памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма. Древнейшие из сохранившихся относятся ко второй половине первого тысячелетия. В соответствии с культом того бога, которому каждая П. посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские, брзхмаитские П.
ПУРАНЫ
ПУРАНЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПУРАНЫ
жанр др.-инд. лит-ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхожд. мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов; они содержат также рассуждения религ.-филос. хар-ра и нек-рые сведения по различ. отраслям практич. знаний — праву, политике, астрономии и т.п. П. написаны на санскрите стихами и достигают больш. объема (мн. содержат тыс. страниц текста).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПУРАНЫ
от санскр. пурана - древний) - жанр др.-инд. лит-ры, собрания мифов и сказаний, трактующих о происхождении мира и космологии, о генеалогии богов, мудрецов, героев и царских родов; они содержат также рассуждения религ.-филос. характера и нек-рые сведения по различным отраслям практич. знаний - праву, политике, астрономии и т. п. П. написаны на санскрите стихами и достигают большого объема (многие содержат тысячи страниц текста). Складывание П. происходило, в течение длит. времени, и дошедшие до нас редакции имеют позднее происхождение (кон. 1-го тыс. до н. э. - нач. 2-го тыс. н. э.). Наряду с буддийскими сочинениями, П. являются осн. источником по политич. истории Индии до 3-1 вв. до н. э. и важным добавлением к сведениям эпиграфики в более позднюю эпоху. Ценность ист. сведений П. снижает неточность хронологии и непоследовательность в изложении событий. Большой интерес представляют данные П. о древних верованиях и мифологии. Формально П. делятся на три разряда, каждый из К-рых посвящен одному богу: Вишну, Шиве, Брахме. П. считались религиозными книгами; напр., "Бхагавата-пурана" является одним из канонических сочинений вишнуизма. Лит.: Dikshitar V. R. R., Purana Index, v. 1-2, Madras, 1951-52; Pargiter F. E., Ancient Indian historical tradition, L., 1922.