— даровитый композитор балетной и бальной музыки. Родился в Генуе 19-го мая 1802 года и с раннего возраста обнаружил страсть к музыке и большие музыкальные способности. Лет пяти его отдали в Миланскую консерваторию, где он и получил свое первоначальное музыкальное образование, поражая своими успехами: уже семи лет от роду он исполня трудные вещи. Однажды известный Винтер услышал, как семилетний Пуньи исполнял одну из его симфоний. Исполнение было таково, что привело композитора в полное восхищение, и с этих пор он начал принимать в мальчике живейшее участие. Под руководством Винтера,а также пользуясь советами композитора Азелио и музыканта, впоследствии учителя музыки Петербургского театрального училища Соливье, Пуньи ревностно продолжал изучать законы музыкального творчества. Вскоре известность молодого талантливого музыканта начала быстро распространяться по Италии. В Модене он постоянно исполнял лучшие духовные композиции при дворе Великого Герцога и начал выступать, как композитор. Написанные им несколько месс имели громадный успех и вполне оправдали те смелые надежды, которые возлагались учителями на их молодого ученика. Около этого времени в Караваджио был объявлен конкурс для сочинения большой мессы. Судьею этого конкурса выбран был Бернгамский капельмейстер, глава всех духовных композиторов Италии, знаменитый Симон Майер, тогда уже старик. В числе соискателей на конкурс были Меркаданте, Доницетти и Ц. Пуньи, месса которого была признана лучшею; она вскоре была исполнена, причем сам Майер дирижировал сопрано. Эта месса окончательно утвердила за Пуньи широкую известность не только хорошего музыканта, но и выдающегося композитора. Написав еще несколько месс, он стал писать оперы, преимущественно для Миланского театра "Каннабиана", а потом для театра "La Scala", где он поставил свою оперу "Мщение". Опера эта имела огромный успех и долго не сходила с репертуара.
В это же время на Триестском театре была поставлена другая его опера — "Ричард Эдинбургский", имевшая также выдающийся успех. Вскоре после этого, несмотря на свой слишком молодой возраст (ему было немного более двадцати лет), П. был назначен директором музыки Миланского театра. Здесь, начиная с 1825 года, он написал целый ряд больших и малых балетов, которые вскоре приобрели их автору всемирную известность и сделались достоянием репертуаров всех европейских сцен. Из довольно большого числа первых балетов наибольшею известностью пользовались "Макбет", "Осада Кале", "Замок Кемпльворт", "Аделаида французская" и другие. В то же время П. не бросал и симфонической музыки; из нескольких симфоний, написанных им в этот период, особенный успех имела симфония "Канак"; в первый раз она была исполнена в Милане в театре La Scala в концерте, данном знаменитою Пастою в пользу Миланских богоугодных заведений. Симфония эта, написанная для двух оркестров и исполненная при участии лучших музыкальных сил Италии, имела редкий, но вполне заслуженный успех, так как она является одним из наиболее выдающихся музыкальных произведений этого рода. Пробыв в качестве директора Миланского театра около десяти лет, Пуньи в 1834 году был приглашен в Париж занять место директора вновь открывавшегося музыкального института, посвященного памяти Паганини и носившего его имя (Casino Paganini). Пробыв в Париже несколько лет, П. в начале 1840-х годов был приглашен в Лондон в качестве композитора балетной музыки при Лондонском королевском театре и здесь написал большую часть своих балетов: "Эсмеральда", "Катарина", "Наяда и Рыбак" и другие. Еще в Милане, вскоре после симфонии "Канак", им была написана редкая по красоте музыка для балета "Последний час осужденного", составленного балетмейстером Ганри. Затем уже в Лондоне, кроме "Эсмеральды", "Катарины" и "Наяды и Рыбака", им были написаны балеты: "Ундина", "Лалла Рук", "Сиракузские Рудокопы", "Превращение", "Первая танцовщица" и многие другие. Все они имели выдающийся успех. Многие балеты специально были написаны Цезарем Пуньи для Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи и других знаменитостей хореографического искусства. В конце 1840-х годов П. снова вернулся в Париж и здесь написал музыку для балетов "Чертова скрипка", "Маркитантка", "Мраморная дочь" и "Стелла". Однако на этот раз в Париже он пробыл недолго: начавшаяся революция заставила его снова вернуться в Лондон.
В 1851 году Дирекция Императорских Петербургских театров предложила П. приехать в Россию и занять место балетного композитора. Условия были предложены очень хорошие — и Ц. Пуньи, слышавший много о России еще от М. И. Глинки, бравшего у него в Италии уроки музыки, отправился в Петербург. С этих пор он в течение двенадцати лет оставался в России.
В силу заключенного с Дирекцией Императорских Театров контракта, он обязан был писать музыку, когда бы она ни потребовалась для балета. Будучи замечательно плодовитым, талантливым и гибким композитором, он отличался необыкновенной быстротой, с которой писал свои партитуры; так, вся музыка к балету "Дочь Фараона" с оркестровкой была написана им в шесть недель. Другой балет, "Эсмеральду", тоже большой, он написал в две недели, "Катарина" была им написана в двенадцать дней, а небольшой балет "Мечта Художвика" — в один день. О редком и огромном даровании Пуньи можно судить по тому количеству музыкальных произведений, которое он оставил после себя: за свою пятидесятилетнюю композиторскую деятельность Пуньи написал 312 больших и малых балетов, 10 опер, сорок месс, несколько десятков кантат и симфоний и более 200 отдельных танцев. Шутя он как-то говорил, что может написать до двадцати балетов в сезон. За свое пребывание в России, он так сроднился с ней, что считал ее своим вторым отечеством. Здесь он написал музыку к 35-ти балетам, в том числе к балету "Конек-Горбунок", "Теолинда" и ко многим другим. Кроме того, в Петербурге была написана большая часть его отдельных танцев. Явившись к нам, когда известность его достигла своего апогея, когда на всех сценах ставили почти только его балеты, он, естественно, сразу привлек к себе внимание публики и затем до самой своей смерти пользовался самыми живейшими ее симпатиями. Последним балетом, написанным Пуньи в Петербурге в 1869 году, уже незадолго до смерти, был балет "Царь Кандавл", имевший, как и предыдущие его балеты, выдающийся успех.
Пуньи скончался 14-го января 1870 года. Тело его погребено в Петербурге, на Католическом кладбище, что на Выборгской стороне.
"Репертуар русского театра и Пантеон русского и всех европейских театров" 1850 г., т. 5, № 10: "Цезарь Пуньи" (биографический очерк), стр. 46—48; А. А. Нильский, "Закулисная Хроника 1856—1894 гг.", СПб., 1897 г.; "Иллюстрированная Газета" 1870 г., 29-го января, № 5, некролог, стр. 79; "Иллюстрированный календарь" на 1872 г., отд. II, некролог, стр. 69.
{Половцов}