в древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души, изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.
Психея
ПСИХЕЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Психея
в мифах древних греков олицетворение души, дыхания. Психея представлялась в виде бабочки, летящей птицы или девушки. После долгих странствий и поисков Психея находит своего возлюбленного Эрота (Амура). Любовь Психеи и Эрота - распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве.
Источник: Исторический словарь
ПСИХЕЯ
Психе — в греч. миф. олицетв. души, дыхания. П. отожд. с тем или иным жизнен. существом, с отдельн. функц. живого организма и его частями. Дыхание человека сближ. с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью. Души умерших представ. вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появл. в сопровожд. вихря. В античн. иск-ве П. изображ. в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Психея
(греч. psyche, лат. psyche — душа).
1. В греч. мифологии супруга Эрота; в сказке Апулея «Амур и Психея» (содержащейся в его романе «Метаморфозы») — прекрасная царская дочь, которая после множества ниспосланных Венерой испытаний и трудностей становится супругой Амура. П. часто изображалась в живописи и скульптуре, частично по сказке Апулея: мраморная группа «Эрот и Психея» (Капитолийский музей, Рим), скульптуры Кановы, Торвальдсена, Р. Бег аса. Картины Рафаэля, Рубенса. Л. Сильвестра Младшего, фрески «Амур и Психея» М. фон Швинда в музыкальном павильоне в Рудигсдорфе (круг Гетэна); поэзия Шторма; опера и балет Люлли.
2. Душа.
1. В греч. мифологии супруга Эрота; в сказке Апулея «Амур и Психея» (содержащейся в его романе «Метаморфозы») — прекрасная царская дочь, которая после множества ниспосланных Венерой испытаний и трудностей становится супругой Амура. П. часто изображалась в живописи и скульптуре, частично по сказке Апулея: мраморная группа «Эрот и Психея» (Капитолийский музей, Рим), скульптуры Кановы, Торвальдсена, Р. Бег аса. Картины Рафаэля, Рубенса. Л. Сильвестра Младшего, фрески «Амур и Психея» М. фон Швинда в музыкальном павильоне в Рудигсдорфе (круг Гетэна); поэзия Шторма; опера и балет Люлли.
2. Душа.
Источник: Словарь античности. 1989
Психея
в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. В переводе с греческого языка «психея» — «душа», «бабочка». Царская дочь Психея была отдана в жены Амуру с помощью Зефира. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгоравшая от любопытства, зажгла светильник и восхищенно посмотрела на юного бога, не заметив горячей капли масла, которая упала на кожу Амура. Последний исчез, а Психея должна была пройти множество испытаний, чтобы вернуть его себе. Преодолев их и даже спустившись в Аид за живой водой, Психея обрела Амура, который попросил у Зевса разрешение на брак с возлюбленной и примирился с Афродитой, преследовавшей Психею. На памятниках изобразительного искусства Психея представлялась в виде бабочки.
ПСИХЕЯ
девушка, любимая Эротом, изображалась иногда в виде бабочки. О ней сложился такой рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой изтрех дочерей царя и своей красотой вызывала зависть Афродиты. Богиня приказала Эроту возбудить в ней любовь к какомунибудь недостойному человеку. Эрот вместо этого сам полюбил Психею, унес ее в уединенное место и стал посещать каждую ночь, но так, что она не видела его. Злые сестры Психеи уверили ее, что ее таинственный супруг страшное чудовище; Психея, желая сама убедиться в этом, зажгла лампу, пока Эрот спал, и нечаянно капнула на плечо его горячим маслом, отчего он проснулся. Так как, увидев его, она нарушила данное ему обещание, то Эрот покинул ее. Психея долго искала его, испытала всевозможные бедствия и наконец пришла в жилище Афродиты, которая обращалась с ней крайне сурово и заставляла исполнять тяжелые работы. Победив неприязнь к ней Афродиты, Психея навеки соединилась с Эротом и сделалась бессмертной. Дочь их названа была Счастьем.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Психея
греч., лат. psyche - душа)
в греческой и римской мифологии воплощение человеческой души в образе бабочки или же девушки с крыльями бабочки. Римский писатель Апулей в сказке «Амур и Психея» изобразил ее прекрасной девушкой, не уступавшей своей красотой Афродите. В греческой мифологии П. была супругой Эрота.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
У Гомера души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди, и только под влиянием орфизма возобладало мнение, что души бесплотны и отличны от материального тела. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позже - в виде бабочки. Знаменитый платоновский образ души-колесницы, управляемой Эросом ("Федр"), устанавливает тесную связь между душой и любовью, однако характерную для народных сказок персонификацию души в виде девушки Психеи, к которой ночью приходит ее любовник Эрос-Купидон, мы впервые встречаем у Апулея в "Золотом осле". Психее запрещено смотреть на Купидона, но однажды она не выдерживает и ночью зажигает лампу и подносит к его лицу. Горячее масло капает из лампы на Купидона, и он, проснувшись, исчезает и в следующую ночь уже не приходит. Психея ищет Купидона по всему свету, пока Зевс, пожалев любовников, не позволяет им вновь встретиться. Часто эту легенду трактовали как аллегорию жизненного пути и воссоединения с божеством после смерти. Легенда о Психее привлекла к себе внимание поэтов, художников и скульпторов. По многочисленным римским копиям известна знаменитая скульптурная группа "Изобретение поцелуя".
Эта легенда пользовалась особой популярностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во дворце Фарнезе в Риме украшена декорациями с изображениями легендарных сюжетов работы Рафаэля. Нельзя не вспомнить скульптурные группы работы Кановы и Родена. Так, Китс называл Психею "последним в олимпийской иерархии, но самым сладким видением"; к теме Психеи обращались Кальдерон, Лафонтен, Мольер, Батюшков, а Мандельштам посвятил Психее такие стихи:
Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой и римской мифологии воплощение человеческой души в образе бабочки или же девушки с крыльями бабочки. Римский писатель Апулей в сказке «Амур и Психея» изобразил ее прекрасной девушкой, не уступавшей своей красотой Афродите. В греческой мифологии П. была супругой Эрота.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
У Гомера души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди, и только под влиянием орфизма возобладало мнение, что души бесплотны и отличны от материального тела. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позже - в виде бабочки. Знаменитый платоновский образ души-колесницы, управляемой Эросом ("Федр"), устанавливает тесную связь между душой и любовью, однако характерную для народных сказок персонификацию души в виде девушки Психеи, к которой ночью приходит ее любовник Эрос-Купидон, мы впервые встречаем у Апулея в "Золотом осле". Психее запрещено смотреть на Купидона, но однажды она не выдерживает и ночью зажигает лампу и подносит к его лицу. Горячее масло капает из лампы на Купидона, и он, проснувшись, исчезает и в следующую ночь уже не приходит. Психея ищет Купидона по всему свету, пока Зевс, пожалев любовников, не позволяет им вновь встретиться. Часто эту легенду трактовали как аллегорию жизненного пути и воссоединения с божеством после смерти. Легенда о Психее привлекла к себе внимание поэтов, художников и скульпторов. По многочисленным римским копиям известна знаменитая скульптурная группа "Изобретение поцелуя".
Эта легенда пользовалась особой популярностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во дворце Фарнезе в Риме украшена декорациями с изображениями легендарных сюжетов работы Рафаэля. Нельзя не вспомнить скульптурные группы работы Кановы и Родена. Так, Китс называл Психею "последним в олимпийской иерархии, но самым сладким видением"; к теме Психеи обращались Кальдерон, Лафонтен, Мольер, Батюшков, а Мандельштам посвятил Психее такие стихи:
Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)