Пылаевский могильник

Найдено 1 определение
Пылаевский могильник
археол. пам. X-XIII вв. н.э. Свердл. обл., Пышминский р-н, дер. Пылаево, пр. берег р. Пышмы, пр. притока р. Туры. Могильник находится в 3 км сев.-зап. дер. Пылаево, на узком песчаном мысу старицы р. Пышмы.    Иссл. Ю.М.Кутаковым и А.В.Старковым. Вскрыты 12 погребений. Ум. помещались в овальные или прямоугольные ямы вытянуто на спине головой на З.-Ю.-З. Один погребенный с наконечником стрелы в затылке лежал скорченно. Обряд захоронений единообразный: в головах ставился сосуд с гребенчато-шнуровой орнаментацией; украшения и ч. одежды: височные кольца, бляшки, пуговицы, бубенчики - находились там, где они носились при жизни. Оружие и орудия: остатки лука и колчана, костяные и жел. наконечники стрел, ножи, топоры, мотыги - чаще всего лежали у пояса и выше, реже - в ногах. По инвентарю выделяются два погребения, содержащие характерные для сев. группы пам. юдинской культуры украшения с шумящими подвесками и выполненные в зооморфном стиле браслеты, рукоять ножа. В одном из погребений глазницы и рот ум. были закрыты частями круглой бляхи, разрубленной на три ч., в др. - фрагментами бляхи были прикрыты только глазницы. Последнее погребение выделяется еще тем, что в головах погребенного лежал череп коня, в р-не локтя - передние конечности, в ногах - задние конечности лошади, сохранились кольчатые удила. П.М., Мохиревское городище - пам. С. Заур. лесостепи по характеру керамики и погребальному обряду близки к юдинской культуре, и, возможно, составляли ее юж. периферию. Вместе с тем, несомненна их связь с группами угров-коневодов лесостепи У. Последние появились на рубеже I-II тыс. н.э., когда при формировании угорской общности в лесной полосе У., видимо, происходил отток части нас. в лесостепь. Тогда же на тер. от Вост. Татарии (постпетрогромские пам. - см.: Петрогром, гора, по Е.П.Казакову) до ср. течения р. Исети на В. и Ц. Башк. на Ю. (курганы с гребенчато-шнуровой керамикой, по В.А.Иванову), появились пам. коневодов, с подвижным, возможно, полукочевым образом жизни. Помимо керамики с гребенчато-шнуровой орнаментацией, пам. объединяют такие черты погребального обряда, как покрытие лица погребенного тканью, а глаз и рта - металлическими пластинками, помещение рядом с ум. головы и ног лошади (Мрясимовские, Каранаевские, Кушулевский курганы).    Последние две черты были свойственны венгерским погребениям IX-X вв. (Фодор И., Балинт Ч.). Судьба угров Ур. лесостепи в XII-XIII вв. была разл. Приур. группа приняла мусульманство (чияликская культура) и ч. продолжала кочевать, ч. влилась в состав Древнего Болгара. Заур. группа сохранила до XIII в. традиции образа жизни и мат. культуры. Судя по находкам на городищах басс. р. Исети (Б. Бакальское, Прыговское, Лыбаевское), Пышмы (Мохиревское), Ницы (Юдинское), а также в Макушинских курганах и Мысовом могильнике, это были скотоводы и ремесленники. Волна тюркского земледельческого нас. в XIII в. с пам. туралинского типа частично сдвинула к С., а ч., возможно, ассимилировала угров Заур. лесостепи.    Лит.: Казаков Е.П. О происхождении и культурной принадлежности средневековых прикамских памятников с гребенчато-шнуровой керамикой // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа, 1987; Викторова В.Д. Курганы у с. Макушино на р. Нице // АЭБ, 1964. Т. II.    Викторова В.Д., Старков А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000