применения, поскольку не отвечала традициям стр-ва правосл. храмов в России. Однако в архитектуру католич. храма, а именно польского костела в Пензе, она вписалась исключительно гармонично, привнеся в застройку губ. центра экзотич. формы средневековья. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.