Рабочий фольклор Урала

Найдено 1 определение
Рабочий фольклор Урала
особая группа произв. разл. жанров в рамках нац. фольклора, сформировавшаяся в определенной соц. среде, отражающая ее интересы и пристрастия, опирающаяся на своеобразную эстетику, отличную от той, что ранее сложилась в условиях феод. строя, гл. обр., в среде крест. Р.Ф. У. выделяется в рус. фольклорной традиции своей "особостью" (П.П.Бажов), единством худ. принципов, ярко выраженной раб. проблематикой, местным колоритом, что с одинаковой силой проявляется в песнях, преданиях, легендах, в "новых сказках" (сказах), в частушках, пословицах и поговорках.    Идейные и эстетические принципы Р.Ф. У. сложились не сразу. В его развитии выделяют три периода.    Первый - фольклор "работных людей" (XVIII - до 40-х гг. XIX в.). Его творцами были в осн. крепостные крест., приписанные к ур. з-дам, рудникам, шахтам для исполнения самых тяжелых работ. По взглядам на жизнь, по психологии они ничем не отличались от крест. и ремесленников своего времени. Поэтому новыми в их творчестве были только темы, образы, связанные с освоением богатых недр У., с каторжными условиями труда на железоделательных з-дах, с проф. секретами литейщиков, чеканщиков, гранильщиков и т.п. (Песни: "Не ропщи-ко, Пашенька, драгая", "Чужа-дальня сторона", "Песня приписных" и др.). Особенно популярной была несказочная проза: предания и легенды об аборигенах У., о "стариках" и "чуди", об основателях ур. з-дов Строгановых и "первых Демидовых", о выдающихся мастерах своего дела, умельцах и силачах.    Второй период (40-е - 90-е гг. XIX в.) называется ранней поэзией раб. Эстетика этой поэзии основана на отказе от соц.-утопических воззрений крест. и связанных с ними романтических иллюзий (веры в "царя-освободителя", "героя-заступника", надежды на взятие клада, на необыкновенный урожай и т.п.). Задача песен, сказок, только что появившихся частушек: сказать "голимую" правду о жизни ("В шестьдесят четвертом годе", "Распроклятая жизнь шахтера", "Прощай, прощай, белый свет", "Прощай, Сысерть, моя родная"). Песни отражали реальные события и факты, не содержали в себе худ. обобщения; в них мн. конкретных имен и названий, проф. лексики. Несмотря на наивное и подчас грубое содержание этого фольклора он в свое время произв. сильное впечатление на слушателей (свидетельства Ф.М.Решетникова, Д.Н.Мамина-Сибиряка). Мн. произв. содержали резкую критику местных з-дчиков ("На Нижне-Тагильском з-де"), но рев. идей пока не поднимали. Их гл. настроение - жалоба на адские условия труда (сказка "Молотобоец и черт").    Третий период (1900-е - до 1917) характеризуется пробуждением обществ. сознания, привнесением в раб. движение социалистического идеала. Рождается эстетика рев. пролетариата, на почве к-рой выросли такие жанры, как призывные гимны и марши, песни протестов, сатирические акафисты и частушки. Произв. эти создавались как обычным фольк. путем (неизвестными авторами), так и лит. способом, поэтами-агитаторами ("Хлынем, братья, не робея", "В битву мы вступим, расправивши крылья" и т.п.). Рев. идеи поддерживались не всеми раб. В качестве альтернативы распевались песни-утешения, песни и частушки, осуждавшие насилие, разнузданность форм протеста.    Лит.: Лазарев А.И. Поэтическая летопись заводов Урала. Челябинск, 1972; Лазарев А.И. Рабочий фольклор Урала. Иркутск, 1988; Кругляшова В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск, 1974; Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск, 1987.    Лазарев А.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000