Птицы
Птицы
самый многочисленный класс наземных позвоночных; произошли от пресмыкающихся. Насчитывают до 15 тыс. современных видов. Ископаемых форм известно мало; среди них археоптерикс (первоптица), известный с поздней юры и занимающий промежуточное положение между пресмыкающимися и современными П., или веерохвостыми. В мелу жили зубастые П.
Птицы
по закону были разделены на чистых и нечистых (Лев. 11:13 и дал.; Втор 14:11 и дал.). Из списка нечистых птиц видно, что таковыми считались те, которые питались свежим мясом, падалью или жили в болотах; они, действительно, внушают отвращение. Чистые птицы употреблялись для жертвоприношений. (Срав. Лев, 14:4 и дал ), особенно голуби (Лев, 5:7; Лук. 2:24). Закон воспрещает брать мать с птенцами (Втор. 22:6, 7). О певчих птицах очень мало говорится в Св. Писании (Пс. 103:12); птицы для приманки упоминаются у Иер. 5:26-27; о силках для птиц читаем в Пс. 123:7; Прит. 7-23; Еккл. 9:12. Хищная птица — символ врагов опустошителей (Ис 46:11; Иез. 32:4; Иер. 12:9; Отк 19:17 и дал.). Господь через пророка Исайю обещает охранять Свой народ, подобно птицам, покрывающим своих птенцов (Ис. 31:5; Срав. Втор. 32:11; Мат. 23:37).
ПТИЦЫ
Лев 14:4). Птицы, как и животные, разделялись Моисеем на чистых и нечистых. Чистых можно было есть, а нечистые воспрещались для употребления в пищу. Чистыми из птиц считались те которые питаются зернами, семенами, а нечистыми те которые пожирали мясо, рыбу, падаль. Чистые птицы были приносимы в жертву во многих случаях (Лев 1:14-17, 5:7-10, 14:4-7). В жертве очищения, кто не имел козленка или ягненка, вместо них мог приносить двух горлиц или двух голубей. Пророки часто говорят о перелетных птицах, ласточках, журавлях, которые улетают в далекие страны и обратно возвращаются к местам своего жилища. Бог говорит, что Он возвратит Свой пленный народ подобно тому, как возвращаются птицы из отдаленных стран. В Свящ. Писании встречаются также указания на робость и боязливость птиц. “Встрепенутся из Египта как птицы, к из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в дома их, говорит Господь” (Ос 11:11). В Библии есть также указания и на различные способы ловли птиц силками: так Соломон говорит о неразумном юноше, что он, как, птичка, кидается в силки (Прит 7:23); равно также и на соколиную охоту: так в апокрифической книге Варуха (3:16) говорится о царях Вавилонских, что они забавлялись птицами небесными. Хищная птица служит символом войск и армии, вступающей в какую либо страну для разорения оной. В Палестине мертвые тела или трупы иногда выбрасывались на расхищение хищных птиц, но вообще их погребали вечером, даже преступников снимали для сего с виселиц. Гуманное отношение к птицам на Востоке составляет отличительную черту народного характера. Голубей и маленьких сов редко трогают и пугают. Ястреба спокойно сторожат свои гнезда на улицах некоторых городов, как например Антиохии. Аисты также устраивают свои гнезда в некоторых селениях на 4 или на 5 футов от земли и селятся даже в самых мечетях. Моисей, чтобы развить чувство сострадания в сердцах Евреев, заповедует им, что если попадется кому-либо из них на дороге птичье гнездо с птенцами и матерью, тот должен только взять птенцов себе, а мать оставлять (Вт 22:6). И быстрое летание птиц представляет перед нашими глазами мимолетность счастья нашей жизни (Осин 9:11, Пс 10:1, Плач Иер 3:52). “Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется,” говорит Премудрый (Прит 26:2). Господь учит нас смотреть на них, как на образ спокойной беззаботности при отеческом промышлении Божием о нас. “Взгляните на nmиц небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их,” говорит Господь (Мф 6:26). Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божие о своем народе (Исх 19:4, Ис 31:5). Птичке, покинувшей свое гнездо, уподобляется человек, покинувший свое место. “Как птица, покинувшая гнездо свое, говорит Премудрый, так человек покинувший место свое” (Прит 27:8). Как многосодержательны и глубокопоучительны слова Спасителя: ”...лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову” (Мф 8:20). Или как много упрека и назидания содержится в следующих словах Господа: “Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!”
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990