1) подход в историческом исследовании, ориентированный на психоанализ, 2) наука об исторической мотивации, коренящейся в глубинах человеческой психики. Как научная дисциплина П. получила признание в США в 1957 г. Изучает психологическую подоплеку исторических событий. П. дает историкам возможность не только использовать психологический инструментарий для познания рациональной сферы человеческого поведения, но и изучить глубинные, бессознательные слои психики исторической личности. П. сочетает психоаналитическое погружение и исследовательскую методику социальных наук для понимания эмоциональной природы социального и политического поведения отдельных личностей, групп и даже наций. Психоисторические дисциплины включают историю детства, психобиографии, групповую психоисторию. Открытия психоистории доказывают, что от динамики стилей воспитания детей зависит ход исторического процесса. Следуя 3. Фрейду, психоисторики доказывают, что история - это победа не только разума, но и желания. Психоисторический подход Э. Эриксона (1902-1994) совмещал изучение индивидуальных и исторических кризисов, фиксировал в итоге новую идентичность миллионов жителей Европы. Классическим трудом в области психоистории является книга Ллойда Де Моза (род. 1931) «Основы психоистории» (1982).
Лит.: DeMauseL. Foundations of psychohistory. N. Y., 1982. Рус. пер.: Де Моз Л. Психоистория. Ростов н / Д., 2000; Кирчанов М. В. Психоистория: история и основные направления исследовательской деятельности. М., 1999; Могильницкий Б. Г. Американская «психоистория»: претензии и реальность // Новая и новейшая история. 1986. № 1; РуткевичА.М. «Психоистория» Э. Эриксона// Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996. М. П. ЛАПТЕВА
ПСИХОИСТОРИЯ
ПСИХОИСТОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
Психоистория
Желая расшифровать ментальный универсум прошедших эпох, основатели «Анналов» предприняли соединение истории с еще одной дисциплиной, что привело к появлению психоистории, или исторической психологии. Этот новый союз двух дисциплин являлся, с точки зрения Люсьена Февра, главным средством избежать психологического анахронизма, «самого худшего, коварного и опасного из всех», проецирующего на людей прошлого психологию людей XX в. Союз истории с психологией призван был помочь воссоздать ментальные структуры, свойственные каждой исторической эпохе, и положить конец концепции неизменной природы человека. Опираясь на введенное им понятие «ментального инструментария», Люсьен Февр в целом ряде книг рассматривал отдельных индивидов (Лютера, Рабле, Маргариту Наваррскую) на фоне ментально-психологического универсума тех эпох, в которые они жили. При этом обращение к психологии у него всегда сочеталось с изучением взаимодействия между индивидом и обществом, так как «индивид всегда есть лишь то, чем ему позволяют быть его эпоха и его социальная среда». Вместе с тем во французской историографии 1960-1970-х гг. история ментальностей и историческая антропология были обязаны своим успехом не столько наследию исторической психологии Люсьена Февра, сколько путям, намеченным Марком Блоком, который, в отличие от своего друга, был более внимателен к бессознательным коллективным представлениям и в своих подходах опирался преимущественно на социологию Дюркгейма и был более близок к структурализму. Среди самых известных историков ментальностей только Робер Мандру остался по-настоящему верен исходному направлению Люсьена Февра. Впоследствии термин «психоистория» отчасти вышел из употребления, хотя программа исследований в области истории чувств и эмоциональной жизни (истории любви, жалости, жестокости, радости и т. д.) так и осталась невыполненной. Эстафету отчасти приняла современная история чувств.
• Анахронизм, Историческая антропология, Ментальностъ/История ментальностей, Чувства
• Анахронизм, Историческая антропология, Ментальностъ/История ментальностей, Чувства
Источник: Словарь историка 2011