ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
научная дисциплина, формирующаяся на стыке истории и психологии во второй половине XIX в. и оформляющаяся в качестве самостоятельной дисциплины в 40-е гг. XX в. Предмет исторической психологии - особенности психологии личности и социальных общностей в разные исторические эпохи и в различных культурах и их исторические детерминанты; в предмет исторической психологии также входит воздействие психологических факторов на исторический процесс (например, психологические основы формирования тоталитарных режимов; психологическая характеристика исторических деятелей и т. п.). Становление исторической психологии обусловлено несколькими факторами: 1) философской концепцией «исторического разума» (В. Дильтей); 2) развитием этнографии, что вело к формированию предметной области психологии народов; 3) дисциплинарным оформлением психологии (3. Фрейд); 4) поиском в психологии эпистемологических оснований истории как науки о духе (В. Дильтей); 5) потребностями исторического знания (в его неклассической модели) в понимании человека прошлого как Другого; 6) новым пониманием исторического источника как «предметного продукта психической жизни» (В. Дильтей) или «реализованного продукта человеческой психики» (А. С. Лаппо-Данилевский). В становлении и развитии исторической психологии можно выделить два вектора. Первый - движение от психологии к истории: историческое знание востребуется психологией народов и социальной психологией (психологией масс). В России эта проблематика присутствовала уже в споре славянофилов и запад ников, но наиболее последовательно рассмотрена в работе М. О. Кояловича (1828-1891) «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (СПб., 1884). В европейской науке следует выделить социологические труды Г. Спенсера (1820-1903), Э. Дюркгейма (1858-1917), работы Г. Лебона (1841— 1921) «Психология толп» (1895), В. Вундта (1832-1920) «Проблемы психологии народов» (1911) и исследование первобытного мышления Л. Леви-Брюлем (1857-1939). Интерес к психологии масс был проявлен и в криминологии в связи с изучением проблемы индивидуальной ответственности (Г. Тард (1843-1904), С. Сигеле (1868-1913). В России в первой половине XX в. проблемы психологии с привлечением исторического материала разрабатывались основателем культурноисторической школы в психологии Л. С. Выготским (1896-1934). Второй вектор - востребование историей психологии. В России проблематика исторической психологии продолжала развиваться в контексте психологии: Б. Ф. Поршнев (1905-1972) разработал проблему палеопсихологии, А. Р. Лурия (1902-1977) исследовал историческое развитие познавательных процессов. В европейской науке задачу синтеза истории и психологии как науки «изучающей ментальные функции» сформулировал представитель первого поколения школы «Анналов» Л. Февр (1938). В середине - второй половине XX в. И. п. связана с историей ментальностей. Сравнительно новой областью исследований, восходящей в своих концептуальных основаниях к теории давления культуры на индивидуума 3. Фрейда, является культурно-историческая психология, предмет которой - роль культуры в психической жизни человека (М. Коул). Проблемам исторической психологии посвящен междисциплинарный журнал «Историческая психология и социология истории» (выходит с 2008 г.).
Лит.: Вундт В. Проблемы психологии народов: пер. с нем. Изд. 3-е. М, 2010; ДилътейВ. Описательная психология. СПб., 1996; Кольцова В. А. Историческая психология // Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под. ред. В. Н. Дружинина. 2-е изд. СПб., 2009. Гл. 30; КоулМ. Культурноисторическая психология: наука будущего. М., 1997; КояловичМ. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. М., 2011; Шкуратов В. А. Историческая психология: [учеб. пособие]. 2-е, перераб. изд. М., 1997; Февр Л. История и психология // Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 97-108.

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.