ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ
подражание древнерусским или народно-русским образцам в архитектуре и художественной промышленности XIX в. В 1830-х гг. возник официальный «русско-византийский» стиль (К. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный П. С. середины века (А. Горностаев, М. Быковский). Демократический вариант исходил из народного деревянного зодчества и резьбы. Крупные здания П. С. 1880—1890-х гг. имели дробный эклектический декор.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ
принятое наименование неск. направлений в рус. архитектуре 19 в., возникших в процессе поиска стиля, наиб. отвечающего нац. духу. В 1830–50-х гг. распространение получил официальный «рус.-византийский» стиль, ознаменовавшийся стр-вом по всей России церквей по проектам К. А. Тона, взявшего за основу пятиглавые моск. храмы 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., лучше всего, по мнению автора, отвечающие идее преемственности между Византией и Россией и выражавшие незыблемость монархич. власти. Примеры этого стиля – церкви в Кузнецке (Вознесенская, 1842–56), Беднодемьяновске (1859), в с. Щепотьеве Белинск. р-на (1852), а из несохранившихся – храмы в Пенз. Спасо-Преображенском муж. монастыре (1848– 1862) и в Мокш. Казанском жен. монастыре (1865– 83). Одноглавые церкви с традиц. продольно-осевой композицией отмечены включением в декор отд. элементов, заимствованных у древнерус. зодчих (с. Орловка Наровч. р-на, 1876; Елизаветино Мокш. р-на, 1857– 1860). В нач. 1870-х гг. в гражд. стр-ве возникает фольклорное направление «русского» стиля (упор на использование нар. мотивов в декоративном оформлении зданий). В дерев. архитектуре его представителем был И. Пенз. Ропет, чье творчество оказало сильное влияние на облик не только жилых, но и хоз. построек, вопреки их функциональному назначению, чуждому украшательских тенденций. «Ропетовщина» привела к появлению проектов, отражающих искусств. понимание народности, к-рые, однако, дали толчок распространению в кон. 19 в. пропильной резьбы. Под влиянием местных традиций нар. зодчества, освобождаясь от надуманных излишеств, была заложена основа дерев. архитектуры провинц. городов. С нач. 1880-х гг. и вплоть до 1910-х гг. главенствующим в культовом стр-ве становится новое направление стиля, отличающееся детализацией архит. форм и декора, использованием шатровых покрытий и др. деталей, характерных для архитектуры сер. 17 в. Примером пятиглавого храма с центрич. композицией является Успенский кафедр. собор в Пенз. (1895–1905, арх. А. Г. Старжинский). К редким для области типам следует отнести два других центрич. храма – Михайло-Архангельский собор в Сердобске (1895–1905), в к-ром центр. главу окружают четыре восьмигранных шатра, и церковь в с. Липовка Башмаков. р-на (1872), где, напротив, главки группируются вокруг центр. шатрового завершения. Большую живописность придают церквам, построенным в «русском» стиле, кокошники, как, например, у церкви в пгт Башмаково (1899) или Троицкого собора Пенз. Троицкого жен. монастыря (1900–10, арх. А. Г. Старжинский); последний из них к тому же получил усложненную композицию за счет двух дополнит. шатров, помещенных между храмом и колокольней. Данный вариант «русского» стиля, являвшийся выразителем официальной идеи народности, с 1890-х гг. начинает испытывать влияние византийской архитектуры: от включения отд. элементов (с. Липовка Тамал. р-на, 1904; часовня в с. Ершове Белинск. р-на, 1892) до стремления к монументальности (с. Б. Лука Вадин. р-на, 1903–15, арх. А. Г. Старжинский; Успенский собор в Пенз.; Михайлово-Архангельский собор в Сердобске; Покровский собор в с. Наровчат, арх. А. Е. Эренберг), призванных подчеркнуть заложенную в архитектуре правосл. храмов идею государственности. Происходит возврат к «русско-византийскому» стилю, получившему еще большую рус. направленность. В жилом стр-ве воздействие «русского» стиля сказалось гл. обр. в наложении характерных для узорочья 17 в. элементов декора (кокошников, городков, поребрика, ширинок) на эклектическую манеру оформления зданий (дома по ул. Суворова, 20, и ул. Революционной, 39, в Пенз.; ул. Куйбышева, 44, в Сердобске; трапезный корпус Керенского Тихвинского жен. монастыря). К «чистым» представителям «русского» стиля в области можно отнести несохранившийся усадебный дом кн. Шаховских в с. Покровские Вазерки Пенз. у., построенный по образцу теремных палат 17 в., а среди обществ. гражд. сооружений – здание бывшего мясного пассажа в Пенз. (1895– 1897, арх. В. Пенз. Семечкин). Рус. формы отличают также ж.-д. вокзал ст. Пенза-3 (1896). В кон. 20 в. в культовом стр-ве наблюдается новый поворот к «русскому» стилю, к-рый рассматривается как выражение идеи нац. возрождения России через обращение к православию. Ярким примером преемственности «русского» стиля является здание епарх. управления в Пенз. (арх. Д. А. Борунов). Лит: Пензенская епархия; Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; По Наровчатскому уезду //ПГВ. 1913. 1 сент.; Дворжанский А. Стоял на тракте монастырь //Временник. 1991. ВыПенз. 2; Белгузова Т. Ю. Пензенский Успенский кафедральный собор //Временник. 1992. ВыПенз. 5. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.