(05.05.1934—06.02.2001) — спец. по истории филос. в России; д-р филос. наук. Род. в с. Воскресенское Мелеузовско-го р-на Башкирской АССР. В 1958 окончил МГИМО (учился сначала на ист., а после преобразования ин-та — на зап. ф-те). С 1959 работал в ИФ АН СССР (ныне РАН), с 1986 — вед. н. с. отдела истории филос. Канд. дисс. — "Философские и социологические взгляды А.А.Слепцова" (1964). Докт. дисс. — "Капитал" К. Маркса и домарксистская философская мысль в России" (1982). Осн. проблемы и темы, разрабатываемые П.: становление филос. мысли в пределах религ. формы обществ. сознания Древней Руси; филос. класс. рус. Просвещения; филос. взгляды идеологов народничества; рус. либерализм и филос.; распространение в России XIX в. филос. марксизма; модели истолкования маркс. филос. в росс. социал-демократии; специфика развития филос. мысли в Сов. России в первые послеоктябрьские годы; история сов. филос. второй пол. 40-х — первой половины 80-х гг.; рус. филос. мысль в ее междунар. связях. Собственную концепцию П. условно определял как умеренно "западническую", сформировавшуюся на противостоянии идеологеме т.н. класс. рус. филос. в версии М.Т.Иовчука—И.Я.Щипанова, а в посл. годы — не принимающую квазипатриотических, квазиславянофильских попыток реставрировать и подновить религ.-мистические течения, изобразить рус. филос. как якобы превосходящую любую западноевроп. филос. С т. зр. П., все предпринимавшиеся с 30-х гг. XIX в. попытки создать оригинальную, принципиально отличную от западной, нац.-рус. православную филос. закончились неудачей, ибо эти концепции вступали в непримиримое противоречие как с закономерностями развития мировой филос., так и с идеей наднац. по природе христ. филос., с ценностными установками православной доктрины, ориентирующейся на вселенскую роль, а не на какую-то одну нацию. Рус. филос., считал П., развивалась по общемировым, "мондиалистским" законам; по предмету, по содержанию, по методам она в принципе не отличается от западноевроп.; есть лишь специфические особенности, в ряде случаев весьма значительные, ее становления, темпов и интенсивности развития, набора изучаемых проблем, места в культуре. В России, веками находившейся между Западом и Востоком, бывшей по сути дела всегда среднеслаборазвитой и отстававшей от Зап. Европы почти во всех отношениях (за исключением сферы художеств. литературы конца XIX—начала XX в.), филос. всегда занимала в культуре весьма скромное место, более того, веками была предметом нападок и преследований. По убеждению П., вне органической связи с западноевроп., особенно нем., отчасти франц. и англ. филос., вне общей с ними проблематики серьезной рус. филос., отвечающей класс. критериям научности и истины, а не нац. идеологии и психол., не существовало и не существует.
Соч.
: "Капитал" К.Маркса и философская мысль в России (конец XIX — начало XX в.). М., 1974; Г.В.Плеханов и диалектика Гегеля // Гегель и философия в России. М., 1974; П.Н.Ткачев — мыслитель, революционер, публицист. [В соавт.] // П.Н.Ткачев. Соч. Т.1. М., 1975; Общественно-политические и философские идеи Н.Г.Чернышевского в дореволюционной историографии русской мысли // Н.Г.Чернышевский в общественной мысли народов СССР. М., 1984; Отношение к философии на христианском Востоке и Западе в период крещения Руси // Введение христианства на Руси. М., 1987; Идейные источники древнерусской философской мысли // Там же; Философские идеи в религиозной форме общественного сознания Киевской Руси // Там же; МА. Бакунин как философ // М.А.Бакунин. Избр. философские соч. и письма. М., 1987; Марксистская философия в Советском Союзе // Марксистская философия в Сов. Союзе. Т.1. Гл.8. Братислава, 1987 (на словац. яз.); Философская мысль в Советской России в первые годы после Октября (конец 1917 — середина 1921 г.) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып.III. М., 1990; К вопросу о типологии течений русской философс-ко-исторической и социологической мысли второй половины XVIII—первой трети XIX в. // Там же. Вып.У. М., 1990; Познавательное и ценностное в мировоззрении молодого Петра Кропоткина // Труды комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина. Вып.1. М., 1992; Европейская идея в философско-историческом наследии Герцена 1840—1860-х годов // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып.Х1. М., 1993; Михаил Бакунин против Иммануила Канта // Кант и философия в России. М., 1994; Печальная одиссея пятого тома "Истории философии в СССР" // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры и исследования. Вып.17. М., 1995; Либерализм в России. [В соавт.]. М., 1996; Рецепция идей Фихте в русской университетской и духовно-академической философии первой половины XIX столетия // Социальная теория и современность. Вып.27. М., 1997; Основные вехи истории и особенности развития российского шеллинговедения и историографии "русского шеллингианства" в XIX столетии // Философия Шеллинга в России XIX века. СПб., 1998; Был ли когда-нибудь Ф.Ницше "самым русским" из западных философов? // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999; Фихте и университетская философия // Философия Фихте в России. СПб., 2000; Идеи Фихте в неакадемической философии // Там же; Философия Вольфа и русская "вольфиана" в отечественной историографии // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2000.