Род. 1894, ум. 1956. Художник, яркий представитель русского авангарда. Работы в духе импрессионизма и постимпрессионизма. С 1919 г. в эмиграции (Франция).
Пуни, Иван (Жан) Альбертович
ПУНИ Иван (Жан) Альбертович
20.02.1892 (Куоккапа, ныне пос. Репино, близ С.-Петербурга) 28.12.1956 (Париж). Живописец. Сын виолончелиста, внук итальянского композитора Цезаря Пуни (1802-1870). Начальное музыкальное и художественное образование получил в семье. В 1900-08 учился в гимназии и военном училище в Петербурге, брал частные уроки рисования у И. Е. Репина. Под влиянием Репина, вопреки желанию отца, мечтавшего о его военной карьере, выбрал путь художника. В 1910-11 около года провел в Париже. Занимался в академии Р. Жюльена. В феврале-апреле 1912 посетил Италию. В Петербурге познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, К. С. Малевичем, В. В. Хлебниковым, М. Ф. Ларионовым. Писал картины в духе фовизма и кубизма. Вошел в «Союз молодежи» и участвовал в его выставках (СПб., 1912/13 и 1913/14). В 1913 женился на художнице К. Л. Богуславской. Их мастерская в Петербурге стала местом встреч художников и поэтов-футуристов. Вместе с женой организовал выпуск и исполнил обложку футуристического сборника «Рыкающий Парнас», в котором участвовали Хлебников, Маяковский, Бурлюк, П. Н. Филонов, Е. Г. Гуро и др. Тираж сборника был арестован (январь 1914) и почти полностью уничтожен, так как цензура усмотрела в нем «признаки кощунства и порнографии». В 1914 посетил с женой Париж, участвовал в салоне Независимых. Организовал в Петербурге первую футуристическую выставку «Трамвай В» (март-апрель 1915) и последнюю футуристическую выставку «0, 10» (декабрь 1915январь 1916), в которых участвовали К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. А. Экстер, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, И. В. Клюн, М. И. Меньков и др. На выставке «0, 10» распространял написанный совместно с Богуславской манифест, декларирующий освобождение картины от смыслового содержания. 12 января 1916 вместе с Малевичем выступил в зале Тенишевского училища с лекцией на тему «Кубизм - футуризм — супрематизм». В конце 1916 показал на выставке «Бубнового валета» в Москве жанровые картины, портреты и супрематические картины. В те же годы иллюстрировал детские сказки, исполнял рисунки в традиционной манере для журнала «Нива». Осенью 1916 был призван в армию. В апреле 1917 стал одним из учредителей союза «Свобода искусству» и общества «О, 10», был делегирован вместе с Богуславской во Временный комитет уполномоченных Союза деятелей искусств. В 1918 стал профессором петроградских ГСХМ. Участвовал в праздничном оформлении улиц города (Литейный пр. и Охта) к 1-й годовщине Октября, работал на Государственном фарфоровом заводе, сотрудничал в газете «Искусство Коммуны», исполнил проект печати Совнаркома (репродуцирован в журнале «Изобразительное искусство». 1919. № 1. С. 67). В начале 1919 по приглашению М. 3. Шагала приехал в Витебск, до лета работал там в Коллегии по делам искусств и преподавал в Народной художественной школе. В конце 1919 по льду Финского залива бежал с женой в Куоккалу (с 1918 — территория Финляндии) и до получения германской визы жил в усадьбе отца. В сентябре 1920 супруги переехали в Берлин, вошли в круг немецкого Литературно-художественного авангарда. В 1920-22 создал много беспредметных картин, оформлял и иллюстрировал детские книги, рисовал эскизы декораций и костюмов для русских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель». В феврале 1921 провел персональную выставку в галерее Der Sturm. В 1922 участвовал в 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе, 1-й Русской художественной выставке в берлинской галерее Van Diemen и Большой берлинской художественной выставке. В 1922—24 входил в «Ноябрьскую группу», участвовал в ее выставках в Берлине и Кельне. 3 ноября 1922 выступил в берлинском Доме искусств с лекцией, которая легла в основу его полемической книги «Современное искусство», содержащей анализ и критику беспредметничества. В 1923 поселился в Париже. Сблизился с Ф. Леже, А. Марке, Дж. Северини, А. Озанфаном. Озанфан посвятил ему статью в «L’Esprit nouveau» (1924). В дальнейшем отошел от беспредметного искусства: писал импрессионистские натюрморты, интерьеры, парижские пейзажи, пляжи Лазурного берега. С 1924 почти ежегодно выставлялся в салоне Тюильри (вплоть до 1955), иногда в Осеннем салоне и салоне Независимых. Провел персональные выставки в галереях Barbazanges (апрель 1925, совм. с Богуславской; предисловие к каталогу Андре Сальмона), Bemheim (апрель 1928) и J. Castel (июнь 1933; организована маршаном Полем Гийомом, он же написал предисловие к каталогу). Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях: М. Henry (1925), Zak (1930, 1932, 1936), d’Alignan (1931) и L’fipoque (1931, 1932, группа «Числа»), в Брюсселе (1928) и Праге (1935). В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. В 1937 две картины, показанные на Международной выставке в Париже, были приобретены Музеем современного искусства в Гренобле. В 1940—42 жил в Антибе, на юге Франции, поддерживал тесную связь с супругами Делоне. По возвращении в Париж, в 1943, провел персональную выставку в галерее L. Сагге. В 1946 участвовал в выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов; по приглашению ЮНЕСКО принял участие в международной выставке в Музее современного искусства и показал несколько работ на Выставке современного французского искусства в Люксембургском музее Парижа. В 1947 стал кавалером ордена Почетного легиона. Персональные выставки состоялись в парижских галереях de France (1947, 1950) и М. Coard (1953, 1956), в галерее Knoedler в Нью-Йорке (1949, 1952) и галерее Adams Brothers в Лондоне (1950). Участвовал в групповых выставках в Париже, Лондоне, Вене, Токио, Мехико, США, Тунисе, Египте. Умер в своей мастерской в Париже на улице Notrc-Dame-des-Champs, 86. Похоронен на кладбище Монпарнас. Наиболее крупные посмертные выставки состоялись в Национальном музее современного искусства в Париже (1958), Музее ТулузЛотрека в Альби (1958), Музее искусств в Цюрихе (1960), галерее des Ponchettes в Ницце (1961). музее Stedelijk в Амстердаме (1961), галерее Charpentier в Париже (1961/62), Галерее современного искусства в Турине (1962/63), галерее Krugier & Cie в Женеве (1964), в Haus am Waldsec в Берлине (1975), в Музее современного искусства города Парижа (1993). Его произведения экспонируются на выставках, посвященных русскому авангарду и Парижской школе. Представлен во многих музеях Европы и США, в ГРМ и ГТГ. Вдова подарила его картины Музею современного искусства города Парижа, гравюры и документы - Национальной библиотеке (1959 и 1966).
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999