(или Раб) — певица; род. в 1852 г.; музыкальное образована получила в Петербургской консерватории. В 70-х гг. с успехом дебютировала на Мариинской сцене. В репертуар ее входили партии лирического сопрано в "Демоне", "Руслане" и очень многих других операх, как русских, так и иностранных. В настоящее время она состоит профессором пения в Спб. консерватории.
{Брокгауз}
Рааб, Вильгельмина Ивановна
— известная русская оперная певица; род. в Моравии, музыкальное образование получила сначала в пражской консерватории, по классу скрипки Мильднера, затем в Вене, у Фалькони, образовавшего ее голос. По приезде в Россию Р. завершила свое вокальное образование в СПб. консерватории у Ниссен-Саломан. 1872 Р. дебютировала с крупным успехом в Мариинском театре, в роли Матильды ("Тель") и затем в продолжении долгого ряда годов служила украшением русской оперы. По окончании оперной карьеры Р. была приглашена в СПб. консерваторию, в которой и поныне состоит профессором пения.
(Ф.).
{Риман}
Рааб, Вильгельмина Ивановна
(урожд. Билик; по первому мужу Рааб, по второму — Плющевская-Плющик) [13.5.1848 (в нек-рых источ. 1851), Аустерлиц, ныне г. Славков, Чехословакия — 10(23).11.1917, Петроград] — арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог. Род. в семье музыканта, обучалась игре на скрипке в Пражской и Венской конс. (в последней также пению в кл. А. Бухгодьц-Фалькони). В 1869 переехала в Петербург, где в том же году впервые выступила в концерте РМО п/у Э. Направника. Вокальное образование завершила в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), к-рую окончила в 1872 с большой серебряной медалью. В 1871—85 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Матильды). Обладала сильным, подвижным, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и обширного диапазона. Исп. отличалось проникновенным лиризмом, естественностью сцен. игры. Разнообразный репертуар певицы включал 32 партии в 29 операх (в т. ч. лирико-колор. и драм. партии).
1-я исп. партий: Натальи ("Ермак"), Ксении ("Борис Годунов", 2-я ред.), Натальи ("Опричник"), Ассирийской женщины ("Сарданапал"), Оксаны ("Кузнец Вакула"), Катарины ("Анджело", 1-я ред.), Тамары ("Демон" А. Рубинштейна), Алены Дмитриевны ("Купец Калашников"), Агнессы Сорель ("Орлеанская дева"); на рус. сцене — Ноэми ("Маккавеи"), Ирены ("Риенци"). Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Катерина, Наталья ("Опричник"), Маргарита ("Фауст"), Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Ирена ("Риенци"). Др. партии: Антонида, Горислава, Купава, Снегурочка, Юдифь ("Юдифь" А. Серова); Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Маргарита Валуа, Паж Урбан, Джильда, Аида. Партнеры: П. П. Булахов, Ф. Комиссаржевский, Б. Корсов, А. Крутикова, И. Мельников, Д. Орлов, О. Петров, Ф. Стравинский. Пела п/у Э. Направника, А. Рубинштейна.
Р. была выдающейся камерной певицей. Репертуар включал романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, П. Чайковского (композитор посвятил ей романс "Канарейка", ор. 25 № 4, 1875) и постоянно пополнялся произв. рус. и зарубеж. композиторов. В симф. концертах РМО п/у Направника исп. сольные партии в "Странствии Розы" Р. Шумана (1872), "Венгерской коронационной мессе" Ф. Листа (1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (1874, 1879), Реквиеме В. А. Моцарта (1875), "Торжественной мессе" Бетховена (1880). Талант арт. высоко ценили Ц. Кюи, А. Рубинштейн, Г. Ларош, П. Чайковский.
В 1884—1917 преподавала в Петерб. конс. (с 1901 проф.). Ученики: Ц. Ивкова, Н. Папаян.
Имеется портрет певицы (литография) худож. А. Лебедева.
Лит.: (Кюи Ц. А.). [О В. И. Рааб] //Муз. обозрение. 1885. 14 ноября; Памяти В. И. Рааб // РМГ. 1918. № 1—2. Стлб. 15—19; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 134, 285; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889 — Л., 1973. С. 325.