РАБЛЕ
РАБЛЕ
Rabelais), Франсуа (1494? - 9.IV.1553) - франц. писатель, гуманист. Выдающийся представитель культуры Возрождения. Был монахом; в монастыре овладел лат. и греч. яз., вступил в переписку с Г. Бюде. Изучал медицину в Монпелье, в 1537 получил степень доктора медицины. Был в тесной дружбе с гуманистом Э. Доле. Основное произведение Р., принесшее ему мировую славу, - фантастический роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" ("Gargantua et Pantagruel", v. 1-5, Lion, 1532-64). По своим изобразит. средствам и постановке проблем роман тесно связан с нар. жизнью и нар. культурой того времени. Уничтожающий смех романа направлен против феод. мира и его идеологии. Осмеивая религ. фанатизм, культ аскетизма и нетерпимость, Р. выступал как враг не только католич. церкви, но и Реформации, за что подвергся нападкам со стороны Ж. Кальвина. Создав образ идеального, "просвещенного государя" - Пантагрюэля, Р. нарисовал утопич. картину идеального общества (Телемское аббатство), построенного на принципах личной свободы, в к-ром осуществлена гуманистич. идея гармонич. воспитания человека в противовес средневековой схоластической системе воспитания. Соч.: Oeuvres, v. 1-5, P., 1913-31; Oeuvres compl?tes, t. 1-5, P., 1957; в рус. пер.: Гаргантюа и Пантагрюэль, пер. Н. Любимова, М., 1961. Лит.: Евнина Е., Франсуа Рабле, М., 1948; Франсуа Рабле. Био-библиографич. указатель, М., 1953; Бахтин М., Творчество Франсуа Рабле и нар. культура ср.-вековья и Ренессанса, М., 1965; Lefranc A., Rabelais, P., 1953; Plattard J., Rabelais, l´homme et l´oeuvre, P., 1958. И. E. Верцман. Москва.
РАБЛЕ
Rabelais) Франсуа (1484, близ Шинона – 1553, Париж), французский писатель. Родился в небогатой семье. Получил энциклопедическое образование при монастыре. Пережил много перемен: был монахом-францисканцем, потом бенедиктинцем, порвал с монашеством, посещал университеты и занимался медицинской практикой, снова оказался в монастыре в должности каноника, приблизился ко двору Франциска I, бежал из столицы от церковного преследования. Постоянной в жизни Рабле была борьба с догматиками католической церкви и богословскими кругами Сорбонны. При жизни писателя церковь прокляла его сочинения и запретила их, французский парламент приговорил их к сожжению.
Пять книг составляют единое произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Страшные и ужасные деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великана Гаргантюа» (1532), «Неописуемая жизнь великана Гаргантюа, отца Пантагрюэля» (1534), «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1546), «Четвертая книга» (1552) и вызывающая сомнения в авторстве Рабле «Пятая книга» (1564, посмертное издание). Вначале Рабле использовал одну из популярных народных легенд о великане Гаргантюа, но потом создал оригинальный сюжет. Две первые книги описывают рождение и воспитание Пантагрюэля, начало его путешествий, военные подвиги его отца. Уже в них видна антицерковная направленность сатиры, а в образах великанов-королей, особенно Гаргантюа, представлен политический идеал просвещенного монарха. В следующих книгах Пантагрюэль вместе со своим спутником – ловким плутом Панургом путешествуют к оракулу Священной Бутылки в поисках ответа на вопрос, следует ли Панургу жениться. Выбор путешествия в качестве сюжетной основы дал Рабле возможность сатирически изобразить разные стороны общественной жизни, сословия: твердолобых монахов, лжеученых, продажных судей, тиранов-параноиков и т. д. Утопической картиной идеального общества является Телемская обитель, своеобразный антимонастырь, послушники которого обязаны наслаждаться свободной жизнью.
Своеобразие романа в соединении злободневной сатиры и народного площадного юмора. В шутках персонажей, в смешных сценах автор гиперболизирует телесную сторону жизни, связанную с плотской любовью, едой, питьем и прочими функциями организма, потому что цель его сатиры – осмеять навязанный обществу церковными мракобесами телесный и умственный аскетизм, ограничивающий познание. Роман явился энциклопедией пародийных литературных жанров. В его сюжете заметны традиционные мотивы и композиционные приемы рыцарских романов Cредневековья, а внутри вывернутого наизнанку рыцарского сюжета смешиваются историческая хроника, фаблио, фарс, ученый комментарий, бытовой анекдот и т. д. Роман повлиял на М. Сервантеса, Дж. Свифта, Л. Стерна.
Пять книг составляют единое произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Страшные и ужасные деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великана Гаргантюа» (1532), «Неописуемая жизнь великана Гаргантюа, отца Пантагрюэля» (1534), «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» (1546), «Четвертая книга» (1552) и вызывающая сомнения в авторстве Рабле «Пятая книга» (1564, посмертное издание). Вначале Рабле использовал одну из популярных народных легенд о великане Гаргантюа, но потом создал оригинальный сюжет. Две первые книги описывают рождение и воспитание Пантагрюэля, начало его путешествий, военные подвиги его отца. Уже в них видна антицерковная направленность сатиры, а в образах великанов-королей, особенно Гаргантюа, представлен политический идеал просвещенного монарха. В следующих книгах Пантагрюэль вместе со своим спутником – ловким плутом Панургом путешествуют к оракулу Священной Бутылки в поисках ответа на вопрос, следует ли Панургу жениться. Выбор путешествия в качестве сюжетной основы дал Рабле возможность сатирически изобразить разные стороны общественной жизни, сословия: твердолобых монахов, лжеученых, продажных судей, тиранов-параноиков и т. д. Утопической картиной идеального общества является Телемская обитель, своеобразный антимонастырь, послушники которого обязаны наслаждаться свободной жизнью.
Своеобразие романа в соединении злободневной сатиры и народного площадного юмора. В шутках персонажей, в смешных сценах автор гиперболизирует телесную сторону жизни, связанную с плотской любовью, едой, питьем и прочими функциями организма, потому что цель его сатиры – осмеять навязанный обществу церковными мракобесами телесный и умственный аскетизм, ограничивающий познание. Роман явился энциклопедией пародийных литературных жанров. В его сюжете заметны традиционные мотивы и композиционные приемы рыцарских романов Cредневековья, а внутри вывернутого наизнанку рыцарского сюжета смешиваются историческая хроника, фаблио, фарс, ученый комментарий, бытовой анекдот и т. д. Роман повлиял на М. Сервантеса, Дж. Свифта, Л. Стерна.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006