РАБСТВО (Авдут)
РАБСТВО (Авдут)
У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства - семейного, общинного и национального. В отличие от наемника, который зависел в известной мере от работодателя, но выполнял работу по доброй воле и мог в любой момент освободиться от этой зависимости, само тело раба принадлежало его хозяину, и раб считался просто рабочей силой. Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг. Иным было отношение еврея к рабу, даже в древности, ибо, согласно еврейскому мировоззрению, раб также создан по образу и подобию Господа и принадлежит к роду людскому. В книге Иов это мировоззрение находит свое выражение: "Если презрю я право раба моего и рабыни моей в тяжбе их со мной, то что сделаю я, когда восстанет Бог, и когда взыщет с меня, что отвечу Ему? Ведь в чреве (в котором) создал меня, создал и его и в одной утробе образовал нас" (Иов XXXI, 13-15). Это гуманное мировоззрение нашло свое отражение не только в этическом учении, но и в еврейском законодательстве. Раб-еврей. Тора* ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром" (Исх. XXI, 2). И еще сказано: "...до юбилейного года* будет он работать у тебя. И уйдет от тебя он и сыновья его с ним, и вернется к семье своей и к наделу отцов его вернется. Ибо рабы Мои они, которых Я вывел из страны Египетской, да не будут проданы, как продают рабов" (Лев. XXV, 40-42). Еврей может быть продан: 1) по постановлению суда за кражу, которую он не может возместить (Исх. XXII, 2) и 2) если он сам продал себя из-за бедности. Покупающему раба-еврея запрещено давать ему презрительную кличку. Воспрещено возлагать на раба-еврея работы, в которых нет нужды, лишь бы загрузить раба. И воспрещено возлагать на раба-еврея унизительные работы, заставлять его таскать поклажу хозяина, стирать его вещи, обувать его и т. п. И требовали хазал*, "чтобы хорошо ему было с тобой — с тобой в пище и с тобой в питье; чтобы не было так: ты ешь белый хлеб, а он - черный, ты пьешь выдержанное вино, а он - кислое, ты спишь на перьях, а он — на соломе. Поэтому сказано: тот, кто покупает раба-еврея, покупает себе господина" (Кид. XXII). Если прошло шесть лет, а раб-еврей не хочет выйти на волю, говоря: "...люблю я господина моего, жену мою и детей моих, не выйду на свободу". То приведет господин его пред судей, и подведут его к двери или к косяку, и проколет ему господин ухо его шилом, и будет он служить ему навек" (Исх. XXI,5—.). Р. Йоханан бен Закай поясняет: "Чем отличается ухо от других органов тела? Сказал Господь, благословен Он: "Ухо, которое слышало на горе Синай: "ибо Мне рабы сыны Израилевы", а не рабы рабам, а этот пошел и приобрел себе господина, — да будет оно проколото" (Кид. XXII). Раб-ханаанеянин. О нем сказано: "А раб твой, и раба твоя, чтобы были они твоими — у народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба и рабыню. Также у пришельцев, которые живут с вами; у них купите и из семейств их, которые с вами..." (Лев. XXV, 44-4.). Такие назывались "вечными рабами", продавались и покупались за деньги, служили собственностью и предметом мены. Раб-ханаанеянин освобождается от рабства тремя путями. За деньги: если кто-то выкупает его деньгами или товаром. По воле господина: если господин его написал и дал рабу вольную грамоту, тогда раб свободен. И если поврежден орган тела его, как сказано: "И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его... И если он зуб раба своего или зуб рабы своей выбьет, должен он отпустить его на волю за зуб его" (Исх. XXI, 2.—27). В этом случае хозяина принуждают дать рабу вольную грамоту (Кид. XXIV). Однако хозяину дозволялось бить своего раба, не причиняя повреждений. Раб-ханаанеянин - собственность его владельца, и можно продать его другому еврею, но не иноверцу, так как иноверец приучит раба к язычеству. Если же еврей продал раба иноверцу, суд штрафует такого продавца: он должен выкупить раба, даже по удесятеренной цене, и дать ему вольную. Если раб продан за пределы Израильской земли, даже еврею, раб должен получить свободу. Его нового хозяина принуждают дать рабу вольную, а уплаченные им деньги пропадают. И так сказано в Торе: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего. У тебя пусть живет, в среде твоей, на месте, которое он изберет в одном из врат твоих, где ему угодно, не Обижай его" (Втор. XXXIII, 1.-17). Освобожденный раб обладает всеми правами гражданина. Рабу-ханаанеянину можно поручать тяжелые работы, но милосердие и мудрость требуют от хозяина не перегружать и не притеснять его, кормить и поить вволю, не обижать его ни словом, ни действием, не кричать на него, а говорить с ним мягко и склоняя ухо к его жалобам (Шулхан Арух, "Йорэ дейа", гл. 2.7, 17).
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983