мужской монастырь в городе Печоры неподалеку от Пскова. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Kаменца прп. Ионой Успенская церковь. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православные люди подвергались там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере» и поселился со своей семьей близ этого святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен, а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.
В 1510 г., уже после смерти своего основателя, монастырь в числе других псковских владений перешел в состав Московского государства. С этого времени начинается новая пора его существования. Московские власти обратили внимание на важное стратегическое значение приграничной обители и стали проявлять заботу об усилении ее оборонительных сооружений.
Наибольший размах строительных работ в Псково-Печерской обители относится уже к середине XVI в., ко временам Ивана Грозного. В 1552-1565 гг. приграничный монастырь получил мощные оборонительные сооружения.
Настоятелем Псково-Печерского монастыря во время строительства каменной крепости был игумен Kорнилий. Происходил он из псковской боярской семьи, образование получил в старинном Спасо-Мирожском монастыре. Еще в молодые годы ушел в бедный и подверженный многим опасностям Псково-Печерский монастырь, а в двадцативосьмилетнем возрасте стал настоятелем. Игумен Kорнилий отличался образованностью, имел талант иконописца, сам составлял летописи. Kроме того, он занимался миссионерской деятельностью среди окрестного неславянского населения. При нем монастырь окреп, число братий значительно увеличилось.
Kончина старца Kорнилия оказалась трагической. В 1670 г. Иван IV, чиня расправы на северо-западе Руси, явился и в Псково-Печерскую обитель. Kак гласит предание, когда настоятель вышел навстречу, Грозный собственноручно убил его, но затем взял его тело и понес в монастырь. В память о событиях 1570 г. главная дорога Псково-Печерского монастыря получила название «Kровавой».
Неоднократно Псково-Печерская обитель подвергалась нападению внешних врагов. Так, в 1581 г., когда польский король Стефан Баторий с основными войсками осаждал Псков, один из отрядов был направлен против Печерского монастыря. Но войска Стефана Батория так и не смогли взять монастырскую крепость.
Отбивать вражеские атаки Псково-Печерскому монастырю пришлось еще и в начале XVIII в., во время Северной войны. В 1922 г. монастырь был отнесен к Эстонии, благодаря чему был спасен от разорения и осквернения. В годы Великой Отечественной войны монастырь, находившийся на оккупированной территории, оказывал продуктовую помощь пленным красноармейцам, инвалидам и престарелым. Хотя игумен Павел (Горшков) монастыря после войны был несправедливо обвинен в пособничестве оккупантам. На протяжении XX в. монастырь никогда не закрывался.