ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ
летописные своды, составлявшиеся в Пскове в 14-17 вв. П. л. содержат богатый материал по истории рус. города, клас. борьбы, о народах Прибалтики, о борьбе с нем. рыцарями. В основе сохранившихся П. л. лежит летописный свод 50-60-х гг. 15 в., составленный на основании летописных записей, ведшихся при Троицком соборе с 14 в., офиц. док-тов, материалов новгородских сводов, литовско-смоленских известий, местных источников и лит. памятников. Всего обнаружено 25 списков П. л. Они в наст. время делятся на 3 группы - Псковская I, II и III летописи. Псковская I летопись известна в 5 списках и представлена в двух редакциях - Тихановским и Архивским 1-м списками. В основе ее лежат своды 1469 и 1481; сведения ее по Погодинскому списку доведены до 1547, а прибавления списков Оболенского и Архивского 3-го доходят до нач 17 в. I П. л. сложна по составу. Она содержит обстоятельные известия о неурожаях, эпидемиях, сведения о пригородах, о посадниках, о суде, о взаимоотношениях с Москвой и Новгородом. Летопись сочувствует усилению власти моск. государей, но обличает их наместников. Псковская II летопись представлена единств. Синодальным списком - копией со списка свода 1486, сократившего тексты др. летописей и включившего материал, отсутствующий в др. летописях, в т. ч. устные показания современников (сведения о строительстве с суммами затрат, о войнах и эпидемиях). II П. л. ярче др. П. л. отразила клас. борьбу в Пскове. Псковская III летопись представлена Строевским списком свода 1567, являющимся, вероятно, ее подлинником, а в более поздней редакции - Архивским 2-м. III П. л. приводит обширный материал, посвященный героич. борьбе с нем. рыцарями и литов. феодалами. Осн. отличие III П. л. от I П. л. в интерпретации событий - III П. л. отражает оппозиционную Москве точку зрения. Она была написана в Псково-Печорском монастыре при игумене Корнилии, к-рый за свои действия и близость к А. М. Курбскому был казнен Иваном Грозным. Псковское летописание 17 в. представлено, кроме списка Оболенского, окончанием Архивского 2-го списка. П. л. исследованы А. Н. Насоновым, он же осуществил их науч. публикацию ("Псковские летописи", в. 1-2, М., 1941-55).

Лит.: Насонов А. Н., Из истории псковского летописания, ИЗ, т. 18, М., 1946; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-ист. значение, М.-Л., 1947.

H. H. Масленникова. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЛЕТОПИСИ ПСКОВСКИЕ
Дошедшие до нас во многих списках XV—XVII вв. Л. П. содержат богатый материал по истории Псковской земли, Новгорода, Прибалтики, Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер, что связано с экономическим подъемом и ростом города, борьбой за политическую независимость от Новгорода. Центром летописного дела в XIV—XV вв. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIV в. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в летописных записях этого периода занимают рассказы о войнах с Ливонским Орденом и Литвой, описание “розратий” с Новгородом, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. д. Сообщения об общерусских событиях в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. В XV в. тематика летописных статей расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову,— борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К концу XIV— 1-й пол. XV в. можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании: псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Софийской I и Новгородской IV летописей (см. Летописи). Во 2-й пол. XV в. выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям,—Псковские I, II и III летописи. Псковская I летопись на протяжении XV—XVII вв. дает несколько редакций — своды 1469 г. (Тихановский список), 1481 г. (Архивский I список), 1547 г. (списки Погодинский и Оболенского). Псковская I летопись по Тихановскому списку открывается Повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, после чего начинается изложение общерусской и псковской истории; заканчивается свод рассказом о событиях 1464—1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Составитель свода 1481 г. дополнил свод 1469 г. описанием событий 70—80-х гг., особое внимание уделяя борьбе с Новгородом в 1478 г. и отношениям Пскова с великим князем московским. В своде 1547 г. до 1446 г. текст идентичен Новгородской V летописи, а начиная с 1447 г. следует текст, близкий Архивскому I списку. Составление свода 1547 г. ученые (А. А. Шахматов, А. Н. Насонов, Н. Н. Масленникова) связывают с псковским Елеазаровым монастырем и именем старца Филофея. Как и в посланиях Филофея, в своде 1547 г. сочетаются почтительное уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове. Особенно отчетливо эти настроения проявляются в описании событий 1510 г. (Повесть о псковском взятии). Псковская III летопись представляет собою свод 1567 г., продолженный затем до сер. XVII в. Псковская III летопись восходит к общему с Псковской I летописью протографу, но его текст передает в сокращенном виде. Расходятся летописи и в оценке многих событий. Свод 1567 г. резко враждебен власти великого князя московского, здесь опускаются известия о наместниках великого князя, умалчивается о тех событиях, которые свидетельствовали бы о подчиненности Пскова Москве (статьи 1490, 1500, 1501, 1511, 1517 гг. и Др.). Описывая события 1510 г., составитель свода 1567 г. обвиняет великого князя в том, что он “старину порушил, забыв отца его и дедов его слова и жалованья до пскович и крестного целования”. Установление нового порядка рассматривается в своде как начало антихристова царства. Используя цитату из Апокалипсиса, летописец предрекает: “пять бо царей минуло, а шестый есть, но не у бе пришел; шестое бо царство именует в Руси Скивскаго острова; си бо именует шестый, и седьмы по том еще, а осмый антихрист”. Автор свода 1567 г. осуждает Василия III, постригшего в монахини свою жену Соломонию и женившегося на Елене (статья 1523 г.). Негативно отношение автора свода 1567 г. и к Ивану IV. В связи с женитьбой Ивана IV и венчанием его на царство летописец в статье 1547 г. вновь вспоминает Апокалипсис и говорит о приближении царства антихриста. Предполагают, что свод 1567 г. создавался в Пскове-Печерском монастыре и был составлен если не самим игуменом Корнилием (1529—1570), то под его непосредственным руководством. Особое место в псковском летописании занимает Псковская II летопись — свод 1486 г., она дошла до нас в единственном (Синодальном) списке конца XV в. На всем протяжении летописи составитель свода 1486 г. сокращал текст общего для всех трех псковских летописей протографа, причем в сокращениях прослеживаются определенные тенденции: исключаются упоминания о псковском вече, усиливаются резкие оценки политики Новгорода по отношению к Пскову. Зато очень подробно составитель Псковской II летописи описывает волнения 1483—1486 гг. в Пскове. Они были вызваны недовольством городских низов, веча псковскими посадниками, которые обвинялись вместе с наместником великого князя в составлении новой “смердьей” грамоты. Псковская II летопись, рассказывая о перипетиях брани о смердах с большим уважением и благожелательностью относится к посадникам, к великому князю московскому и его наместнику в Пскове. Политические тенденции свода 1486 г. Г.-Ю. Грабмюллер определяет как промосковские, предполагая, что инициатива составления летописи принадлежала Степану Максимовичу Дойниковичу, псковскому посаднику в 1476—1484, 1486—1499 гг., она должна была служить оправданием действий группы посадников в событиях 1483—1486 гг. Изд .: Псковские летописи / Подг к печати А Насонов — М ; Л.. 1941 - Вып 1; М., 1955.— Вып. 2. Лит.: Шахматов А. А. К вопросу о происхождении хронографа // СОРЯС - 1899.— Г 66.— № 8 — С 108—113; Насонов А. Н Из истории псковского летописания // ИЗ.— 1946 - Т. 18.: С. 255-294, Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв.— Л . 1976 — С 77--78, 100; Grabmuller H.-J Die Pskover Chroniken: Untersuchungen zur Russischen Regionalchronistik im 13—15. Jahrhundert.— Wiesbaden. 1975; Охотникова В И. Летописи псковские // Словарь книжников.— Вып. 2. ч 2 - С 27-30. В. И. Охотнчкпва

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Летописи Псковские
Летописи Псковские – летописи XV–XVII вв., связанные единством происхождения, но представляющие собой несколько самостоятельных памятников. Уже издатели Л. П. в ПСРЛ в 1848–1851 гг. выделили две летописи под этим наименованием – Псковскую первую летопись (Архивский 1-й, Архивский 2-й, Строевский и другие списки) и Псковскую вторую (Синодальный список). А. Н. Насонов в издании 1941–1955 гг. привлек неизвестный прежде Тихановский список Л. П., близкий к Архивскому 1-му, и обнаружил важные различия между этими списками и Строевским, Архивским 2-м и другими. Он выделил на этом основании три Л. П.: Псковскую I (Тихановский, Архивский 1-й и другие списки), Псковскую II (Синодальный список) и Псковскую III (Строевский и Архивский 2-й списки).
Л. П. содержат богатый материал по истории псковской земли, Новгорода, Прибалтики и Москвы. Летописное дело в Пскове зарождается в XIII в., в XIV в. оно принимает регулярный характер. Центром летописного дела в Пскове на протяжении XIV в. был Троицкий собор, руководили псковским летописанием выборные вечевые власти, в частности посадники. Псковская летопись XIII–XIV вв. носит по преимуществу деловой, местный характер. Центральное место в текстах XIII–XIV вв. занимают рассказы о сражениях с Ливонским орденом, описание «розратий» и ссор с Новгородом и Литвой, записи о строительстве церквей и городских стен, о поставлении князей и посадников, о неурожаях, голоде, болезнях, небесных знамениях и т. д. Сообщения об общерусских событиях в Л. П. немногочисленны и лаконичны. Трудно судить о том, сложились ли летописные записи XIV в. в свод. Г.-Ю. Грабмюллер считает, что первый псковский свод был составлен в 1368 г. Я. С. Лурье в рецензии на книгу Грабмюллера справедливо замечает, что существование свода сер. XIV в. возможно, но текстологически не доказано.
В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая весь круг событий военной, гражданской и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер, тематика их расширяется, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, удельные смуты, события в Литве и Новгороде. К кон. XIV – 1-й пол. XV в. можно отнести составление одного из первых псковских летописных сводов, его следы обнаруживаются в общерусском летописании: псковский свод (его состав не изучен) был одним из источников общерусского свода 40-х гг. XV в., протографа Летописей Софийской I и Новгородской IV. Г.-Ю. Грабмюллер выделяет несколько псковских летописных сводов 1-й пол. XV в. – своды 1410, 1426, 1436, 1447 гг., но и их существование не имеет точных текстологических доказательств. 2-й пол. XV в. датируются первые дошедшие до нас псковские своды; в это же время выделяются три ветви псковского летописания, различные по своим идейно-политическим тенденциям, – Псковские I, II и III летописи (ПIЛ, ПIIЛ, ПIIIЛ).
ПIЛ имеет несколько редакций XV–XVII вв. Самая ранняя – свод 1469 г. – представлена Тихановским списком. ПIЛ по Тихановскому списку открывается Повестью о Довмонте, затем следует краткое хронографическое введение, после чего начинается изложение русской и псковской истории. Заканчивается свод рассказом о событиях 1464–1469 гг., связанных с борьбой Пскова за самостоятельную епископию. Этот свод, как считает А. Н. Насонов (Из истории псковского летописания. С. 271–272), восходит к своду 1464 г., общему протографу Л. П. Близость между тремя Л. П. наблюдается до 1482 г.; А. А. Шахматов предполагал существование свода 1481 г.
Новая редакция ПIЛ представлена сводом 1547 г. (списки Погодинский и Оболенского, оригинал этого свода представлен Варшавским списком, который датируется 1548 г.); под 1446 г. в нем читается Летопись Новгородская Хронографическая (НVЛ), а с 1447 г. текст, близкий Архивскому 1-му списку. Составление свода 1547 г. связывают с Псковским Елеазаровым монастырем и именем старца Филофея. В своде 1547 г., как и в посланиях Филофея, сочетаются уважение к великому князю московскому и безусловное приятие его власти с обличением московских наместников и тех порядков, которые они установили в Пскове. Особенно отчетливо эти настроения проявляются в описании событий 1510 г. (см.: Повесть о псковском взятии), а также в статьях 1528 и 1541 гг. В XVII в. свод 1547 г. был переработан на основе общерусского и новгородского материала при Новгородском Софийском соборе, при этом сокращению подвергались тексты как НVЛ, так и ПIЛ.
ПIIIЛ представляет собою свод 1567 г., продолженный затем до сер. XVII в. ПIIIЛ по 1481 г. включительно восходит к общему с ПIЛ протографу, содержание которого обе летописи передают с разной полнотой. Взаимоотношения ПIЛ и ПIIIЛ в известиях за кон. XV–XVI вв. еще не выяснены. Близость между ними в отдельных текстах наблюдается и после 1481 г., что предполагает существование еще одного свода, служившего их общим источником. В ПIIIЛ текст этого источника передан в более сокращенном виде, чем в ПIЛ. Расходятся летописи и в оценке многих событий (свод 1567 г. резко враждебен власти великого князя московского). Свод 1567 г. дошел до нас в оригинале – Строевском списке 60-х гг. XVII в. Основной летописный текст в Строевском списке кончается на 1556 г., дальнейший текст до 1567 г. носит характер приписок, сделанных разными почерками. Содержание приписок разнообразно, некоторые из них связаны с интересами и историей Псково-Печерского монастыря. Изучение Строевского списка, содержания свода 1567 г. в целом и соотношения Строевского списка с другими списками ПIIIЛ привели А. Н. Насонова к выводу (вызывавшему, однако, возражения Н. Е. Андреева), что свод 1567 г. создавался в Псково-Печерском монастыре и был составлен если не самим игуменом Корнилием, то под его непосредственным руководством. Строевский список ПIIIЛ хранился в Псково-Печерском монастыре, здесь он был продолжен до сер. XVII в. В Псково-Печерском своде сер. XVII в. был полностью переписан свод 1567 г., затем составитель обратился к иным источникам и вновь рассказал о событиях 1493–1645 гг. Состав этих новых источников не изучен, среди них могли быть, считает А. Н. Насонов (Псковские летописи. Вып. 2. С. XXXIII), Летописи Воскресенская или Львовская, HVЛ и сложная компиляция из кратких общерусских и псковских известий. Псково-Печерский свод сер. XVII в. попал в руки коллекционеру рукописей В. Н. Собакину, сыну псковского воеводы, и по его приказу был переписан с небольшими добавлениями из разрядных книг, а также записями о Н. С. Собакине. Так появился Архивский 2-й список ПIIIЛ.
Особое место в псковском летописании занимает ПIIЛ – свод 1486 г.; она дошла до нас в единственном списке кон. XV в. (ГИМ, Синод. собр., № 154). ПIIЛ восходит к общему с ПIЛ и ПIIЛ протографу, каковым, вероятнее всего, был свод 1481 г. Однако его содержание в ПIIЛ подверглось сокращению и переработке в промосковском духе.
Составление свода 1486 г. Г.-Ю. Грабмюллер связывает с группой посадников, которые выступали совместно с князем Ярославом и пользовались поддержкой великого князя Ивана III. Среди них он выделяет Степана Максимовича Дойниковича (псковский посадник в 1476–1484, 1486–1499 гг.) и считает, что именно ему принадлежит инициатива составления летописи, которая оправдывала действия посадников в событиях 1483–1486 гг. Степан Максимович известен как заказчик и другого сборника кон. XV в. – Псково-Печерского, содержащего Слово о погибели Русской земли с Повестью о житии Александра Невского (Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965. С. 195–201).
Изд.: Псковская летопись. М., 1837; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4; СПб., 1851. Т. 5; Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2.
Лит.: Тихомиров И. А. О первой псковской летописи // ЖМНП. 1883, окт. С. 208–236; Шахматов А. А. 1) К вопросу о происхождении хронографа // СОРЯС. 1899. Т. 66, № 8. С. 108–113; 2) Несколько заметок об языке псковских памятников XIV–XV вв. // ЖМНП. 1909, июнь. С. 105–177; 3) Обозрение. С. 369; Иконников В. С. Опыт по историографии. Киев, 1908. Т. 2, кн. 1. С. 783–848; Насонов А. Н. 1) Летописные памятники Пскова // Историк-марксист. 1937. № 5–6. С. 271–272; 2) Из истории псковского летописания // ИЗ. 1946. Т. 18. С. 255–294; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 34, 127, 329, 385–391, 460–465; Масленникова Н. Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. Л., 1955. С. 159–162; Рогов А. И. Кириллические рукописи в книгохранилищах Польши // Studia ?r?dloznawcze. 1969. Т. 14. S. 153–154; Андреев Н. Е. О характере 3-й Псковской летописи// The Religious World of Russian Culture. Hague; Paris, 1975. Vol. 2. P. 117–158; Grabm?ller H.-J. Die Pskover Chroniken. Untersuchungen zur russischen Regionalchronistik im 13.–15. Jahrhundert. Wiesbaden, 1975 (Лурье Я. С. [Рецензия] // Russia Mediaevalis. M?nchen, 1977. Т. 3. S. 83–92); Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV–XV вв. Л., 1976. С. 77–78, 100; [Щапов Я. Н.]. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. М., 1976. Вып. 1. С. 19–22.
Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190–205.
В. И. Охотникова

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987