последователи кальвинизма в Англии в 16- 17 вв., выступавшие за углубление Реформации, проведенной сверху в форме англиканства, против абсолютизма. Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 17 в. Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них умеренного (пресвитериане) и радикального (индепенденты) течений.
Пуритане
Пуритане
Источник: Исторический словарь
ПУРИТАНЕ
английские кальвинисты, сторонники решительного осуществления идей Реформации в Англии XVI—XVII вв. и преобразования англиканской церкви в духе последовательного протестантизма. Требовали упразднения церковной иерархии и введения священства для всех верующих, отделения церкви от государства, ее удешевления, упрощения обрядности. Сыграли заметную роль в подготовке и проведении Английской революции XVII в.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пуритане
протестанты, последователи кальвинизма; в Англии XVII века сторонники очищения церкви от католического влияния. Требования - выборные старосты (пресвитеры) и проповедники, дешевая церковь, личная вера каждого, гражданская и деловая активность верующих, непритязательность, отказ от роскоши и развлечений, общинная жизнь. В то же время, они презирали бедность и поощряли расчетливость, богатство, были трудолюбивы и фанатичны, верили в свою "предызбранность". Подвергались гонениям при первых Стюартах. Их идеи стали популярны не только среди джентри, но и в бедных слоях английского общества. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму, идеологическим знаменем Английской буржуазной революции. Пестрый социальный состав пуритан привел к разделению их на два течения - пресвитериан и индепендентов, которые вели острую борьбу в ходе революции.
Источник: Исторические термины: краткий глоссарий
Пуритане
Пуритане (Puritans), члены наиб, радикального течения в англ, протестантизме. Требовали дальнейшего очищения англиканской церкви от католиков. Их идео логия базировалась в осн. на учении Жана Кальвина. Поначалу они ограничивались критикой "папистской" (т.е. католич.) обрядности (церк. украшений, роскошных облачений духовенства, органной музыки), но С 1570 г. экстремисты стали нападать (гл. об. в Марпрелатских трактатах) на саму власть епископов. Однако Яков I воспротивился их попыткам на совете в Хэмп-тон-Корте изменить догматы, обряды и организационный принцип англиканской церкви. В нач. 17 в. часть П. эмигрировала в Сев. Америку. Однако политика Лода и Карла I в 30-е гг. привела к возрождению пуританской оппозиции 1580-х гг. Доктрина о предопределении (Бог заранее выбирает тех, кому суждено спастись) стала водоразделом между пуританами, для к-рых она - основа веры, и арминианами, ее отвергающими. Религия сыграла гл. роль в развязывании гражд. войны (1642), П. составляли большинство в армии нового образца, и при поддержке Кромвеля им удалось в 40-50-е гг. воплотить в жизнь свои религ. идеалы. После Реставрации они примкнули к общинам офиц. англиканской церкви или к разл. нонконформистским сектам ("oнонконформисты), утратив свою самобытность. "Пуританами" называют самые разнообразные религ. группы и течения, и споры относительно точного значения этого термина продолжаются по сей день.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПУРИТАНЕ
англ. puritans, от лат. puritas - чистота) - наименование во 2-й пол. 16-1-й пол. 17 вв. протестантов-кальвинистов, недовольных половинчатой реформацией, проведенной в Англии в форме англиканства (см. Англиканская церковь), и требовавших доведения реформации до конца. В качестве более или менее обширного слоя населения (гл. обр. в среде людей т. н. среднего состояния) П. выступили в последней трети 16 в., когда окончательно рухнули надежды на завершение реформации королевой Елизаветой. Особенно многочисленны П. были в графствах Вост. и Сев.-Вост. Англии, где были живы традиции лоллардизма (см. Лолларды). Поскольку орг. и обрядовая стороны англиканства были менее всего затронуты реформацией, П. именно на них сосредоточили осн. внимание. Они требовали уничтожения епископата, замены его выборными старейшинами (пресвитерами), удаления из церкви украшений, замены мессы проповедью, упрощения одних и уничтожения др. церк. обрядов (т. е. создания "дешевой" и удобной церкви для восходящего бурж. об-ва). Это являлось осн. стержнем пуританских требований в церк. делах. Им соответствовала и "мирская этика" П.: скопидомство, расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству и презрение к бедным. Их отличало бесстрашие, упорство в достижении целей, религ. фанатизм, уверенность в своей "предызбранности" и "непогрешимости". С 80-90-х гг. и особенно с нач. 17 в. на П. обрушились правительств. репрессии, мн. из них бежали на континент (в Нидерланды) или за океан - в Сев. Америку. По мере углубления кризиса феод.-абсолютистского режима в Англии в первой пол. 17 в. социальный облик П. и религ.-политич. убеждения их усложнились. П. появились в большом числе как среди джентри, так и в среде нар. низов. П. все чаще именовали всех противников королев. произвола. Пуританизм стал выражением политич. оппозиции абсолютизму (англиканская церковь была его опорой), идеологич. знаменем Английской буржуазной революции 17 века (получившей в бурж. историографии определение "пуританской"). Сложность социально-политич. состава и религ. воззрений П. (в среде к-рых уже к нач. 17 в. отчетливо определились два осн. течения - пресвитериане и индепенденты) предопределила острую борьбу внутри "пуританского" парл. лагеря в ходе революции. Большую роль сыграли П. в англ. колониях в Сев. Америке, где пуританские колонии Новой Англии (1-я - в Нью-Плимуте, осн. в 1620 "отцами-пилигримами") стали очагами построения новых, бурж. форм об-ва. Оплотом П. стал Массачусетс, к-рый переселившиеся сюда англ. П. стремились превратить в образцовую "библейскую общину", установив олигархич. форму правления, режим нетерпимости ко всякому инакомыслию, суровой регламентации быта, морали и т. д. Широта и неопределенность термина "П." вызвали разные точки зрения при попытке более точного определения религ. принадлежности П. Хотя в осн. общепризнанным является, что основу пуританизма составлял кальвинизм, однако есть мнение, что англ. П., эмигрировавшие в Америку, составляли в большей степени анабаптистский, а не кальвинистский элемент (Э. Трельч). Лит.: Англ. бурж. революция XVII в., т. 1-2, M., 1954 (приведена осн. лит. до 1954); Штокмар В. В., Пуританское движение 70-80 гг. XVI в. в Англии, "Уч. зап. ЛГУ, серия ист. наук", 1956, в. 21, No 192; Самойло А. С., Англ. колонии в Сев. Америке в XVII в., М., 1963 (гл. 3); Troeltsch E., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, T?bingen, 1912-25; Eusden J. D., Puritans, lawyers and politics in early seventeenth century England, New Haven, 1958; Haller W. Liberty and reformation in the puritan revolution, N. Y.-L., (1963). М. А. Барг. Москва.