ПУШКИН Александр Сергеевич

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пушкин, Александр Сергеевич
26.05.1799, Москва - 29.01.1837, Санкт-Петербург)    великий рус. поэт. Род. в дворянской семье. Окончил Царскосельский лицей (1817). Интерес к отечественной истории привел поэта в Оренб. край (1833). Ознакомление с местами Крест. войны 1773-75, беседы с участ. и очевидцами событий, записи бытовавших в крае песен и преданий отразились в повести "Капитанская дочка" и "Истории Пугачевского бунта".    Соч.: Полное собрание сочинений. Т. 1-17. М.; Л., 1937-59.    Лит.: Смольников И. Путешествие А.С. Пушкина в Оренбургский край. М., 1991.    Зобов Ю.С.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ПУШКИН Александр Сергеевич
(1799–1837), великий русский писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Уже в детские годы в городской библиотеке Гори И.В. Джугашвили познакомился с произведениями А.С.Пушкина. Сочинения А.С. Пушкина находились в личной библиотеке И.В. Сталина в Кремле и на «Ближней даче». Его отношение к творчеству Пушкина было проявлением постоянного интереса к русской классической литературе. Сталина привлекали в Пушкине его народность, размышления об исторических судьбах русского народа, сочный и образный язык его произведений. Он называл Пушкина великим национальным поэтом.
По инициативе И..Сталина в 1937 в Большом театре СССР было проведено торжественное заседание, посвященное столетию со дня гибели А.С.Пушкина. И.В.Сталин, руководители партии и правительства присутствовали в правительственной ложе Большого театра СССР. Тем самим была заложена замечательная традиция торжественно отмечать знаменательные юбилеи деятелей отечественной культуры и науки.
И.В. Сталин любил слушать в Большом театре СССР оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковую даму», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», созданные по произведениям А.С. Пушкина. И.С. Козловский и М.О. Рейзен говорили, что И.В. Сталин выражал желание, чтобы именно они исполняли главные партии. И.В. Сталин любил исполнение Г.М. Нэлеппом партии Германа в опере «Пиковая дама».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ПУШКИН Александр Сергеевич
(26.5.1799, М., – 29.1.1837, СПб), поэт. Вопрос о посещении им Пенз. края до сих пор остается открытым. Косвенными аргументами визита служат строки из его писем, говорящие о намерении побывать в Пенз.: «...Если вы в Калуге, я приеду к вам через Пензу» (Н. Н. Гончаровой 29.10.1830), «...Завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дни три – и отправлюсь в деревню через Саратов и Пензу» (Н. Н. Пушкиной 19.9.1833). Дорожная запись в памятной книжке Пушкина намечает маршрут: «От Пензы до Арзамаса 285 верст». Существует предание о пребывании поэта в нек-рых селах на терр. Мордовии. Однако никаких документ. подтверждений не обнаружено. Вместе с тем интерес представляют многочисл. заочные связи Пушкина с Пенз. краем. Это дружеские письма пребывающих здесь Пенз. А. Вяземского и Д. В. Давыдова, личное знакомство поэта с декабристами- пензяками А. Пенз. Беляевым и Пенз. Пенз. Беляевым, И. Н. Горсткиным, Пенз. Ф. Громницким, с ректором Кишиневской семинарии Иринеем, позднее Пенз. архиереем, и др. лицами. Пенз. был в приятельских отношениях с Ф. Ф. Вигелем, уроженцем Пенз. губ., с представителями многочисл. рода Голицыных, владельцев с. Зубрилова. Значит. фрагменты пушкинского фундамент. труда «История пугачевского бунта» («История Пугачева») посвящены событиям, происходящим на терр. Пенз. края; в примечаниях к гл. 8 поименно перечисляются казненные пугачевцами: «В городе Пензе убито до смерти» во главе с воеводой Андреем Всеволожским (см. Всеволожские), неск. сот человек. А также в Краснослободске, Наровчате, Инсаре, Темникове, Верхнем и Нижнем Ломове. Высоко ценя личность и творчество А. Н. Радищева, Пенз. посвящает ему статью «Александр Радищев» и своеобразное произведение «Путешествие из Москвы в Петербург», в к-ром пересказывает и цитирует большие фрагменты из радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву». Поэт тепло отзывался о В. Г. Белинском и планировал привлечь его к сотрудничеству в ж. «Современник». Любопытны связи с Пенз. краем Н. Н. Пушкиной и ее дочерей от второго брака Елизаветы и Александры, вышедших замуж за Пенз. помещиков бр. Араповых. Внучки Нат. Ник. – Наталья и Елизавета Араповы запечатлены на полотне Пенз. художника И. К. Макарова. Им же написаны прижизненные портреты дочерей Пенз. Марии и Натальи и портрет Н. Н. Пушкиной. Лит: Храбровицкий; Савин О. Был ли Пушкин в Маяке? //ППенз. 1967. 9 июня; Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Саранск, 1967; Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976; Савин О. «Твоё имя помнят люди». Саранск, 1987; Савин (8, 7-а). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Пушкин Александр Сергеевич
(1799-1837) - русский писатель, поэт. В Х-ве не был, но в отделе редких книг ХГНБ им. В.Г. Короленко хранятся прижизненные издания поэта. С ним встречались харьковчане: математик М.В. Остроградский, литератор О.М. Сомов, ректор университета А.И. Стойкович, В.Д. Сухоруков, профессор В.А. Якимов. П. знал произведения харьк. писателей и поэтов П.П. Гулака-Артемовского, Г.Ф. Квитки-Основьяненко, Я.Н. Нахимова, А.А. Перовского; в его библиотеке находился «Харьк. альманах» за 1836, книги «Запорожская старина» И.И. Срезневского, «Дар слова» В.А. Якимова, «Дворянские выборы» Г.Ф. Квитки-Основьяненко; в Х-ве бывали его друзья и близкие, которые рассказывали ему о городе: М. Деларю, А.А. Дельвиг, Р.И. Дорохов, В.А. Жуковский, П.П. Каверин, И.В. Малиновский, историк М.П. Погодин, брат Л.С. Пушкин, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, Ф.Толстой (Американец), Н.И. Шенинг, М.А. Щербинин. По мнению Ю.Н. Щербачева, М.А. Щербинин послужил прототипом образа Онегина. Общественность Х-ва широко отметила 100-летие со дня рождения поэта: в университете состоялось торжественное собрание, на могилу П. от имени харьк. граждан был положен серебряный венок, выделили 1000 руб. для создания библиотеки при народном доме, переименовали Немецкую улицу в Пушкинскую и торжественно произвели закладку фундамента здания начального училища в Мало-Панасовском переулке, заранее назвав его Пушкинским училищем, которое было открыто в 1901, ныне ПТУ № 41. В 2003 на здании училища открыли мемориальную доску в честь этого события, тут же открыта мемориальная комната, где собраны издания поэта, материалы о его жизни и творчестве. Решение об установке бюста П. в Х-ве было принято городской думой еще в 1899, а открыли его торжественно 26.05.1904 (скульптор Б.В. Эдуардс). Памятник П. установлен среди железнодорожных путей, возле станции Харьков-Сортировочный. Кто автор скульптуры, когда выполнен памятник и где ранее был установлен, неизвестно. В 1943 после освобождения города от немецко-фашистских войск эту скульптуру обнаружил на путях слесарь А.Н. Липитуха, рабочие-железнодорожники самостоятельно соорудил постамент. В 1971 имя П. присвоили русскому драматическому театру в Х-ве, на фасаде был укреплен профильный барельеф Пушкина работы художника А.И. Страхова; при реконструкции театра в 2003 профиль поэта укрепили на фасаде, обращенном на улицу Гоголя. Имя поэта присвоено станции Харьк. метрополитена (1984). Художественное оформление подземного вестибюля и перронного зала выполнено в стиле пушкинской эпохи (архитекторы Е. Незым, В. Спивачук и др.), профильный барельеф (художник Ж. Соловьева), стены зала украшены оригинальными рельефами из металла и фарфора, включающими тексты из произведений поэта (художники Е. Джолос-Соловьев и Ж. Соловьева), в эскалаторном зале размещена композиция из пяти металлических рельефов на тему «Пушкин и Украина» (скульптор В. Зинухов). «

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

ПУШКИН Александр Сергеевич
(1799—1837)— российский деятель культуры, выдающийся поэт и писатель. Литературную деятельность начал еще в годы учебы в Царскосельском лицее в 1811 — 1817 гг.: «Воспоминания в Царском Селе» (1814); «Городок», «Лицинию», «Роза» (все — 1815), «Друзьям» (1816) и др.; участвовал в литературном обществе «Арзамас», боровшемся с идейными и эстетическими взглядами консерваторов, объединившихся в «Беседе любителей русского слова». В 1817 г. получил чип коллежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В 1817—1820 гг. участвовал в литературном кружке «Зеленая лампа», связанном с «Союзом благоденствия»; писал стихи (1818 — «Жуковскому», «К Чаадаеву», «Вольность»; 1819 — «Дорида», «Возрождение»; 1820 — «Мне бой знаком» и др.). Особую известность приобрел после публикации поэмы «Руслан и Людмила» (1820), пронизанной идеями вольнолюбия и романтизма, насыщенной стилистическим богатством и языковой свободой. В мае 1820 г. под видом служебного перемещения был отправлен на юг России. Во время южной ссылки — особый период расцвета романтизма в творчестве поэта — создал ряд выдающихся произведений («Гаврилиада», 1821; «Кавказский пленник», 1820—1821; «Братья-разбойники», 1821 — 1822; «Песнь о вещем Олеге», 1822; «Бахчисарайский фонтан», 1823; «Демон», 1823; «Зачем ты послан был...», 1824, «Цыганы», 1824 и др.), которые принесли ему славу первого русского поэта. В 1824—1826 гг. находился в ссылке в родовом псковском имении с. Михайловское. В этот период изучал историю России, читал летописи, записывал народные песни и сказки; написал 3—6 главы романа в стихах «Евгений Онегин» (начал в мае 1823), сатирическую поэму «Граф Нулин», стихи «Сожженное письмо», «Желание славы», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Роняет лес багряный свой убор», «Пророк», трагедию «Борис Годунов» и другие произведения. В сентябре 1826 г. «по высочайшему повелению» возвращен из ссылки в Москву, получил «прощение» и обещание Николая I, что он будет единственным цензором поэта. В стихотворении «Стансы» («В надежде славы и дофра», 1826) отразилась вера поэта в реальность политических и социальных преобразований. В записке «О народном воспитании» (1826) высказал ряд критических замечаний и смелых идей. В посланиях «Мой первый друг», «Во глубине сибирских руд» (1827) и стихотворении «Арион» иносказательно говорил о своей причастности к декабристам, к которым он призывал царя проявить милосердие. Продолжал интересоваться русской историей, особенно периодом правления Петра I (незаконченный роман «Арап Петра Великого», 1827; поэма «Полтава», 1828). В 1829 г. совершил поездку на Кавказ, впечатления от которой вошли в «Путешествие в Арзрум». Осенью 1830 г. уехал по имущественным делам в нижегородское имение Болдино, в котором задержался из-за холеры на три месяца. В период «болдинской осени» создал около 50 произведений разных жанров: цикл «Повести Белкина», «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), «Сказку о попе и о работнике его Балде», критические заметки, публицистические статьи, стихотворения («Бесы», «Элегия», «Для берегов отчизны дальной» и др.). В мае 1831 г. переехал в Петербург, намереваясь издавать журнал и заниматься историей. Вновь поступил на государственную службу и получил доступ к архивным документам для изучения истории правления Петра I и Екатерины II. Особое внимание уделил истории Пугачевского бунта, что отразилось в романе «Капитанская дочка» (закончил в 1836), а затем в «Истории Пугачева», материалы для которой поэт собирал на Урале. Октябрь—ноябрь 1833 г. — вторая «болдинская осень» — период нового творческого подъема: закончил «Историю Пугачева», написал поэму «Анджело», «Песни западных славян», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне...», поэму «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень».В конце 1833 г. получил чин камер-юнкера; закрепление его статуса как мелкого придворного воспринял как оскорбление. На просьбы об отставке царь отвечал отказом и угрозой запретить доступ к архивам, в которых поэт собирал материалы для «Истории Петра». Осень 1834 г. — третья «болдинская осень» — ознаменовалась созданием философского гротеска — «Сказка о золотом петушке». С 1836 г. основное внимание уделял литературно-критической, публицистической и исторической работе; начал издание журнала «Современник», вокруг которого объединились лучшие литературные силы и прогрессивные журналисты. Однако начатая светскими кругами коварная интрига привела к его столкновению с французским эмигрантом Ж. Дантесом, закончившемуся дуэлью 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке, ранением и смертью поэта через двое суток. А. С. Пушкин — основатель новой русской литературы и исключительное явление в мировой культуре. Он положил начало почти всем современным жанрам прозы — от путевых записок и очерков до исторического романа и философской повести. Драматургия А. С. Пушкина оказала значительное влияние на становление русской школы сценического реализма. Он впервые поставил вопрос о литературной критике как науке. Его исторические труды, опиравшиеся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса, расчищали дорогу для развития прогрессивной русской историографии. Произведения А. С. Пушкина переведены почти на все языки мира. Пушкиноведение стало одной из фундаментальных отраслей российского литературоведения.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ПУШКИН Александр Сергеевич
26.05/6.06.1799 - 29.01/10.02.1837), великий русский поэт, мыслитель, публицист, один из высочайших выразителей духовных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве, образование получил в Царскосельском лицее (1811-17). Одаренный гениальными способностями, впечатлительностью, живостью и энергией, Пушкин в течение всей своей краткой жизни был поставлен в крайне неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта поборола все препятствия и сделала его творцом новой русской литературы, ее языка и бессмертных по красоте форм и глубине содержания художественных произведений. Основная черта его поэзии - это ее глубокая искренность и правдивость; всякий стих выражает подлинное пережитое настроение и чувство; в каждой строке - стремление к реальному, правдивому изображению действительности в художественной форме. Пушкин первый стал смотреть на литературу как на служение национальному идеалу русского народа.
Не как надменный ментор, не как высокомерный наставник, шел Пушкин к народу с тем, чтобы его чему-то научить, в чем-то его обличить. Он шел к нему с открытою душою, как равный к равному, с тем чтобы черпать из неиссякаемого родника русского национального духа ту, как червонное золото, неподдельную самобытность, которою обвеяны все его творения.
Безраздельно и беззаветно он слился с народною стихией, и затем он уже был просто не в состоянии отделить себя от той России, в которой он родился, в которой вырос и возмужал и которую возлюбил бесконечно, как сын любит свою мать. И принял он свою Родину всю, целиком, без остатка, с ее пленительной природой, с трудной ее историей, во всей ее безграничной шири, безудержной удали и задумчивой печали. Какой-то все-победной бодростью и верой в конечное торжество истины и гуманности дышит все творчество поэта.
Пушкин преклоняется перед русским прошлым, гордится им, видит в нем огромные духовные богатства, глубокие нравственные начала. Он дает спокойно-величавый образ монаха-летописца, олицетворяющий собой древнюю, московскую Русь, глубоко жизненный образ Пимена, пишущего свои правдивые сказания:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Поэзии Пушкина присуща христианская вера в добро, в его победу над злом. В сложную драму жизни властно вторгаются и темные силы порока, малодушия и греха. Пушкин не отворачивается от них. Он встречает их с ясным взором в твердом убеждении, что рано ли иль поздно проснется совесть и воздаст коемуждо по делам его: страшным привидением совесть ломится в ворота, скребется под окном крестьянина, оттолкнувшего утопленника от берега крутого и тем лишившего покойника могилы и креста; тяжким пожатьем каменной десницы обрекает она на гибель великого грешника Дон-Жуана; как молотком в ушах, стучит она упреком царю Борису, убийце тайному царевича Димитрия; когтистым зверем впивается она в черствое сердце Скупого Рыцаря; кровавой тенью стоит она перед Онегиным, мутя и муча его воображение, и волнами моцартовского Реквиема вливается она в черную душу завистника Сальери. Раскаянье и совесть восстанавливают нравственное равновесие, нарушенном злом, которое, по мысли Пушкина, в конечном счете не в силах победить добро.
Тяжелым испытанием для Пушкина становится его столкновение с космополитическими силами, и прежде всего масонством, стремившимся столкнуть великого поэта с национального пути. Делаются попытки вовлечь его в масонскую ложу "Овидий", весной 1821 его даже записывали в ее списки, но уже осенью ложа распадается, так и не начав работать. Старались вовлечь Пушкина в свое преступное сообщество и декабристы, состоявшие также преимущественно из масонов. Под влиянием глубоких размышлений и работы над собой Пушкин пришел к выводу, что избранный декабристами путь усовершенствования жизни - путь гибели России. Он не мог не видеть грозной опасности масонства, т.е. той идеологии, которая была основой движения декабристов. Пушкин окончательно и бесповоротно осудил масонство как страшную и разрушительную силу жизни. Своим непревзойденным гением Пушкин с изумительной глубиной и точностью определил зло масонства, его ложь, предательство, бесчестность и жестокость, что с откровенным цинизмом проповедовал идеолог и творец "великой" французской революции 1789 Адам Вейсгаупт.
"Я как-то изъявил свое удивление Пушкину, - пишет С.А. Соболевский, - о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежит ни к какому другому тайному обществу. "Разве ты не знаешь, - отвечал Пушкин, - что все филантропические тайные общества, даже и самое масонство, получили от Адама Вейсгаупта направление подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?"
Согласно исследованиям специалиста по масонству В.Ф. Иванова, именно закулисные интриги масонов стали главной причиной высылки Пушкина из Петербурга сначала на юг (1821), а затем в Михайловское, откуда он вернулся лишь в 1826.
Опала раскрыла Пушкину "презренный, робкий эгоизм" космополитического окружения, подстрекавшего его к конфликту с царской властью и церковью и отшатнувшегося от него в дни испытаний. На этой почве выросло разочарование в людях, сроднившее поэта с байронизмом. Однако попытка разобраться в своих настроениях, выраженных им в типах "Кавказского пленника", "Братьев-разбойников", "Бахчисарайского фонтана" и "Цыган", привела Пушкина к признанию мизантропии признаком узкого эгоизма, искания воли лишь для себя. Истинный свободолюбец не может уйти от людей; суть духовности - вера в грядущее торжество добрых начал в людском обществе ("Андрей Шенье"). Поэт и есть носитель этой грядущей правды, которую отрицают по непониманию современники. Поэтому поэт не должен "презирать страны родной", должен верить в "ее предназначенье" и, поборов чувство личного раздражения против "хладных скопцов", должен спокойно и самоотверженно будить в их душе "чувства добрые". Индивидуальность, лишенная добрых чувств, хотя бы и могучая, есть явление отрицательное ("оставь герою сердце... он будет без него тиран"); у истинного героя яркость личности сочетается с способностью полного самозабвения в деле служения своему народу и государству (антитеза Петра и Мазепы). Стремлением отыскать красоту и правду в неприкрашенной русской действительности проникнуты произведения Пушкина, начиная с "Евгения Онегина" и кончая "Капитанской дочкой" и "Повестями Белкина". Пушкин был создателем и русской критики (журнал "Современник"), которая, по его мнению, служит безупречным показателем духовного прогресса народа.
Впечатление огромного ума Пушкин производил на всех, близко его знавших и имевших возможность наблюдать воистину феноменальный рост его идейного диапазона. Император Николай Павлович в 1826, после первого своего разговора с Пушкиным, которому тогда едва исполнилось 27 лет, заметил графу Блудову: "Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России".
В.А. Жуковский, как-то встретив у Смирнова Н.В. Гоголя, жадно вслушивавшегося в речи Пушкина, сказал: "Ты записываешь, что говорит Пушкин. И прекрасно делаешь... потому что каждое слово Пушкина драгоценно".
Барант, французский посол при русском Императорском Дворе, человек тонкой культуры, в петербургском обществе часто встречавший Александра Сергеевича, не раз свидетельствовал об его исключительном и всестороннем знании Священного Писания, особенно Евангелия.
В 1832 Гоголь писал: "Пушкин есть явление необычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла".
И.С. Тургенев назвал Пушкина "учителем" России. Ф.М. Достоевский, в своей знаменитой речи на открытии пушкинского памятника в Москве, указал на то, что наиболее ярким показателем мудрости нашего поэта было его необыкновенное свойство вмещать в себе и художественно воплощать в своих произведениях дух каждого народа, неповторимые, как общечеловеческие, так и индивидуальные черты быта каждой нации. В самом деле, достаточно упомянуть такие произведения, как "Подражания Корану", "Каменный гость", анакреонтические стихотворения, "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Борис Годунов" и "Пир во время чумы", чтобы убедиться во всеобъемлемости пушкинского художественного кругозора.
Жизнь Пушкина трагически оборвалась в 37 лет. Космополитические силы не могли простить поэту разрыва с масонством и критику декабристов, его любви к Родине и русскому народу. Травля поэта, которую вели масонские конспираторы, переросла в заговор против него. Под видом дуэли было совершено убийство русского гения. Как показали исследования, "Диплом рогоносца", ставший одной из главных причин дуэли и гибели поэта, был составлен высокопоставленным масоном кн. П. Долгоруковым. Крупным масоном был и убийца Пушкина Э. Дантес.
Б. В., В. И.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПУШКИН Александр Сергеевич
1799, Москва – 1837, Санкт-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Псковская обл.), русский поэт. Предки Пушкина – сподвижник Александра Невского полулегендарный Радша; прадед по матери «арап Петра Великого» А. П. Ганнибал. В детстве у Пушкина сложилось «домашнее» отношение к словесности; дом родителей посещали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев; дядя В. Л. Пушкин – известный поэт.
В 1811 г. Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей, вновь открытое привилегированное заведение под покровительством императора. В лицее началась дружба с будущими поэтами А. А. Дельвигом и В. К. Кюхельбекером, декабристом И. И. Пущиным и др. Первые сохранившиеся стихотворения (1813) свидетельствуют о мастерстве Пушкина, ученика французской легкой поэзии, К. Н. Батюшкова и В. А. Жуковского (первая публикация «К другу стихотворцу», журнал «Вестник Европы», 1814). Прочтенные на лицейском экзамене в 1815 г. «Воспоминания в Царском Селе», соединившие историческую элегию Батюшкова и оду Г. Р. Державина, вызвали восторг старого поэта, и Пушкин был назван его наследником.
С лета 1817 по весну 1820 г. Пушкин жил в Петербурге. Числясь в Коллегии иностранных дел, он не обременен службой, увлекается театром, дружескими пирушками (Дельвиг знакомит его с Е. А. Баратынским и П. А. Плетневым), светской жизнью, легкими любовными связями, остротами и эпиграммами. Поведение Пушкина не отвечало требованиям, предъявляемым к поэту такого дарования. Но Пушкин дружит с П. Я. Чаадаевым, общается с противником крепостничества Н. И. Тургеневым, чье влияние ощутимо в оде «Вольность» (1818) и стихотворении «Деревня» (1819). Итог этих лет – основанная на рус. нац. элементе поэма «Руслан и Людмила» (отдельное издание 1820); жанр этот не дался Жуковскому и Батюшкову, и Жуковский назвал себя «побежденным учителем», а Пушкина – «победителем-учеником». Но целью поэмы было не создание нац. эпоса, а формирование новой манеры рассказа, непринужденной болтовни с читателем, которые снимали возможность серьезного отношения к рассказываемой истории. Пушкин создал автобиографический образ повествователя – независимого и бравирующего своей независимостью человека. Политическое свободолюбие было только одной из форм проявления этой независимости и бравады ею. Это поведение и политические стихи стали известны императору, Пушкину грозила ссылка в Сибирь или покаяние в Соловецком монастыре. Перед Александром I хлопотали многие известные люди, и поэт был направлен в распоряжение наместника Новороссии И. Н. Инзова. От него Пушкин получил разрешение совершить вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского путешествие на Кавказ и в Крым, впечатления от которого отразились в творчестве («Погасло дневное светило», «Нереида», оба – 1820). Пушкин прибыл в Кишинев в сентябре 1820 г., а с июля 1823 г. служил в Одессе при графе М. С. Воронцове. Вести о европейских революциях и греческом восстании, контакты с членами тайных обществ (М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Пестель и др.) способствовали увлечению творчеством Дж. Г. Байрона и росту политического радикализма («Кинжал», 1821), но вскоре Пушкин отказывается от политизации поэзии. Романтический индивидуализм личности был связан с политическим свободолюбием («Кавказский пленник», 1820), но политическая позиция не была вполне определенно сформулирована («Узник», 1822). «Байронические» поэмы «Кавказский пленник», «Братья разбойники» (1822–23), «Бахчисарайский фонтан» (1821–23) остро поставили проблему нац. характера в литературе, что особенно ярко проявилось в конфликте христианки Марии и мусульманки Заремы. Романтизм Пушкина имел жанровый характер и не охватывал творчества в целом. Первое написанное в Кишиневе стихотворение «Черная шаль» (1820) принесло Пушкину огромный успех; это и ультраромантическая баллада, и – одновременно – пародия на баллады Жуковского. Поэма «Гавриилиада» (1821) восходит к антиклерикальным поэмам Вольтера и Э. Парни, к ироикомической поэме. Творчество Пушкина разножанрово: послания дружеские, любовные («Кокетке», 1821) и «высокие» («К Овидию», 1821), антологические стихотворения, исторические опыты («Песнь о вещем Олеге», 1822). В Кишиневе был начат «роман в стихах» «Евгений Онегин», в котором отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом его стали не исторические и фольклорные персонажи и события, а современные герои и в первую очередь сам автор. Запутанная личная жизнь, конфликт с Воронцовым, поражение революций в Европе и реакция в России привели Пушкина к кризису 1823–24 гг. Он не только разочарован в возможностях политической жизни, но и доходит до полного отчаяния («Свободы сеятель пустынный…», «Демон»; оба – 1823).
В июле 1824 г. стало известно об интересе Пушкина к атеизму, что привело к ссылке в родовое имение Михайловское Псковской губернии. Здесь произошла ссора с отцом, который принял на себя надзор за поэтом. Моральную опору поэт находит в семье владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой и своей няни Арины Родионовны. Пушкин на новом этапе осмысляет идеологический и художественный опыт южной ссылки («К морю», «Разговор книгопродавца с поэтом», поэма «Цыганы», все 1824), работает над 3–5 главами «Евгения Онегина». Новым словом стала трагедия «Борис Годунов» (1824–25), основанная на изучении «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и драматических принципов У. Шекспира и посвященная роли народа в историческом процессе. Надеясь на монаршее прощение, Пушкин вместе с тем планировал побег за границу. Ряд стихов посвящен иным культурам («Подражания Корану», 1824), любви и дружбе («К***» – «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября», оба – 1825), ценностям простой жизни («Зимний вечер», 1825), истории и фольклору («Жених», 1825; «Песни о Стеньке Разине», 1826), связи поэзии и политики («Андрей Шенье», 1825; «Пророк», 1826). Трезвая оценка народа, отказ от политизации поэзии и политического волюнтаризма, исторический оптимизм («Вакхическая песня», «Если жизнь тебя обманет…», оба – 1825) помогли Пушкину пережить поражение восстания декабристов. Во время междуцарствия поэт хотел тайно прибыть в Петербург, но потом переменил планы. В декабре 1825 г. написана шутливая поэма на бытовом материале «Граф Нулин», посв. актуальной теме исторической случайности. Восстание, аресты и следствие вызвали у Пушкина товарищеское сострадание к декабристам и признание неизбежности случившегося. Не входив в тайные общества, Пушкин не был ответствен за их деятельность, но его вольнолюбивые стихи вся грамотная Россия воспринимала в декабристском контексте.
8 сентября 1826 г. Пушкин доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, который хотел привлечь популярного поэта на сторону власти и стал его цензором. Надеясь влиять на императора, поэт декларировал верность друзьям («Во глубине сибирских руд…», 1827; опубликовано в 1874). Пушкин стремился занять позицию «над схваткой» и, имея доверительные отношения с царем (неотделимые от верности дворянской чести), бороться за амнистию декабристов. Главным свойством идеального монарха он показывает человечность («Стансы», 1826; «Друзьям», «Мордвинову», оба – 1827; «Герой», 1830). В качестве образца для поведения императора называется Петр I, изображенный «домашним образом» в неоконченном романе «Арап Петра Великого» (1827–28) и апологетически в поэме «Полтава» (1828), в которой все герои жестоки друг к другу и только Петр милует своих врагов. Утопическая внегосударственная «милость» выше реальной, но социально ограниченной «справедливости» («Анджело», 1833; «Пир Петра Первого», 1835; «Капитанская дочка», 1836).
Но отношения с императором были далеки от идеальной модели: «Борис Годунов» не разрешен к печати, записка «О народном воспитании», написанная по предложению Николая I, не одобрена, шло следствие по поводу авторства поэмы «Гавриилиада». Эти события отражены в стихах «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный…», «Предчувствие» (все – 1828). Пушкин не вполне сошелся с московскими любомудрами, отношения с Н. А. Полевым и Н. И. Надеждиным приобретали враждебный характер, противником Пушкина и его круга стал редактор официозной газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгарин, сотрудничавший с тайной полицией, сочетавший способность к торговле с живым ощущением потребностей публики. Это вызвало издание писателями круга Пушкина «Литературной газеты» (1830), редактором был Дельвиг. Пушкин строит планы заграничного путешествия, ездит в Тверскую губернию осенью 1828 и 1829 г., летом 1829 г. – в Грузию («Путешествие в Арзрум», 1835). Он переживает бессмысленность скоропреходящей жизни человека («Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», оба – 1829) и надеется обрести спасение в любви («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Жил на свете рыцарь бедный…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», все – 1829).
В 1830 г. Пушкин, давно мечтавший о семейной жизни, получил согласие на брак с Н. Н. Гончаровой и поехал в село Болдино Нижегородской губернии заниматься имущественными вопросами после смерти дяди и в связи с предстоящим браком. Но из-за холеры он три месяца не мог оттуда вернуться и пережил необычайный творческий подъем, подводя итоги молодости и думая о новой жизни: стихотворения «Элегия», «Бесы», «Царскосельская статуя», «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной…». Был завершен «Евгений Онегин», в котором отношения автора и читателей развивались в форме «свободного романа», поэтому принципиальная незавершенность, открытость финала романа стала моделью принципиальной незавершенности, открытости самой жизни. Судьбы главных героев изображены как взаимно не совпадающие по фазам развития: Онегин движется от преждевременного (ложного) пресыщения жизнью к поздней истинной любви, Татьяна идет от юной и непосредственной любви к осторожной аккуратности в чувствах; Онегин не верит в глубину чувств юной Татьяны, она – в искренность его чувств в конце романа. «Повести Белкина» открыли поэзию обыкновенной жизни: Пушкин подсказывал судьбе возможность счастливых развязок, которых на самом деле не бывает. «Маленькие трагедии», напротив, те же самые конфликты разрешали только трагически, и Пушкин предлагал стоический вариант поведения человека. Напрасной надежде на судьбу, на «русский авось» посвящена «Сказка о попе и о работнике его Балде». Поэт утверждал творческую свободу («Домик в Коломне»), поэтому идейная направленность его произведений не всегда очевидна.
Первое лето после свадьбы (1831) Пушкин проводит в Царском Селе; эта семейная идиллия отразилась в «Сказке о царе Салтане…». Заняв внеполитическую позицию, поэт не желал служить никаким партиям, но абсолютная свобода творчества («Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830) не означала политической индифферентности («Анчар», 1828). Польское восстание 1830 г. отразилось во внешне имперских стихотворениях «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», посвященных раздумьям о внегосударственных формах общения народов. Кровавые холерные бунты определили тему «Дубровского» (1832–33), «Истории Пугачева» (1833), «Капитанской дочки» – чреватые катастрофой отношения между властью и народом.
Семейная жизнь радовала поэта, но отношения с двором и обществом были сложны. В конце 1833 г. Пушкин получил придворный чин камер-юнкера, в 1834 г. подал прошение об отставке («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», 1834), но взял его назад под угрозой запрета работы в государственных архивах для «Истории Петра» (с 1832), для которой посетил Оренбург (осень 1833). Былое стремление стать «над схваткой» сменяет понимание трагизма судьбы частного человека в процессе истории («Медный всадник»). В «болдинскую осень» 1833 г. написаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…»; завершает цикл «Сказка о золотом петушке» (1834). В лирике кроме оригинальных произведений («Чем чаще празднует лицей…», 1831; «Осень», «Не дай мне Бог сойти с ума…», оба – 1833; «Туча», «Полководец», «…Вновь я посетил…», все – 1835) часты переводы, стилизации, подражания, «вариации на тему» («Странник», 1835; «Песни западных славян», 1834). В повести «Пиковая дама» (1833), в «Сценах из рыцарских времен» (1835) изображалась смена идеологических формаций во времена социальных катаклизмов. Многие произведения не были закончены. Итоги жизни Пушкин подвел в «каменноостровском» цикле: «Мирская власть», «Подражание италиянскому», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
Расходы на жизнь в Петербурге не окупались гонорарами. Издание журнала «Современник» (1836; четыре тома), ориентированного на культурную элиту, не принесло коммерческого успеха. Духовная независимость Пушкина, установка на особые отношения с государем и презрение к бюрократической и аристократической «черни» вызвали ее вражду. 4 ноября 1836 г. поэт получил анонимное письмо и послал вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за его женой. В результате Дантес женился на свояченице Пушкина Е. Н. Гончаровой, но и после свадьбы продолжал ухаживания. 25 января 1837 г. Пушкин письмом к приемному отцу Дантеса нидерландскому посланнику Л. Геккерну провоцирует дуэль, на которой 27 января он был смертельно ранен. Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге (стихи М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др.); у его гроба побывало минимум 10 тысяч человек.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Александр Сергеевич Пушкин
1799–1837) Есть у Игоря Северянина такая запевка: О России петь — что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… Немного изменив ее, можно сказать, что в России о Пушкине писать, или думать, или говорить, или даже читать его в глубоком уединении и сосредоточенности — это тоже стремиться в храм . Тут тебе и полевые ковры, и лесные горы, и зимние вечера, когда «буря мглою небо кроет», и зимние утра, когда «мороз и солнце, день чудесный», и прекрасная осень — «октябрь уж наступил» — и море, и степи, и Кавказ, и лучшие в русской поэзии стихи о товариществе и дружбе, о любви, самая пронзительная в нашей поэзии отповедь «клеветникам России», самое убедительное пророчество о «бесах», тут и герои русской истории, и добрейшая няня Арина Родионовна, тут страницы мировой культуры и вселенная человеческих характеров и судеб, «тут горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье». А самое главное — тут все Пушкиным написано, то есть так, как никем и никогда, сами буквы, слова, интонация что-то волшебное делают с нашей душой, волнуют ее, тревожат ум, начинаешь острее и глубже осознавать себя и жизнь. В школе и в институте обычно нам рассказывают про две знаменитые речи — Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева — произнесенные в дни открытия в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» Пушкина и вообще русских, а Тургенев отмечал художественный дар нашего гения, по его словам, Пушкин был первым русским поэтом-художником, что он «установил язык и создал литературу». Но в эти же дни прозвучало еще одно прекрасное «Застольное слово о Пушкине» знаменитого драматурга Александра Николаевича Островского. Он очень убедительно сказал как раз о том, с чего я начал, — что делает гений Пушкина с нашей душой: «Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств, поэт дает и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием. Высшая творческая натура влечет и подравнивает к себе всех. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства. Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого поэта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим. Вот отчего и любовь, и поклонение великим поэтам; вот отчего и великая скорбь при их утрате; образуется пустота, умственное сиротство; не с кем думать, не с кем чувствовать». Потому и называем мы эпоху Пушкина золотым веком русской литературы — потому что с Пушкиным думали, с Пушкиным чувствовали. Сегодня в России, к сожалению, «не с кем думать, не с кем чувствовать», это сиротство сильно ощущается, нет у нас сегодня великого поэта. О Пушкине написано очень много, больше, чем о каком-нибудь другом писателе России, а может быть, и больше, чем обо всех остальных русских писателях, вместе взятых. Потому что Пушкин — это самая большая тайна России. Иностранцам, кстати, не совсем понятно наше боготворение Пушкина. В переводе на другие языки утрачивается волшебство пушкинского языка. Известно, что вообще перевод — это обратная сторона ковра, то есть изнанка, а не сам наглядный и сочный рисунок, но, оказывается, у Пушкина в оригинале этот рисунок тончайший, что другими языками почти не улавливается. Поэтому, например, в Европе скорее поняли величие Лермонтова, чем Пушкина, Лермонтова много переводили. Так вот, написано о Пушкине много. У всех на слуху крылатые слова, что Пушкин — «солнце нашей поэзии» (В. Одоевский), что «Пушкин наше все» (А. Григорьев), что Пушкин «начало всех начал» (Горький). Целая плеяда пушкинистов написала тома исследований. И это прекрасно. Потому что у нас пушкинистов читают не только филологи, но и простые читатели, любящие поэта. Я же хочу привести несколько довольно редких высказываний о нашем гении. Сейчас возвращается в Россию Русское Зарубежье. Публикуются книги, статьи русских первой волны эмиграции, тех, кто оказался в чужом краю после революции 1917 года. Наши писатели и художники, музыканты, искусствоведы, философы искали себе за рубежом опору, почву. И такой опорой и почвой стал для них Пушкин. Как пишет исследователь М. Филин, «Пушкин стал русской идеологией в изгнании». Вот что писал Архиепископ Нестор в 1920-е годы за рубежом: «Среди мучительных переживаний современности, когда наша Родина стонет под тяжким гнетом, а мы, ее изгнанники, едим горчащий хлеб изгнания в нищете и унижении, когда отчаяние порой готово охватить малодушное, настрадавшееся сердце, — радостно вдруг осознать, не разумом только, но сердцем почувствовать, что вопреки всем унижениям, всякому презрению, которых пьем мы полную чашу, все же принадлежим мы к великому, к величайшему в мире народу. А это чувство, это неоспоримое сознание никто в нас не будит так ясно, так ярко, как именно Пушкин». В 1921 году, перед отъездом в эмиграцию, поэт Владислав Ходасевич сказал на пушкинском вечере: «О, никогда не порвется кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным… Это мы уславливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться в надвигающемся мраке». В самые тяжелые исторические периоды Пушкин поддерживает своих соотечественников. Мы сейчас тоже переживаем трудное время, тоже едим «горчащий хлеб», а миллионы русских опять оказались в эмиграции, поневоле оказались там, при распаде СССР. Хочется верить, что и нам суждено аукаться и перекликаться именем Пушкина. И торжествовать с его именем. Александр Сергеевич родился в Москве 26 мая по старому стилю, 6 июня по новому стилю в 1799 году. Родился в Немецкой слободе, в еще старой, донаполеоновской Москве, больше похожей на большую деревню, состоявшую из отдельных, больших и малых помещичьих усадеб, обросших городскими домами. Принадлежал поэт к старинному, но обедневшему роду. Мать Пушкина Наталья Осиповна (1775–1836) происходила из семьи Ганнибалов, потомков Абрама Ганнибала, выходца из Эфиопии, возвышенного волей Петра I. Отец Сергей Львович Пушкин (1770–1848) был капитаном Измайловского полка. В карамзинской «Истории государства Российского» имя Пушкиных упоминается 21 раз, начиная с периода княжения Александра Невского. В семье Пушкиных увлечение литературой шло от отца и от дяди Василия Львовича, который сам был поэтом. В детстве Пушкин воспитывался дома, а с 1811 по 1817 год учился в Царскосельском лицее, где он написал 130 стихотворений, нашел друзей — Дельвига, Пущина, Кюхельбекера, Малиновского, Горчакова… В эти годы он сближается с Чаадаевым, с Жуковским, с Батюшковым. Уже в лицейские годы Пушкин предсказывает в стихотворении «Городок» (1815) свое бессмертие как поэта — «Не весь я предан тленью…» В конце жизни он подтвердит свое пророчество: «Нет, весь я не умру…» Поразительно, что великое будущее Саши Пушкина провидел и Дельвиг, тоже тогда совсем юный пиит. Он в 1815 году написал в стихотворении «Пушкину»: Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий. В Лицее Пушкин пережил великую эпопею Отечественной войны 1812 года. Первое свое стихотворение опубликовал в журнале «Вестник Европы» в 1814 году. В 1820 году написал поэму «Руслан и Людмила» и стал, можно сказать, широко известным поэтом. За одну «Вольность» Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь. Поднялась тревога. Чаадаев, Гнедич, Александр Тургенев, Оленин, директор лицея Энгельгардт стали искать заступников, сами обращались к царю. Карамзин ручался, что Пушкин более не будет ничего писать против правительства. Александр I согласился Сибирь заменить ссылкой на юг, точнее, даже не ссылкой, а, как это называлось, назначением к главному попечителю колонистов Южного края генерал-лейтенанту Инзову. Подсчитано, что Александр Сергеевич проехал по России 34 тысячи километров. «То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком…» Дорога на юг была началом его дальних дорог. Пребывание поэта на Кавказе, в Кишиневе, в Одессе, в Крыму по сути было благом для него, было плодотворным: на юге он написал около 100 стихотворений, четыре поэмы, закончены были две главы и начата третья романа «Евгений Онегин». На юге Пушкин пробыл больше трех лет и стал тосковать по Петербургу, но в это время недоброжелатели донесли царю о «дурном поведении» поэта, и царь решил отправить его «в наказание» под надзор местного начальства в настоящую ссылку — в имение родителей в Псковскую губернию. 24 июля 1824 года поэту было объявлено о «высочайшей воле» — и он вместе с верным слугой Никитой Козловым выехал в знаменитое теперь Михайловское. По предписанному маршруту, Пушкину запрещалось заезжать по дороге в Киев, Москву и Петербург. В Михайловском талант поэта, безусловно, достиг своей полной зрелости. Здесь у него был «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Здесь, в псковской деревне, общаясь с родным народом, родной природой, окончательно сформировалось поэтическое мировоззрение Пушкина. Здесь нашел он черты любимой своей героини Татьяны Лариной. Здесь он увидел и то крепостное бесправие крестьян, на которое откликнулся стихотворением «Деревня» и «Дубровским». Работая над «Евгением Онегиным», Пушкин признавался: «Лучшего положения для моего поэтического романа нельзя и желать». Здесь, «в глуши лесов сосновых», впервые зазвучали стихи, полные любви к жизни, веры в светлое будущее своего народа, полные того пушкинского солнечного оптимизма, который побеждает и «бешенство скуки» и «горечь изгнанья». В Михайловском были задуманы и написаны такие шедевры мировой литературы, как трагедия «Борис Годунов», третья и четвертая главы и начата седьмая глава «Евгения Онегина», «Граф Нулин», стихотворения «К морю», «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье…», «Вакхическая песня», «19 октября», «Зимний вечер», «Песни о Степане Разине», «Пророк» и многие другие. Здесь вообще Пушкиным было написано более ста произведений. В 1826 году, после разгрома восстания декабристов, новый царь Николай I вызвал Пушкина в Москву, во время их беседы царь объявил, что теперь сам будет цензором поэта. Вся дальнейшая жизнь Пушкина проходила под ощутимым надзором жандармов и царского двора. Гений Александра Сергеевича, безусловно, универсален. Современники сравнивали Пушкина с Протеем  — божеством, способным принимать любой облик. Перевоплощения и широта творческих интересов Александра Сергеевича поразительны. Для него не составляет труда перенестись в любой период русской или мировой истории — и творить на материале этого периода. От «Песен западных славян» он легко переходит к Корану. От лирического стихотворения — к драматическому произведению, или роману, или сказке, или к трагедии. «Полтава», «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», богатейшая лирика — основные плоды пушкинской работы 1826–1830 годов. В 1830-е годы в творчестве Пушкина преобладает проза, но в эти же годы создана поэма «Медный всадник», оставшаяся при жизни ненапечатанной, сказки в стихах и замечательные по философской глубине стихотворения. В 1836 году Пушкин основал журнал «Современник», ставший лучшим русским периодическим изданием XIX века. В конце жизни Пушкин раскаялся в грехах своей молодости, в том числе и в написании, мягко говоря, фривольной «Гаврилиады». Он все больше тяготел к христианскому мировоззрению. Философ Владимир Соловьев даже считал, что, встань Пушкин со смертного одра, он бы уже не стал заниматься литературой. Соловьев считал, что служение Богу стало бы тогда истинным трудом поэта. В последние годы жизни Пушкин нередко в своих произведениях говорит о молитве, а когда вспоминает в День Лицея друзей, то пишет: Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура… У Пушкина была любимая молитва, сложенная святым Ефремом Сириным в IV веке. Поэт полностью ввел ее в свое стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Сам текст этой молитвы такой: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Гибель Пушкина после дуэли с приемным сыном голландского посланника Дантесом потрясла всю читающую Россию. До сих пор об этой трагедии высказываются совершенно различные мнения. Одни считают, что это был масонский заговор против светлого русского гения. Другие виновником всех интриг вокруг поэта называют царя. Анна Ахматова писала: «Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории». Цветаева тоже считала жену поэта роком Пушкина. Мне ближе другая точка зрения. У Пушкина ни в судьбе, ни в творчестве нет ничего случайного. Его поэзия и его жизнь — это одно целое. Из всего образа жизни и творчества Пушкина, что, в сущности, одно и то же, вытекает неизбежное поведение поэта: защита чести семьи, жены, в символическом плане — России ценою своей жизни. Поэт, идя на дуэль, был уверен в своих силах, именно поэтому он не попрощался с семьей, не оставил завещания. Был уверен в победе. Но люди полагают, а Бог располагает… Да и представим себе, если бы Пушкин убил Дантеса. Это на все его творчество и жизнь наложило бы какой-то другой отпечаток. «Погиб поэт! — невольник чести…» Но — чести, а не суеты, не барыша, не уныния, не гордыни и болезненного самолюбования. И эпоха стала называться пушкинской. Провидение даже место выбрало — Черную речку для дуэли. Да, убийство Пушкина — дело черное , но, пишет пушкинист нашего времени Валентин Непомнящий в книге «Поэзия и судьба», гибель поэта не случайна. Даже гибелью своей гений преподает нам урок: «…это было сражение, битва, это была война за отечество». И вспоминается высший смысл того, о чем сказал Некрасов: «Дело прочно, / Когда под ним струится кровь». Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
1799—1837) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли. Его перу принадлежат поэмы «Кавказский пленник» (1820—1821), «Цыганы» (1823—1824), «Борис Годунов» (1825), «Евгений Онегин» (1823—1831), «Медный всадник» (1833) и др. «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена», – признался как-то Пушкин в письме княгине В.Ф. Вяземской весной 1830 года. Может быть, это откровение было шуткой или молодецкой бравадой. Но, так или иначе, любовный опыт поэта, зафиксированный современниками, чрезвычайно богат. Природа наделила Пушкина крепким здоровьем, заложила в него огромный запас энергии и жизненных сил. «Великолепная натура», – сказал знаменитый хирург Арендт, осматривая смертельно раненого поэта. Только один недостаток был присущ ему – нервная, чувственная возбудимость. И именно этот порок волновал и привлекал к нему женщин. Большинство его увлечений носило мимолетный характер. Так – легкий, ни к чему не обязывающий флирт. Но если уж влюблялся, то ему непременно нужно было физическое обладание. Пушкин буквально сходил с ума, когда его избранница оставалась недоступной. Правда, это удавалось немногим. Женщин влекло к нему, хотя внешне поэт был малопривлекателен. «В лицее он превосходил всех чувственностью, а после, в свете, предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий… У него господствовали только две стихии: удовлетворение чувственным страстям и поэзия; и в обеих он ушел далеко». Это воспоминания о поэте холодного и чопорного барона М.А. Корфа, который в лицее учился в одном классе с Пушкиным. Конечно, можно с недоверием отнестись к словам человека, не любившего поэта. Однако выводы свои он делал на основании неоспоримых фактов. Однажды в лицее совсем еще юный Пушкин увидел в темном коридоре женскую фигуру. Тихо подкравшись к ней сзади, подросток бесцеремонно обнял незнакомку и попытался поцеловать, но в последний момент увидел, что перед ним старая дева фрейлина княжна В.М. Волконская. Обескураженный подросток быстро исчез, но это не спасло его от неприятности. В тот же день разгневанная княжна пожаловалась государю. Пушкину грозило отчисление из лицея. С большим трудом директору лицея Е.А. Энгельгардту удалось выпросить виновному прощение. Пушкин удовлетворял внезапно вспыхнувшие в нем плотские желания с женщинами легкого поведения. Такие мимолетные связи тут же забывались. Однако его сердце бешено билось при встрече с красивыми светскими дамами. Вот тогда чувства переполняли его душу, и он переживал любовь как тяжелую болезнь. Вот тогда и рождались удивительные стихи… Еще учась в лицее, юный Пушкин встретил в театре Екатерину Павловну Бакунину, сестру своего товарища, и с первого взгляда пленился ею. Целую зиму томился он любовью к очаровательному созданию, пока не повстречался с Марией Смит, в девичестве Шарон-Лароз. Молодая вдова приходилась дальней родственницей директору лицея Е.А. Энгельгардту. Чуть ли не каждую ночь проходили у него тайные свидания с красивой и пылкой вдовой, которая охотно принимала своего юного любовника. Летом 1817 года Пушкин закончил лицей и переехал жить в Петербург. Здесь он окунулся в светскую жизнь. Среди его увлечений несколько дам полусвета, среди которых называются Штейгель и Ольга Массон. В это же время он интересовался театром. Александр был покорен актрисой Екатериной Семеновой, находившейся в зените своей славы. Юный Пушкин впечатлился не столько ее красотой, столько необыкновенным талантом. По словам Н.И. Гнедича, близкого друга Семеновой, поэт не вызвал ответного чувства. Первой его любовницей в столице стала княгиня Евдокия Ивановна Голицына, которая была почти на 20 лет старше поэта. В доме княгини, блиставшей своей красотой, собиралось изысканное общество. Молодой поэт был самым желанным гостем. Однако в декабре 1818 года друг поэта А. Тургенев писал: «Жаль, что Пушкин уже не влюблен в нее…» 6 мая 1820 года по высочайшему повелению за написание вольнодумных стихов Пушкин был выслан из столицы. Он выехал из Петербурга смертельно уставшим от разгульной жизни, где-то в глубине души лелея мысль отдохнуть от мирской суеты. Но молодость и кипевшая в нем страсть взяли свое. Южная ссылка началась с приятного знакомства с дочерьми генерала Раевского – 22-летней Екатериной, 16-летней Еленой, 14-летней Марией. Скорее всего Пушкин был влюблен во всех трех сразу. Мария – будущая княжна Волконская – позже написала: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался». По приезде в Кишинев он быстро покорил сердце очаровательной Людмилы Инглези, жены богатого бессарабского помещика. Людмила, известная своей красотой и романтическими похождениями, была по крови цыганка. Тайна связи ее с поэтом открылась. Разгневанный муж устроил Пушкину публичный скандал и вызвал на дуэль. Наместник Бессарабской области Иван Никитич Инзов, под началом которого служил Пушкин, посадил «проказника» на гауптвахту, а чете Инглези предложил немедленно уехать за границу. Таким образом удалось сохранить для России великого поэта. А Пушкин вновь искал приключений, соблазняя одну за другой очаровательных и податливых красавиц: Мариолу Рали сменила Аника Сандулаки, а затем в жарких объятиях поэта оказалась Мариола Балш. Следует упомянуть также Калипсо Полихрони. Гречанка обладала удивительным голосом, нежным и волнующим. Именно одну из них и предложил Пушкин: «Гляжу, гляжу, как безумный, на черную шаль…» Калипсо посвящено стихотворение «Гречанке». …В губернском доме на Левашовской улице в Киеве протекала обычная светская жизнь. По вечерам, особенно в дни праздников, здесь собирался весь город. В толпе гостей оказался однажды и Александр Пушкин. Было это в мае 1820 года. По пути на юг к месту ссылки он проездом ненадолго задержался в Киеве. Вновь попал он сюда в начале следующего года и прожил тут несколько недель. Дом Раевских, где остановился поэт, сообщался с губернаторским домом общим садом. Естественно, соседи часто виделись, а Пушкин «проводил свою жизнь» в семье губернатора Ивана Яковлевича Бухарина и его супруги Елизаветы Федоровны. Но не только радушные хозяева, веселье балов и общество блестящих офицеров влекли сюда поэта. В пестром хороводе местных красавиц он сразу же выделил двух элегантных, прелестных полячек, дочерей графа Ржевусского. Обе были замужние, что не мешало им, кокетничая, обольщать многочисленных поклонников. Младшей, Эвелине, исполнилось семнадцать, и была она, по словам знавших ее тогда, красивой, как ангел. Старшая, Каролина, отличалась не меньшей красотой, но это была красота сладострастной Пасифаи, она была на шесть лет старше Пушкина. Величавая, словно римская матрона, с волшебным огненным взором валькирии и соблазнительными формами Венеры, она произвела на поэта неотразимое впечатление. И осталась в памяти женщиной упоительной красоты, обещающей блаженство тому, кого пожелает осчастливить. Пушкин мечтал попасть в число ее избранников. Но там, в Киеве, она вспыхнула кометой на его горизонте и исчезла. Однако не навсегда. Вновь Каролина взошла на его небосклоне, когда поэт неожиданно встретил ее в Одессе. Пушкин увидел ее на рауте у генерал-губернатора, куда, скрепя сердце, Каролину Ржевусскую (по мужу Собаньскую) иногда приглашали из-за Витта. Он сразу заметил ее пунцовую без полей току со страусовыми перьями, которая так шла к ее высокому росту. Радость встречи с Каролиной омрачил Ганский – муж Эвелины. Заметив, с каким нескрываемым обожанием поэт смотрит на Собаньскую, как боязливо робеет перед ней, он счел долгом предупредить юного друга насчет свояченицы. Разумеется, он имел в виду ее коварный нрав, жестокое, холодное кокетство и бесчувственность к тем, кто ей поклонялся, – ничего более. Пушкин не очень был расположен прислушиваться к советам такого рода, тем более что ему казалось, будто он влюблен. Однако и сам видел, что в присутствии Каролины делается каким-то удрученным, слова не идут на ум. Где его непринужденность, остроумие, веселый смех? Почему он так скован, так неловок? Досадуя на себя, он хотел преодолеть не свойственную ему робость, пытался ухаживать смелее. Она встречала его попытки насмешкой. Он искал с Каролиной встреч, стремился бывать там, где могла оказаться и она, ждал случая уединиться с ней во время морской прогулки, в театральной ложе, на балу. Иногда ему казалось, что он смеет рассчитывать на взаимность (кокетничая, Каролина давала повод к надежде). Ему даже показалось однажды, что он отмечен ее выбором. В день крещения сына графа Воронцова 11 ноября 1823 года в Кафедральном Преображенском соборе она опустила пальцы в купель, а затем, в шутку, коснулась ими его лба, словно обращая в свою веру. Воистину он готов был сменить веру, если бы это помогло завоевать сердце обольстительной полячки. В другой раз он почти уверовал в свою близкую победу во время чтения романа, когда они вдвоем упивались «Адольфом». Она уже тогда казалась ему Элеонорой, походившей на героиню Бенжамена Констана не только пленительной красотой, но и своей бурной жизнью, исполненной порывов и страсти. Через несколько лет он признался ей, что испытал всю ее власть над собой, более того, обязан ей тем, что «познал все содрогания и муки любви». Да и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть. Не сумев растопить ее холодность, так ничего тогда в Одессе и не добившись, он отступил, смирившись с неутоленным чувством. …Пушкин вновь встретился с Каролиной Собаньской в Петербурге. Старая болезнь острым рецидивом пронзила сердце. Ему показалось, что все время с того дня, как впервые увидел ее, он был верен былому чувству. Лихорадочно набрасывал он одно за другим два послания к ней. Но так и не решался их отправить. Поэт доверил сокровенное листу бумаги («мне легче писать вам, чем говорить»). Перед нами в них предстает Пушкин, поклоняющийся Гимероту – богу страстной любви, сгорающий от охватившего его чувства. Когда до Каролины дошли слухи о том, что Пушкин обвенчался, злая усмешка скривила ее губы… В 1823 году из захолустного Кишинева Пушкина перевели в шумную Одессу. Поэт провел в приморском городе всего один год, но и здесь за столь короткий срок он покорил сердца двух красавиц. Первой его «жертвой» оказалась Амалия Ризнич – жена богатого коммерсанта. Дом Ивана Ризнича постоянно был полон гостей. На одном из таких приемов Пушкин и познакомился с Амалией. Полунемка, полуитальянка, с некоторой примесью еврейской крови, высокая, стройная, с необычайно красивыми горящими глазами, удивительно белой и изящной шеей и высоким бюстом – она пленила буквально всех мужчин. А предпочтение отдала поэту. Счастливые встречи двух влюбленных длились недолго. Муж узнал об их связи и тут же отправил неверную жену в Италию, лишив материальной поддержки. Поэт тяжело пережил разлуку. Он посвятил Амалии стихотворение «Для берегов отчизны дальной…» Однако вскоре Пушкин утешился, обратив свой взор на Елизавету Ксаверьевну Воронцову (в девичестве Браницкую). Поэта не пугала игра с огнем – предметом его нового обожания стала жена всесильного и грозного генерал-губернатора графа Воронцова. Современник Вигель писал об Элизе, которой было за тридцать: «С врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в этом не успевал». О взаимности Элизы говорят стихи поэта, а воспоминания и свидетельства современников повествуют о скандалах, которые даже светские приличия не могли затушевать. Молодые люди таились, скрывали от людских глаз свою связь, но графу все стало известно о неверности жены, и он предписал Пушкину немедленно выехать в Херсонский уезд и собрать там материалы о ходе работ по истреблению саранчи. Поэт счел такой приказ оскорбительным и написал прошение об отставке. Запутавшись в своих любовных связях, озлобленный на себя, уволенный со службы, Пушкин приехал в Михайловское. Первые месяцы он жил мыслями об Одессе, оставленной там Елизавете Ксаверьевне, много сочинял. Со временем тоска прошла, душевная боль утихла, и поэта вновь потянуло в общество женщин, благо что они были рядом – всего в нескольких верстах от дома. В соседнем селе Тригорское жила с семьей Прасковья Александровна Осипова, по первому мужу Вульф. Вместе с ней на лоне природы отдыхали дочери от первого брака, Анна и Евпраксия, падчерица Александра Ивановна и племянница Анна Ивановна. Пушкин зачастил к соседкам, где его с нетерпением ждали. Молодежь вместе проводила целые дни, девицы постоянно кокетничали с молодым человеком. Боясь кого-либо обидеть, он ко всем относился с одинаковой симпатией, дарил им стишки в альбомы. Но вскоре цветущая, пышущая здоровьем хозяйка имения стала любовницей поэта. Она была на пятнадцать лет старше своего избранника. А он уже поглядывал на 15-летнюю Евпраксию, которую шутливо звал Зизи, глаз не сводившую со своего кумира, буквально обожествлявшую его. И, конечно, в один из вечеров, когда они остались одни, она без колебаний отдалась властителю своих дум. Связь Пушкина с Зизи стала известна обитателям Тригорского, и заговорили о предстоящей свадьбе. Может быть, так бы и случилось, если бы в это время не приехала погостить к своим родственникам Анна Керн. Пушкин когда-то встречался с Керн в Петербурге в доме Олениных и нашел ее очень милой. После этого молодые люди не виделись шесть лет. Увидев вновь Анну, поэт потерял покой. Внезапно вспыхнувшая любовь всецело поглотила его. Перед отъездом Анны в Ригу Пушкин протянул ей сложенный вчетверо листок почтовой бумаги. Она развернула его и прочла: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Сорок лет спустя Анна Петровна Керн в своих воспоминаниях писала: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него мелькнуло в голове, не знаю». Анна Керн и ее двоюродная сестра Анна Вульф, тоже прелестная и молодая, безответно влюбленная в Пушкина, уезжали в Ригу. Пушкин избирал тактику опытного ловеласа: написал письмо Анне Вульф, но предназначено оно было для глаз другой. «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о которой она споткнулась, лежит у меня на столе… Мысль, что я для нее ничего не значу, что, пробудив и заняв ее воображение, я только тешил ее любопытство, что воспоминание обо мне ни на минуту не сделает ее ни более задумчивой среди ее побед, ни более грустной в дни печали, что ее прекрасные глаза остановятся на каком-нибудь рижском франте с тем же пронизывающим сердце и сладострастным выражением, – нет, эта мысль для меня невыносима…» Он писал и самой Керн. «Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных». А свою тетушку Прасковью Александровну Осипову он спрашивал в письме (не сомневаясь, что Керн покажут эти строки): «Хотите знать, что за женщина г-жа Керн? Она податлива, все понимает; легко огорчается и утешается так же легко; она робка в обращении и смела в поступках; но она чрезвычайно привлекательна». Анна Керн запомнила эти строки на всю жизнь. «Ваш образ встает передо мной, такой печальный и сладострастный; мне чудится, что я вижу ваш взгляд, ваши полуоткрытые уста. Прощайте – мне чудится, что я у ваших ног, – место, которому я от всей души завидую». Он призывал ее бросить все, в том числе мужа, генерала Керна, и приехать к нему, может быть, в Псков. Пушкин писал: «Вы скажете: "А огласка, а скандал?" Черт возьми! Когда бросают мужа, это уже полный скандал, дальнейшее ничего не значит или значит очень мало… Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности – в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю – у ваших ног». И она сбежала от своего мужа! Однако вскоре женщина обнаружила, что осталась почти без средств к существованию, поскольку обманутый муж отказался содержать ее. Анна, чтобы заработать себе на кусок хлеба, вычитывала корректуры, переводила с французского. Она ждала Пушкина с тайной надеждой. Теперь она была свободна, и они могут встречаться без помех. Однако, вернувшийся в 1826 году из Михайловского поэт был любезен с ней, но не искал встреч наедине. Правда, они все же сблизились. Александр писал об этом своему другу Сергею Соболевскому в таких выражениях, которые издатели чаще всего заменяют тремя точками. В этом весь Пушкин, признавшийся однажды: «Может быть, я изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце мое совершенно вульгарно…» Анна Керн часто перечитывала письма Пушкина из Михайловского, пока не продала их по пятерке за штуку. Чтобы не умереть с голоду. После смерти второго мужа – человека доброго, но бедного – Анну Петровну забрал к себе в Москву сын. Что касается бессмертного стихотворения, то Керн передала его Глинке, который написал романс, ставший также бессмертным, как и имя той, кому стихи были посвящены. Осенью 1826 года столица устроила любимому поэту восторженную встречу, его буквально разрывали на части, приглашали на балы, приемы, банкеты. Пушкин упивался, наслаждался своей славой. Издатели платили ему самые высокие гонорары, которые он небрежно проигрывал в карты. Но все чаще накатывались тоска и скука. Приближающаяся осень жизни наводила поэта на мысль, что пора остепениться, обрести тихую, спокойную гавань. Софья Федоровна Пушкина, Екатерина Николаевна Ушакова, Анна Алексеевна Оленина, Наталья Николаевна Гончарова… Барышни хорошо воспитанные, красивые, но не слишком богатые. Сватовство к С.Ф. Пушкиной окончилось неудачей. Ровно через неделю после его предложения, 8 декабря 1826 года, было объявлено о помолвке Софьи с В.А. Паниным. Пушкин оказывал внимание Ушаковой, и все говорили о грядущей помолвке поэта, но в мае 1827 года он уехал в Петербург и до декабря следующего года не появился в Москве. Пушкин предложил руку и сердце Анне Алексеевне Олениной, отец которой, Алексей Николаевич, был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Поэт получил решительный отказ от матери невесты. Удрученный, он поспешил к Ушаковой. Поздно! Та уже была помолвлена с другим. «С чем же я остался?» – воскликнул Пушкин. «С оленьими рогами», – ответила Екатерина. Зимой, в самом конце 1828 года, на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля Пушкин встретил 16-летнюю необычайно красивую девочку – Наталью Гончарову. Она только недавно начала выезжать, но о ней уже говорили в свете, называли ее одной из первых московских красавиц, восхищались ее одухотворенной, «романтической» прелестью. Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ – полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умиротворяющей, кружила ему голову. Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. И вот наконец в апреле 1830 года согласие было получено. «Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она… почти моя… Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?» Так писал Пушкин весной 1830 года, сразу после помолвки. С этого времени Пушкин постоянно возвращается к мысли о возможности счастья для него, бездомного, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим. Свадьба беспрестанно откладывалась. «Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое. Много денег пошло на разные пустяки и на собственные наряды Натальи Ивановны», – вспоминала княгиня Долгорукова. Временами на поэта находила жестокая хандра. В такие моменты он нервничал, жаловался друзьям, ходил мрачным. За неделю до свадьбы он писал своему приятелю Н.И. Кривцову: «Женат – или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было… Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся – я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей…» Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно – и еще больше полюбил. «…Женка моя прелесть не по одной наружности», – писал Плетневу через несколько дней после свадьбы. А был ли счастлив вообще Александр Сергеевич? С молодых лет в нем уживались два человека – чувственный и вместе с тем рассудочный; способный увлекаться почти до безумия, но никогда не отдающий себя женщине целиком. Из многочисленных любовных приключений нельзя назвать ни одного, которое бы подчинило его душу. Кровь в нем бурлила, но в глубине своего существа поэт оставался тверд. Признаваясь в любви многим, он любил по-настоящему, наверное, только свою Музу.

Источник: 100 великих любовников. 2010