Пузей, Николай Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пузей, Николай Михайлович
14(27).10.1915, Верхняя Салда Свердл. обл.)    композитор, Засл. деят. иск-в РСФСР (1977), участ. ВОВ. Родился в раб. семье. Окончил Ур. консерваторию (1948, кл. О.К. Эйгеса). Зав. кафедрой композиции и инструментовки Ур. консерватории (1972-92), проф. (1982), пред. правления Ур. орг-ции СК РСФСР (1977-88). Награжден орд. Отечеств. войны, Кр. Зв., Тр. Кр. Зн., знаком "Почетный деятель СК РФ".    Соч.: оп. "Атлантида" (1994), 4 симфонии (1956, 1972, 1975, 1981), 2 симфонические поэмы (1967, 1969), вокально-симфоническая поэма (1970), симф. картина "Город" (1999), концерты для фортепиано с оркестром, для балалайки с оркестром нар. инструментов, для домры и баяна и камерно-инструментальные произв., соч. для народных инструментов, обработки нар. песен. Заметки о гармонии Н.А.Римского-Корсакова // Научно-методические записки Уральской консерватории. Вып. 2. Свердловск, 1959; Формирование и развитие гармонии до И.С.Баха // Там же. Вып. 8. Свердловск, 1973.    Лит.: Певзнер Б.И. Н.М.Пузей // Компо-зиторы Урала. Свердловск, 1968; Калужникова Т.И. Н.М.Пузей // Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998.    Калужникова Т.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Пузей, Николай Михайлович

род. 27 окт. 1915 в Верхней Салде. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1977). В 1939—1941 обучался в Уральской конс. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил Уральскую конс. по кл. композиции О. К. Эйгеса, в 1954—здесь же аспирантуру (рук. И. В. Способин и В. Н. Трамбицкий). В 1946—1950 преподаватель Муз. школы-десятилетки при Уральской конс., с 1950—Уральской конс. (с 1970 доцент).


Автор статьи "Формирование и развитие гармонии до И. С. Баха" ("Научно-методические записки Уральской консерватории", вып. 7. Свердловск, 1973).


Соч.: вок.-симф. поэма Мемориал (сл. Д. Аржанникова, 1971); для симф. орк. — симфонии: I (1956), II (по мотивам стихотворений В. Тушновой, 1971). поэма Легенда-быль (1967). для ф-п. и симф. орк. — концерты: I (1948), II (1959); для балалайки и. орк. нар. инстр. — Концерт (197); для ф-п. и ансамбля скр. — Концертино (1963); для скр. и ф-п. — Две новеллы (1960), Соната (1965); для трех баянов — Матушка Тура (1968), Уральские припевки (1968), для балалайки и ф-п. — Соната (1965); для домры и ф-п. — Соната (1965); для 2 ф-п. — Поэма и скерцо (1964); для. ф-п. — сонаты: I (1939), II (1947), поэма На озере (1953), Фантастическое скерцо (1958), прелюдии; для голоса и ф-п. — романсы, в т. ч. циклы: Родина (сл. А. Прокофьева, А. Смольникова, М. Лужанина, 1960), Без намеков (сл. Д. Аржанникова, 1972); песни, в т. ч. Что же такое мы (сл. Р. Рождественского, 1975), Дарьина гармонь (сл. В. Соловьева, 1975); обр. нар. песен.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008